Опубликовано 27 апреля 2024, 21:35
8 мин.

Ремонт за чужой счёт. Кто возместит ущерб, если машину побило градом или ударило деревом

Непогода может не только испортить настроение, но и ощутимо навредить любимому автомобилю. Что только не случается с машинами: в них попадают молнии и деревья, их бьёт градом и заливает со всех сторон. К счастью, далеко не всегда платить за ремонт придётся владельцу. Когда можно требовать деньги с других и часто ли дело доходит до суда? «Секрет» разобрался в проблеме вместе с юристами, страховщиками и автоэкспертами.

Когда ущерб машине возмещают чиновники

Непосредственно государство возмещает ущерб от непогоды лишь в одном случае — при объявлении режима чрезвычайной ситуации (ЧС), напомнила юрист Диана Сорк. Например, если в регионе наводнение, лесные пожары и другие катаклизмы.

В этой ситуации за повреждённое или погибшее (то есть утраченное) имущество положены компенсации. Но они редко покрывают стоимость вещей полностью и составляют несколько десятков или, если повезёт, сотен тысяч рублей.

Майя Сандлер
адвокат

Обычно материальные средства выплачиваются лишь при повреждении во время непогоды жилых помещений и находящегося в нём имущества, а порча движимого имущества во внимание не берётся.


В отдельных случаях вину за ущерб можно возложить на коммунальные службы или местную администрацию. Например, если на машину упало от ветра сухое дерево, которое уже давно должны были убрать коммунальщики, или она оказалась на затопленной из-за плохой ливнёвки дороге.

Диана Сорк
юрист Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)

Без суда это вряд ли обойдётся, поскольку допущенные нарушения придётся доказывать. А ещё будет учитываться и поведение самого владельца машины: насколько правильно он припарковал свой автомобиль. Если машина стояла в неположенном месте, то размер компенсации может быть уменьшен.


Как потребовать возмещения от чиновников

Шаг 1. Зафиксировать случившееся

Первым делом нужно обратиться в полицию по единому номеру 112. Если инцидент случился на дороге, то вызывать стоит ГИБДД.

Диана Сорк
юрист

Если ситуация произошла не на дороге (то есть это не ДТП), то нужно вызывать участкового, который зафиксирует происшествие. Самим тоже надо подстраховаться и сфотографировать и (или) снять на видео всю картину.


Важно, чтобы полицейский составил протокол происшествия. В нём он должен зафиксировать все повреждения машины.

Орест Мацала
ведущий юрист «Европейской юридической службы»

После фиксации события уполномоченными органами по результатам проверки, как правило, выдаётся постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо дела об административном правонарушении. Возбуждение дела не является самоцелью.


А вы не забудьте в дальнейшем указать, с помощью чего сделали фото и видео — что это был за аппарат и какой модели. Это позволит использовать материалы как доказательства в суде.

Лучше, если на фото сразу будут указаны дата и время снимка. «Хотя и без этого суд может принять во внимание фотографии, поскольку датирование фотоснимков легко установить при анализе свойств фотофайла на электронном носителе», — отметила помощник адвоката коллегии «Тактик Про» Софья Кулакова.

Также осмотрите соседние здания и сооружения — на них могут быть камеры видеонаблюдения, и эти кадры вам точно пригодятся, подчеркнул юрист Орест Мацала.

Ещё один важный момент — поиск свидетелей. Необходимо взять контакты у очевидцев ЧП — их позже можно будет опросить в суде как свидетелей.

Шаг 2. Найти ответственного

Надо понять, кто отвечает за объект, который повредил машину (например, дерево, металлическую конструкцию и т. д.). Для этого обращаемся в муниципалитет и получаем информацию о:

  • дорожной службе;
  • управляющей компании;
  • собственнике конструкции.
Софья Кулакова
помощник адвоката

Если на автомобиль упало дерево на парковке возле дома, то это, как правило, зона ответственности управляющей компании; если на трассе — то дорожных служб; в иных случаях — собственников соответствующих земельных участков, включая региональные органы власти, муниципалитеты и коммерческие организации.

Выяснить это можно как обратившись в уполномоченные органы (иногда такую информацию могут предоставить и сотрудники полиции по результатам расследования сообщения о происшествии), так и получив выписку из ЕГРН.


Шаг 3. Оценить повреждения

Следом нужно будет обратиться к лицензированному эксперту, который оценит повреждения автомобиля.

Результатом его работы станет акт осмотра с подробно расписанной сметой расходов на ремонт или восстановление машины.

Может понадобиться и более «экзотическая» экспертиза, к примеру дендрологическая (спецы изучат состояние упавшего дерева).

Шаг 4. Подать претензию

Сначала нужно попытаться решить вопрос мирным путём.

Владельцу машины надо будет направить ответственному письменную претензию с информацией о ЧП и предложением возместить ущерб.

Документ стоит либо передать лично и проставить на копию отметку о вручении, либо отправить заказным письмом с описью вложения. Позже чек и опись станут доказательством попытки мирного урегулирования спора.

Но далеко не факт, что это сработает: в местных бюджетах редко предусматривают суммы на возмещение, так что разбираться с проблемой придётся иначе.

Шаг 5. Обратиться в суд

Если с мирным урегулированием ничего не вышло, нужно обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, причинённого вашему имуществу. К заявлению важно приложить собранные доказательства и другие важные документы:

  • копии паспорта, водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • фото с места происшествия;
  • копию досудебной претензии;
  • квитанции о её отправке;
  • протокол происшествия;
  • расчёт стоимости причинённого ущерба (если вы уже провели оценку).
Софья Кулакова
помощник адвоката

Если сумму определить невозможно, необходимо подать в суд ходатайство о привлечении специалистов для точного установления причинённого ущерба, также суды часто при вынесении решения ссылаются на сформировавшуюся судебную практику.


Не забудьте, что в суд нужно обращаться в течение общего срока исковой давности — по закону это три года.

Когда ущерб машине возмещает страховая

Страховые компании предоставляют покрытие ущерба от стихийных бедствий в рамках полиса каско, напомнили в пресс-службе ГК «Автодом».

ОСАГО же покрывает только риски гражданской ответственности водителя перед другими участниками дорожного движения (третьими лицами) и на подобные ситуации не распространяется.

Под стихийным бедствием страховые понимают природное явление, которое оказало внешнее воздействие на застрахованный автомобиль, напомнила управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. Это может быть что угодно:

  • наводнение;
  • град;
  • шторм;
  • ураган;
  • смерч;
  • землетрясение;
  • удар молнии и т. д.

В разных компаниях условия могут меняться, так что нужно внимательно читать договор.

Как потребовать возмещения от страховой

Шаг 1. Обратиться в страховую

Важно поставить страховую в известность о ЧП сразу же, как о нём узнал владелец машины. Вообще в правилах страхования обычно прописывают, в какой срок нужно сообщать о подобных инцидентах. Обычно это от трёх до 10, на крайний случай 20 дней.

В дальнейшем страховая подскажет верный порядок действий и сориентирует по документам.

«До прибытия представителя компании не рекомендуется сдвигать с места повреждённый автомобиль для точного определения характера и тяжести ущерба», — отметили в «Автодоме».

Шаг 2. Собрать доказательства

Самое главное — зафиксировать место страхового случая.

«Произведите видеосъёмку автомобиля со всех сторон. На видео должно быть понятно, где находится автомобиль, что его повредило, какая обстановка вокруг. Снимайте максимально подробно, это может пригодиться, особенно в спорных ситуациях», — советует основатель страхового агентства Chernov.Expert Андрей Чернов.

Также понадобится сразу несколько важных бумаг.

«Нужно вызвать сотрудника полиции, чтобы он зафиксировал повреждения и выдал вам соответствующее заключение. В гидрометцентре же нужно будет взять справку о погодных условиях в день инцидента», — рассказывает руководитель центра урегулирования розничных убытков «СберСтрахования» Егор Лысой.

Как и в первом алгоритме, обращаться нужно в ГИБДД, если ЧП случилось на дороге, и к участковому, если за её пределами.

Шаг 3. Запросить выплату или направление на ремонт

При относительно небольших повреждениях, например от града, будет достаточно фотографий от владельца машины. Приезжать в офис не нужно, владельцу придёт электронное направление на ремонт, рассказал вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов.

Артём Понамарчук
юрист

Срок выплаты законом не установлен и определяется правилами страхования каждым страховщиком самостоятельно. Как правило, он составляет до 30 рабочих дней.


Шаг 4. Обратиться в суд

Иногда страховщики по тем или иным причинам отказывают клиенту в выплате. Вот из-за чего компании принимают такое решение:

  • Клиент нарушил условия страхования, которые прописаны в договоре.
  • Клиент пропустил сроки, в которые нужно было сообщить о страховом случае.
  • При заключении договора клиент предоставил неверные данные.
  • Во время ЧП водитель был пьян.
  • Происшествие не считается страховым случаем.
  • Неисправность автомобиля не связана с ЧП.

Если владелец машины уверен в своей правоте, ему стоит обратиться в суд для оспаривания действий страховой компании и взыскания денег.

Для этого придётся самому заказать оценку ущерба в экспертной организации, если её прежде не сделал страховщик. Также можно попросить суд назначить независимую экспертизу.

Когда никто не станет возмещать ущерб машине

В первую очередь рассчитывать придётся только на себя, если полиса каско нет, а в ущербе нет вины чиновников и вообще других людей. Например, если в машину ударила молния.

Если каско всё же есть, то тут всё зависит от положений договора.

«Ущерб не будет компенсирован в случае, если в договоре со страховой компанией не прописано природное явление, от которого автомобиль получил повреждения. Например, если автомобиль пострадал от града, но град не указан в договоре как страховой случай», — подчеркнули в компании «Автодом».

Сейчас у всех крупных страховых компаний риск «Стихийные бедствия» включён в полное каско. Но у каждой фирмы могут быть исключения из правил. Например, подобные полисы обычно не покрывают риск гидроудара, отметила Ирина Франк.

Антон Мельцов
основатель компании «Страховой брокер AMsec24»

При этом, если, например, машину затопило по вине клиента, когда он, допустим, увидел огромную лужу и всё-таки заехал в неё, не каждая страховая компания будет готова заплатить за ущерб автомобиля.


Рассчитывать на выплаты не стоит, если повреждения возникли не из-за стихийного бедствия, но чего-то на него похожего, добавил Сергей Демидов.

Например, метеорологи не считают ветер до 17 м/с чем-то выдающимся. Так что, если машина пострадала, когда он не добрался до этого значения (даже если ветер разогнался до 16 м/с), компенсировать ущерб не будут.

Помимо этого, у полиса могут быть ограничения по сумме возмещения. Такое условие есть, например, у каско с франшизой. Обладателю такого полиса придётся взять на себя расходы сверх обозначенного в договоре значения.