Заветное слово «прописка». Так ли важна для россиян регистрация и что без неё не получится сделать
В советские годы прописка имела огромное значение — без неё буквально нельзя было находиться в городах, а москвичам, например, жить не по тому адресу, который зарегистрирован. Так большинство жителей страны были прикованы пропиской к определённому месту. В современной России эта система трансформировалась в регистрацию по месту жительства. Этот вариант учёта стал не таким суровым и значимым, но кое-какой вес он всё же имеет. «Секрет» вместе с юристами разобрался, какую же роль она играет и на что может рассчитывать человек без регистрации.
Единую паспортную систему и обязательную прописку паспортов ввели в СССР в конце 1932 года — чтобы контролировать миграцию в стране.
Самый строгий контроль был в Москве, Ленинграде, Харькове и зонах рядом с ними. Эти территории объявили режимными — переехать сюда можно было только по исключительному поводу, например приглашению на работу. Но даже с таким документом на прописку не могли рассчитывать сбежавшие из деревень кулаки и раскулаченные, перебежчики из-за границы и многие другие «неблагонадёжные» граждане.
К 1953 году режим распространился на 340 населённых пунктов и железнодорожных узлов, а также пограничные зоны СССР. Некоторые области целиком стали режимными (например, Сахалинская область и Приморский край). Большинство селян в принципе не могли претендовать на паспорта (их выдавали только в совхозах и на режимных территориях), поэтому переезд в город для жителей деревни был делом практически невозможным.
В середине 1970-х годов паспорта были уже у всех граждан Советского Союза, а находиться на любой территории страны без прописки запрещалось.
В современной России слово «прописка» не фигурирует в официальных документах. Его заменил юридический термин «регистрация». Но в народе по-прежнему в ходу именно слово из прошлого.
Юридически же законодательство выделяет постоянную (по месту жительства) и временную (по месту пребывания) регистрацию. Порядок их оформления указан в приказе МВД от 2017 года.
Несмотря на то что у россиян есть , а также выбор места пребывания и жительства, государство всё равно интересуется, где человек живёт. Так оно ведёт регистрационный учёт населения.
По закону порядок оформления постоянной регистрации таков:
- зарегистрироваться по месту жительства нужно в течение 7 дней после переезда;
- зарегистрироваться можно только в жилых помещениях или дачном доме, пригодном для проживания круглый год;
- штамп о прописке взрослым поставят в паспорт, детям младше 14 лет — в специальное свидетельство о регистрации;
- действовать такая регистрация будет бессрочно, пока человек сам не захочет сняться с регистрационного учёта;
- ещё выписать могут по решению суда (например, если человека признали пропавшим, если он больше не имеет права пользоваться жильём или если его выселили).
Временная регистрация (по месту пребывания) нужна, если вы остановились в каком-то месте на относительно длительный срок. Этим местом может быть не только дом или квартира, но и общежитие, хостел, отель, больница и даже санаторий.
Обязательное условие для временной регистрации — нужно находиться не по месту проживания дольше 90 дней. Оформляют её как раз в эти 90 дней на определённый срок — до 5 лет, отметила руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» адвокатской конторы «Сотниковы и партнеры» Елена Сотникова.
Что нельзя делать без прописки
Без неё точно не получится прописать своих детей по месту жительства — их регистрируют там, где записан один из родителей, отметил адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов им. Баранова Александр Бабичев.
Обратиться за социальными льготами и пособиями в большинстве случаев тоже можно только по месту жительства. Вот, например, компенсацию за оплату жилищно-коммунальных услуг в Московской области можно получить, только имея постоянную регистрацию.
Ещё не удастся проголосовать на выборах, поскольку списки избирателей на участках формируются исходя из их места жительства или места пребывания.
Помимо этого, не получится оформить статус индивидуального предпринимателя. Это обязательное требование, поэтому заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации невозможно.
Что сложно, но можно делать
Отсутствие регистрации не помешает гражданину РФ получить медпомощь по ОМС, рассказал «Секрету» генеральный директор юридической компании «Топ Лигэл Консалтинг» Николай Когошвили. Для этого нужно только прикрепиться к конкретной поликлинике, подав заявление.
«Получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы будет затруднительно реализовать вне региона проживания, однако все равно возможно», — продолжил он.
Но важно понимать, что детей без прописки принимают в учебные заведения в последнюю очередь (аналогично детям со временной регистрацией также дают низкией приоритет), а банки могут для перестраховки повысить ставку по кредиту или вовсе в нём отказать.
А вот приёму на работу отсутствие регистрации никак не помешает, добавила партнер BGP Litigation Анна Иванова.
Трудовой кодекс ограничивает список документов при приёме на работу. Без постоянной регистрации работнику не может быть отказано в трудоустройстве.
При заключении трудового договора работодатель потребует СНИЛС, но и его оформить без регистрации возможно. Что касается воинского учёта, то при отсутствии регистрации работодатель направляет сведения в военкомат по месту пребывания работника. Если в процессе трудовой деятельности работнику придётся оформить доверенность и заверить её у нотариуса, то отсутствие регистрации также не будет препятствием.
Работодатель должен будет закрепить в трудовом договоре адрес для взаимодействия с сотрудником и обязать его сообщать о смене места жительства. Иначе ему будет некуда высылать рабочие уведомления.
Также отсутствие регистрации не может помешать человеку получать страховую пенсию. Выплачивать её будут по месту фактического проживания, ежегодно подтверждая его в пенсионном отделении.
Как могут наказать за отсутствие регистрации
Согласно российскому праву, проживающие на территории страны обязаны регистрироваться по месту пребывания и жительства, отметила юрист BGP Litigation София Имамутдинова. За проживание без регистрации предусмотрена административная ответственность:
- штраф в размере 2000–3000 рублей для физических лиц;
- штраф в размере 2000–5000 рублей для нанимателей и собственников жилого помещения (если они не регистрируют жильцов);
- штрафы в размере 250 000–750 000 рублей для юридических лиц.
В Москве и Санкт-Петербурге действуют повышенные штрафы, продолжил управляющий партнёр юридической компании «Юрведо» Алексей Скляров. Они составят:
- 3000–5000 рублей для граждан;
- 5000–7000 рублей для нанимателей и собственников жилья;
- 300 000–800 000 рублей для компаний.
В некоторых случаях штраф за отсутствие регистрации платить не придётся. В частности, платить не нужно:
- тем, у кого есть регистрация по месту жительства в том же регионе (в случае с Москвой также подойдёт Московская область, с Санкт-Петербургом — Ленинградская область, с Севастополем — Крым);
- родственникам нанимателя или собственника жилья, у которого есть регистрация в квартире;
- родственникам нанимателя или собственника жилья, которые сами живут в той же квартире.
Ещё есть понятие фиктивной регистрации — это уже считается уголовным преступлением. За неё грозит штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей, принудительные работы и даже лишение свободы.
Как оформить регистрацию
Оформить временную регистрацию можно онлайн через портал «Госуслуги», через МФЦ или подразделения МВД, рассказала «Секрету» член Ассоциации юристов России Наталья Грешнова. Процесс займёт от 3 до 8 рабочих дней. А ещё заявление можно передать представителям управляющей компании или ТСЖ.
Список документов во всех случаях одинаков. Но есть нюансы.
Через «Госуслуги»
Временную регистрацию можно оформить онлайн на себя, супруга/супругу и детей младше 18 лет с их согласия. У всех (кроме детей до 14 лет) должна быть подтверждённая учётная запись на портале. Нужно подать заявление с прописанными данными:
- паспорта или свидетельства о рождении для детей;
- свидетельства о постоянной регистрации (при наличии);
- документа, на основании которого вы регистрируетесь (например, договор найма);
- паспортов собственников (у них тоже должны быть подтверждённые учётные записи).
В течение 6 рабочих дней в личный кабинет придёт электронное свидетельство о регистрации по месту пребывания. Если человек, который оформляет временную прописку, владеет долей в помещении или прописывает детей по месту своей постоянной регистрации, то согласие других собственников не понадобится.
Через подразделения МВД
Если у собственников жилья нет учётной записи на «Госуслугах», можно оформить бумажное свидетельство о временной прописке. При подаче заявления онлайн нужно указать, что вы хотите физический документ. Позже в личный кабинет придёт приглашение в МВД. На приём нужно идти с оригиналами всех документов. Ещё в подразделениях МВД можно продлить временную регистрацию.
«Если не являетесь собственником жилья, нужно будет подтвердить согласие собственников вас прописать. Они должны прийти в МВД вместе с вами или оформить согласие у нотариуса, которое вы принесёте с собой на приём», — напомнила специалист.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, Unsplash License, rarehistoricalphotos.com