Опубликовано 18 ноября 2021, 16:25
10 мин.

Пирсинг снять, татуировки свести. Как российские компании относятся к неформалам на работе

За более чем 20 лет существования тату-салонов в России, люди перестали ассоциировать татуировки исключительно с «прошлым за решёткой» и воспринимают их как часть самовыражения. По крайней мере, 43% россиян* — именно так, но преимущественно это жители столиц. К другим элементам самовыражения вроде цветных волос отношение всё ещё неоднозначное — окружающие воспринимают их как вызов. И не всегда дело ограничивается только насмешками или осуждением неформального вида: человеку могут и в работе отказать.

Пирсинг снять, татуировки свести. Как российские компании относятся к неформалам на работе

_ «Секрет» разбирался, где сотрудники-неформалы могут себя чувствовать комфортно и почему дискриминация по внешнему виду никак не исчезнет._

*По данным опроса ВЦИОМ.

Или индивидуальность — или работа

Илья ещё школьником хотел покрасить волосы в нестандартный цвет. Но окружающие активно убеждали его, что будут проблемы в университете, что на работу не возьмут с таким видом. Однако переехав из родной Уфы в Москву, он попал в западную компанию, где таких «нестандартных» было очень много: потому что руководство стремилось к инклюзивности. Поэтому мечту детства удалось реализовать, покрасившись в ярко-розовый. После, при смене работы, каждый раз приходилось уточнять, не станет ли нестандартный имидж проблемой. Но Илья — продакт-менеджер в ИТ-сфере, и все работодатели относились к его образу нейтрально.

Эта история с хорошим концом, однако не каждое собеседование для людей с неформальной внешностью заканчивается приёмом на работу. Несмотря на то, что официально дискриминация по наличию дредов, красной чёлки или татуировки-рукава запрещена, компаниям ничто не мешает отказать соискателю с такими элементами образа.

Исследование HR Lab и Академии Здоровья показало, что 15% руководителей заворачивали соискателей из-за нестандартной внешности, и в 61% случаев причина была в татуировках, пирсинге, цвете волос и необычной причёске вроде ирокеза или дредов. Наиболее значимым внешний вид был для кандидатов на позиции, связанные с общением с клиентами или партнёрами.

При этом в российском бизнесе есть люди на высоких должностях, имеющие, например, татуировки на теле. Александр Медведев, заместитель главы «Газпрома», набил на предплечье знак ВВС — символ петербургского хоккейного клуба СКА. У гендиректора Acronis и основателя Runa Capital Сергея Белоусова на плече красуется логотип Acronis — большая буква «А». При этом он иногда призывает сотрудников тоже набить лого фирмы. Но всё это мелочи по сравнению с огромным цветным тигром на плече Олега Царькова, управляющего партнёра Svarog Capital Advisers.

Западные компании проявляют большую лояльность, чем российские: в 2016 году Starbucks разрешил своим бариста красить волосы в любые цвета, носить на рабочем месте головные уборы и шорты. Ограничения только на тип красителей: мелки и блёстки запрещены, потому что могут осыпаться в пищу. Правда, неизвестно, касается ли это положение российского подразделения компании.

Свободные айтишники и другие творческие люди

Ника Шилова
дизайнер интерьера в московской студии

Я ни разу не столкнулась с негативом со стороны работодателя касательно моей внешности и отдаю себе отчёт, что мне просто повезло: лукизм встречается в любой сфере деятельности. Сейчас я дизайнер интерьера, но начинала со строительства, и раньше часто слышала сексистские комментарии в свой адрес на тему моей деятельности. Мужчины ниже должностью обращались на «ты», хихикали и в снисходительном тоне обсуждали меня в моем присутствии. Я очень гордый человек и напрямую пресекаю едкости, но раньше сильно переживала из-за этого.


С 20 до 25 лет я забила татуировками сначала ногу, потом руку, сделала пирсинг на лице, и это сильно подняло мою самооценку: сейчас мне 28, и мои личные границы стали крепче, потому что я выгляжу, как мне нравится. Вообще боди-модификации — отличный тест на адекватность: если работодателя вместо вашего портфолио и тестового задания больше интересует, снимете ли вы пирсинг и закроете ли тату на встрече с заказчиком, ему нечего вам предложить. Я считаю, не стоит тратить время на людей и работу, где вам приходится быть кем-то другим, и искренне уверена, что это применимо к абсолютно любой профессии.

В целом российские работодатели постепенно становятся лояльнее к элементам неформальной внешности: в опросе SuperJob от 2021 года всего 10% представителей компаний сознались, что отказывали соискателям из-за татуировок, когда в 2013 году таких было 15%. Но, как подтверждают опрошенные «Секретом» эксперты, многое зависит непосредственно от отрасли, в которой находится компания.

Мик Вайсман
основатель digital-студии Trinity Monsters

Digital и индустрия IT не терпят формализма. Формальный — значит «никакой» в нашей профессии. Я, например, одно время носил синюю бороду и без проблем ходил на встречи в Сбербанк или «Азбуку вкуса». Все были в восторге. Не перечислить ребят математиков или физиков из МГУ, которые могут зимой ходить по территории главного университета страны в шортах и футболке. А потом устраиваются в Google и «Яндекс». Для Digital-сферы нет никакой проблемы с татуировками. Наш экс-арт-директор Рома выглядел как байкер: рыжая борода, татуировки и работал сам по себе.


Безусловно, неформалы не приживаются в операционных задачах: банковской сфере или ретейле — два сегмента бизнеса, которые сильно бюрократизированы, а штрафы могут назначать даже за пятиминутное опоздание. Также неформалы не смогут выполнять любую монотонную работу, ведь они не боятся брать на себя ответственность и развиваться. Их ценность в нелинейном мышлении. Например, работа на заводе всегда структурирована, не оставляет права выбора и исключает персональную деятельность.
Талантливым неформальным работникам необходимо создать условия, чтобы бюрократия не отвлекала их от творческого процесса и предоставить допустимую свободу в реализации. Digital-разработчики, ИТ-специалисты, PR и маркетологи, директора по продуктам. Эти профессии включают в себя как большую ответственность, так и разработки персональной стратегии в достижении KPI. Если, например, заставить PR-специалиста целыми днями писать продуктовые релизы, не позволять инициировать информационные поводы и заниматься производством видеоконтента — он покинет такую работу.

Пирсинг снять, татуировки свести. Как российские компании относятся к неформалам на работе

Правда, даже в ИТ случается, что «несерьёзный» вид становится помехой на пути к получению работы. Анастасии отказали в месте из-за дредов, когда она пыталась устроиться в отдел продаж, а Сергею — из-за серёжки в ухе и колец на пальцах. В его ситуации всё осложнялось руководителем из бывших военных с очень консервативными взглядами на жизнь.

Тем не менее это единичные случаи непосредственно для ИТ-сферы. А кроме неё шансы у людей с неформальным видом есть в творческой отрасли, развлекательной, в индустрии красоты.

Таня Дмитриева
секс-просветительница, соосновательница проектов Kinky Russia и Deep

У меня самой несколько татуировок. Соответственно мы в компании нормально относимся к сотрудникам-неформалам. У половины наших сотрудников забиты руки, спины, ноги, а у другой половины — цветные волосы. И я не считаю, что это как-то влияет на профессиональные навыки: когда мы кого-то берём на работу, смотрим на умения и ценности. Всё, что касается внешнего вида, ориентации и других характеристик, для нас не имеет значения.


И я не знаю должностей, на которые прям никогда нельзя брать сотрудников-неформалов. Мне такой подход не близок. При этом, конечно же, есть сферы, где такие люди, наоборот, увеличат продажи: те же тату-салоны, что очевидно, а также салоны красоты, специализирующиеся на креативных образах. В сфере развлечений, думаю, тоже. Но всё-таки, повторюсь, я считаю, что продажи увеличивают навыки, умения, софт-скиллз, опыт, профессионализм. И это никак не связано с формальностью или неформальностью.

Мария Смолянова
основательница онлайн-школы Novator

Отношение к сотрудникам-неформалам зависит от ценностей компании. У нас это свобода и уважение. Главное, чтобы внешность сотрудника не приносила дискомфорта его коллегам и клиентам. Например, татуировки: если они без неприличных надписей или чего-то вызывающего, то мы даже позитивно относимся к такому сотруднику, так как он отражает нашу ценность свободы самовыражения. Сотрудники-неформалы — это даже хорошо в нашей образовательной сфере, потому что они показывают ребёнку не только на словах, но и на личном примере: не бойтесь быть собой.


По дресс-коду у нас приняты поло, рубашки, пиджаки, которые в случае необходимости могут закрыть и полностью забитые руки, и отдельные татуировки. Из неформальных сотрудников у нас самый яркий пример — это я как основатель. Яркие розовые волосы, наполовину выбритая голова, татуировки, которые я открыто не демонстрирую.
Есть сотрудница с пирсингом в носу, и пирсинг не вызывает негативных реакций при общении с клиентами, потому что коррелирует с нашими ценностями. Есть сотрудники с татуировками, но они сами стараются их не демонстрировать, потому что нам важно не призывать ребёнка к неформальной истории, а только показывать, что самовыражение имеет место.
Мы не считаем, что внешность влияет на эффективность работы. Сотрудники добиваются роста по карьерной лестнице за счёт профессионализма и достижений на рабочем месте. Однако сотрудник-неформал может увеличить продажи в тех сферах, где такой внешний образ откликается клиенту. Например, в тату-салоне или ресторане, в котором принята неформальная внешность как у клиентов, так и у персонала.
Когда компания рассматривает, брать или не брать такого сотрудника, необходимо смотреть на ценности компании и целевой аудитории. Если это банк, то неформалы не подойдут и скорее негативно скажутся на продажах, потому что там принят другой культурный код. Если же это компания, которая следует новаторским ценностям, то такие сотрудники — это плюс, лишь бы не нарушались границы уважения к другим сотрудникам и клиентам.

Консервативные сферы и их исключения

В банковской сфере, как довольно традиционной во всех смыслах, неоднозначно относятся к неформальным сотрудникам. Но это касается не всех организаций. По словам самих тату-мастеров, их клиенты сегодня спокойно работают в банках и других серьёзных сферах. Хотя порой приходится надевать рубашку поплотнее и с длинным рукавом.

Екатерина Шестимерова
руководитель управления по развитию привлечения и HR-бренда «Тинькофф»

Яркий цвет волос, необычный маникюр, татуировки и пирсинги — всего лишь способ самовыражения. Это точно не повод навешивать ярлыки, ведь такой сотрудник может оказаться талантливым и перспективным, а может — и нет. Отказываясь от кандидата только из-за его внешнего вида, компания сама сужает круг поиска кандидатов.


При найме мы в первую очередь смотрим на профессиональные навыки: очевидно, что нам важно, насколько человек соответствует тому спектру задач, с которым ему приходится работать. Во вторую очередь мы оцениваем софт-скилы, соответствует ли кандидат ДНК «Тинькофф». Всё остальное не имеет отношения к тому, как человек будет справляться с работой.

Наталья Ненашева
управляющий партнёр Topline

Первое, на что я смотрю на собеседовании, — это опыт, потом образование. С переходом на удалённый формат работы от сотрудников главное, что требуется — это работать на результат. На первый план вышли такие качества, как ответственность, умение соблюдать сроки, проявлять инициативу, мыслить вне шаблонов. Оказалось, что не все смогли сразу перестроиться. Поэтому сотрудники гибкие, креативные, способные к адаптации, обеспечивающие стабильный результат, ценятся сейчас выше всего. И это намного более ценно, чем другие параметры.


Я не требую от сотрудников прятать свою индивидуальность, напротив, она всегда вызывает интерес и уважение. Но, как и во всем, нужен разумный компромисс. Мы работаем с бухгалтерией своих клиентов, пользуемся полным доверием и должны говорить со своим клиентом на одном языке. Визуальный образ сотрудников должен подтверждать компетентность, а не вызывать сомнение в нём или, тем более, раздражать, отвлекать внимание.
Нарочитый эпатаж в виде татуировок на лице, руках, других частях тела, окрашенных в неестественные цвета волос, неформальной одежды и прочего неуместен в финансовой среде. Но вполне органично может выглядеть в креативной индустрии. В маркетинге, рекламе, видеопродакшне, ИТ такие образы никого не удивят и не заставят усомниться в квалификации специалиста.

Впрочем, даже в серьёзных и кажущихся консервативными сферах встречаются исключения. В администрациию Екатеринбурга, например, татуировки и пирсинг попасть не мешают. Лишь бы сотрудник соблюдал дресс-код в одежде и по возможности рисунки на теле, конечно, скрывал. Как поясняют в администрации, при приёме на работу руководствуются законодательством, а там о внешности ничего не сказано.

Юлия (имя изменено по её просьбе. — Прим. «Секрета») работает на производственном предприятии в сфере тяжёлой промышленности, однако ожидаемого для такой отрасли консерватизма никогда не наблюдала:

«Я регулярно использую цветные краски на волосах, но экспериментировать с причёской начала уже после трудоустройства. Работу выполняю хорошо, с клиентами напрямую не общаюсь, поэтому никто ни разу и слова не сказал — разве что коллеги отмечали новый цвет. Но в целом в рабочий инженерный состав у нас берут и с пирсингом, и с волосами всех цветов радуги. Не уверена только, сможет ли неформальный специалист попасть на должность начальника в нашей отрасли — здесь все "серьёзные" и "традиционные", хотя среди руководителей низшего звена видела молодого мужчину с татуировками. Но обычно, когда приходят устраиваться на руководящие должности, уже понимают негласный дресс-код и соответствующе выглядят. Кроме того, это люди старшего поколения, а не молодёжь».

В целом картина сегодня неоднозначная: приветствующих неформальных сотрудников среди российских работодателей единицы. И в основном эти руководители сами имеют что-то нестандартное во внешности — будь то татуировки, цветные волосы или бритые виски. Остальные же чаще или нейтрально настроены, или отрицательно.

И несмотря на то, что даже в таких «серьёзных» сферах как банковская, государственная, страховая постепенно категоричный протест против неформальной внешности уходит, требования максимально скрывать татуировки или пирсинг остаются. Потому что стереотип «неформальный = легкомысленный» до сих пор никуда не делся.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, pngwing.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)