Транспортная компания потеряла или испортила посылку или груз? Вот как стрясти с них компенсацию
Юристы обнародовали порядок действий при потере или порче посылки и груза . Сломанная хрупкая вещь, которую вы ждали несколько недель, месяцами кружившая по всей стране посылка и в итоге безвестно сгинувшая — с такими проблемами можно столкнуться в любой логистической компании. Итог: испорченное настроение, а порой и потерянные деньги. Товар, конечно, уже не вернуть, но можно получить компенсацию. Как правильно действовать, если посылку или ваш груз транспортная компания потеряла или испортила, и с какими сложностями можно столкнуться в процессе, «Секрету» рассказали юристы.
© Коллаж: «Секрет фирмы», Image by Freepik, Image by rawpixel.com on Freepik
Кто отвечает за сохранность посылок и грузов при перевозке
Отношения по перевозке регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и транспортными уставами, отметил Владислав Варшавский, управляющий партнёр юридической компании «Варшавский и партнёры». Например, если это железнодорожная перевозка, речь идёт об Уставе железнодорожного транспорта РФ. Если автомобильная — об Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Если же перевозка происходит между разными странами, то в отношении неё могут применяться правила международных соглашений и конвенций. На это обстоятельство следует обращать особое внимание в тех случаях, когда посылка повреждена либо утрачена перевозчиком.
А если для перевозки груза привлекается экспедитор, то к таким отношениям, помимо Гражданского кодекса РФ, будет применяться .
С момента передачи груза отправителем перевозчику последний принимает на себя риски случайной гибели товара, поэтому он и будет отвечать по требованиям получателя в связи с потерей товара либо его порчей. В таких ситуациях получатель вправе требовать компенсацию стоимости груза.
Какую ответственность несёт транспортная компания
Если человек в момент получения груза обнаружил отсутствие тех или иных позиций либо повреждение товара, он вправе составить акт при участии перевозчика и сделать отметку о составлении акта в накладной. По словам Владимира Кузнецова, для составления акта и оценки повреждений на месте можно пригласить эксперта либо оценить ущерб позже.
А после составления акта и проставления об этом отметки в накладной нужно обратиться к транспортной компании с претензией о компенсации убытков в виде стоимости товара.
Для расчёта размера такой компенсации будет иметь значение изначально указанная стоимость груза. Если же такая стоимость не была указана, для расчёта убытков могут использоваться данные экспертной оценки, которые также будут иметь значение в суде.
Здесь, по словам Владислава Варшавского, вне зависимости от того, что произошло с грузом (утрата или его повреждение), важно не упустить момент и документально зафиксировать факт утраты или повреждения посылки и при каких обстоятельствах произошло это событие.
Зачастую именно ошибка в оформлении документов лишает возможности владельца груза получить возмещение за утраченный или повреждённый груз с транспортной компании. По закону при заключении договора перевозки отправитель должен получить транспортную накладную. Её отсутствие или какой-либо дефект в ней могут быть препятствием для взыскания ущерба с транспортной компании, поскольку будет невозможно доказать факт заключения договора перевозки.
Другая ошибка, на которую указывает эксперт, — это несоблюдение порядка подачи претензии. Это обязательный этап в спорах по перевозке. Порядок подачи досудебной претензии указан в Уставе конкретного транспорта: железнодорожного, автомобильного и так далее. Если к перевозке привлекали экспедитора, досудебная претензия должна быть подана в течение шести месяцев. Срок исковой давности, как и при перевозке, составляет один год.
К любой претензии Владислав Варшавский советует прикладывать документы, подтверждающие обстоятельства повреждения или утраты груза, а также расчёт суммы ущерба. Такие документы должны быть представлены в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
В течение 30 дней перевозчик должен рассмотреть эту претензию и дать ответ. Если транспортная компания отказывается решить вопрос мирно и удовлетворить требование компенсации, получатель груза вправе обратиться с иском в суд.
«Суд будет оценивать фактические обстоятельства спора: передачу груза отправителем и его состояние в этот момент (как правило, отправители и перевозчики при передаче груза сверяют количество позиций товара и их состояние), повреждение или утрату груза перевозчиком (например, в результате аварии) и размер убытков», — говорит Владимир Кузнецов.
Сложности и нюансы обращения в суд
Вне зависимости от того, какая подсудность спора согласована в договоре перевозки, в отношении исков к перевозчикам установлена исключительная подсудность. Такие иски рассматриваются по месту нахождения транспортной компании, отметил Варшавский.
А вот в случае с договором транспортной экспедиции, если стороны согласовали договорную подсудность, то иск предъявляется в соответствии с этой договорённостью, если нет, то по месту нахождения ответчика.
Большое количество сложностей с решением ситуации в суде, по словам Владислава Варшавского, возникает с тем, что по договору перевозки срок исковой давности сокращённый и составляет один год. На это обстоятельство следует обратить особое внимание.
Множество проблем как раз и происходит из-за того, что владельцы груза пропускают данный срок. Заявление же от транспортной компании о пропуске срока исковой давности — это самостоятельное основание для отказа в иске.
Спорная ситуация может возникнуть в случае международной перевозки и невозможности доставки груза, например, из-за санкций. В некоторых случаях суды признают такие обстоятельства непреодолимыми и освобождают перевозчика от ответственности. Но иногда и удовлетворяют требования получателя груза, уточнил Кузнецов.
В качестве общей рекомендации юристы советуют не затягивать с подачей претензии и иска при утере или порче груза. В зависимости от вида транспорта сроки предъявления претензии могут быть сильно ограниченными.