Откопай и заведи. Как ухаживать за машиной зимой, чтобы она не сломалась и не сгнила
Инструкция для чайников и не толькоЗимой машина требует особенного ухода — и речь идёт не только о замене резины. В холода автомобиль нужно аккуратнее запускать и мыть, а снег — постоянно счищать. Если делать всё это неправильно, можно в итоге попасть на ремонт, который ударит по кошельку. «Секрет» вместе с экспертами разобрался, как этого не допустить.
Как правильно чистить машину зимой
Серьёзная проблема автомобилистов зимой — снег и лёд. Многие задаются резонным вопросом, как правильно чистить машину: нужно ли убирать всё до последней снежинки или достаточно расчистить стёкла, фары с номерами и боковые зеркала.
Чистить машину надо только перед поездкой, уверен владелец автомастерской Tony Customs Service Антон Храбров. Если вы не собираетесь никуда ехать в ближайшее время, не стоит лишний раз счищать всё. Потому что лакокрасочное покрытие повреждается в любом случае — просто при правильной очистке не так сильно. Однако если ехать куда-то надо, стоит счистить весь снег сразу.
Желательно очищать весь снег, скопившийся на автомобиле. В зимнее время снег быстро превращается в смесь из льда, грязи и реагентов, которые со временем разрушают покрытие кузова и других деталей.
Для очистки машины нужна щётка-скребок, чтобы смахивать снег с корпуса, а также лопата — откапывать машину, если она буквально погрязла в снегу. Скорее всего вы это знали, но напомним ещё раз: если у вас сапёрная лопатка, то ей нельзя счищать снег с самой машины, чтобы не повредить корпус.
Если же машина превратилась в сугроб и обычной щёткой не справиться, снимать снег с корпуса можно снеговой лопатой. Благодаря плоскому пластиковому ковшу она не повредит корпус, если не пытаться соскрести с него всё до последней снежинки.
Это и не нужно — главное, снять основную массу снега, с остальным справится щётка. Использовать её надо аккуратно, без лишнего нажима. Если снег возле корпуса спрессовался и не сметается щёткой, можно использовать скребок — либо на другой стороне ручки щётки, либо отдельный. Он поможет удалить такой снег, но не нужно пытаться отчистить им лёд, который мог образоваться на корпусе. Это прямой путь к появлению сколов и царапин.
Стёкла и дворники нужно очищать обязательно, как и боковые зеркала — от них зависит обзор, а значит и безопасность на дороге. В этом поможет скребок, но использовать его на стёклах можно только после того, как снег и лёд подтают — от подогрева стёкол или от прогрева всей машины. Соскребать застывший лёд нельзя, чтобы ничего не поцарапать. Ведь мелкие частицы песка и пыли под наледью будут растираться по поверхности и оставлять микроцарапины.
Номера оставлять заляпанными тоже нельзя, если не хотите получить штраф в размере 500 рублей.
Отдельное внимание нужно уделить снегу и глыбам льда, которые нарастают на протекторах шин. Их счищать тоже нужно: если снег долго копится, колесо потеряет баланс — появится шум, автомобилем станет сложно управлять. Самая негативная «побочка» в таком случае — ДТП.
Если снег на днище и в арках у колёс мягкий и не успел застыть, его можно сбить лёгкими ударами ноги. Но если на подкрылках скопилось много льда, нежелательно сбивать его сильными ударами — так можно повредить колёса.
«Не используйте острые или тяжёлые предметы — лопату, молоток, отвёртку и другие. Можно посетить автомойку — там лёд растает под действием тёплой воды. Можно очистить лёд тёплой водой и самостоятельно. Ещё один вариант — нагреть зону подкрылка феном», — добавила Барно Турсунова.
Что делать, если машина замёрзла
Самая главная проблема всех автомобилистов зимой — сильные морозы, из-за которых автомобиль — что логично — замерзает. Чаще всего проблемы вызывают замки и двери, а также стёкла и дворники.
В интернете можно найти множество лайфхаков по «размораживанию» автомобиля, однако ко многим нужно отнестись критично.
«Не стоит использовать огонь, нужно быть очень осторожным с водой и феном — от влажности замок может ещё сильнее замёрзнуть, а стёкла — треснуть, не говоря о повреждении покрытия. Лучше использовать качественную автомобильную химию, предназначенную для таких случаев», — отметили в пресс-службе «СберАвто».
Жидкость для размораживания замков работает просто и эффективно: её нужно впрыснуть в замочную скважину, а затем подождать несколько минут. Она растопит лёд, и замок снова начнёт работать. Важно всегда носить баллончик с размораживателем с собой, а не хранить его в машине. Будет обидно, если средство у вас вроде бы есть, но добраться до него нельзя.
Чтобы не дать замёрзнуть дверям, можно обработать резиновые уплотнители силиконовой смазкой. Но делать это нужно заранее. Если двери уже примёрзли, а уплотнители не обработаны, ни в коем случае нельзя пытаться открыть автомобиль силой. Так можно повредить уплотнители и нарушить герметичность машины.
В таком случае можно обработать дверь размораживающим спреем — его надо нанести по контуру двери в тех местах, где есть резиновый уплотнитель, подождать, а затем плавно и несильно потянуть на себя. Держать такое средство тоже надо под рукой, а не в машине. Если же его нет, попробуйте попасть в автомобиль через другую дверь или багажник. Редко замерзают сразу все возможные точки входа, а когда машина прогреется, водительская дверь тоже оттает.
Если замёрзли стёкла, владельцам не самых бюджетных авто переживать не стоит: достаточно включить обогрев. Он может быть только у лобового стекла, у лобового и заднего или даже у боковых зеркал. Если такой функции в машине нет, нужен специальный размораживатель. Его уже можно хранить в машине, чтобы не носить с собой весь набор автомобилиста. Размораживатель надо распылить на наледь, которая покрыла стёкла и зеркала — аэрозоль справится с ней за несколько минут.
Нельзя чистить стёкла скребком, но ещё опаснее пытаться разморозить окна и зеркала кипятком: стекло может треснуть от перепада температур. Избежать таких проблем поможет размораживатель: от заставляет лёд быстро и безопасно таять.
Чтобы совсем забыть о льде на стёклах, можно использовать антиобледенитель. Его нужно распылить на чистые сухие стёкла и сухой тряпкой растереть по поверхности — тогда окна не будут покрываться ледяной коркой.
Как не дать машине замёрзнуть
Лучшая профилактика таких ситуаций — гараж или подземная парковка. Если машина будет в тепле, беспокоится о её размораживании совсем не придётся. Но если это невозможно, есть и другие варианты.
Предпусковой подогреватель
Его можно купить как за 1500 рублей, так и за 60 000 — и это не считая установки. Всё зависит от характеристик и типа обогревателя.
Есть простейшие варианты, которые питаются от бортовой сети, но для них нужна розетка. Этот вариант подойдёт автомобилистам, которые живут в загородном доме (даже без гаража) — вопрос решает удлинитель.
Но самый комфортный для использования — автономный предпусковой отопитель, который интегрирован в систему охлаждения и электрическую систему авто. Такое устройство может прогревать мотор и салон вообще без участия водителя — по таймеру или с дистанционного пуска.
Как раз такое устройство и обойдётся в 60 000 рублей — но зато вам не придётся ничего делать. К вашему приходу мотори салон уже прогреются.
Сигнализация с автозапуском
«Это тема для лентяев, потому что это то же самое, что с утра выйти на улицу, запустить двигатель и пойти домой греться. А тут вы с окна нажимаете автозапуск и автомобиль запускается», — отметил Антон Храбров.
У такой системы есть ряд неочевидных минусов. Например, автозапуск может не сработать при разряженном аккумуляторе. А если что-то не так с двигателем, вы этого не увидите. Если бы вы были в машине, вы бы смогли быстро заглушить его при первых признаках неполадок. Так что получается «кот в мешке».
Как и предпусковые подогреватели, сигнализации с автозапуском сильно различаются по цене: можно найти варианты за 18 000 рублей, а можно и за 40 000 рублей.
Одеяло для двигателя
Термоодеялом из жаропрочного материала укрывают двигатель, что не даёт ему моментально остыть. Герметичности под капотом оно всё равно не даст, поэтому тепло будет уходить. Но оно позволит слегка замедлить остывание мотора и «вымораживание» аккумулятора — особенно это актуально при частых остановках.
Такие одеяла пользуются популярностью в северных регионах страны, однако сторонние аксессуары для обогрева двигателя лучше использовать с осторожностью. Нужно правильно подобрать размер и не наткнуться на подделку, которая вызовет пожар вместо обогрева.
«Дело в том, что они могут быть небезопасными конкретно для вашей модели авто, а последствия сложно прогнозировать», — подчеркнули в пресс-службе «СберАвто».
Что делать с дворниками
Поднимать их перед уходом можно, уточнили в пресс-службе «СберАвто». Так на них не будет скапливаться лёд, и утром очистить авто будет гораздо проще. Но на некоторых машинах сделать это не так просто: если зона капота довольно высокая, поднять их можно, только если включить дворники, а затем выключить зажигание.
«Но это чревато. Когда утром всё замёрзнет, вы сядете в машину и захотите её запустить, дворники включатся и может произойти что угодно: сломаться трапеция, вырваться что-то, повредиться дворник-щётка, оторваться резинка. Мой совет — оставлять дворники на стекле. Когда утром машина отогреется, дворники отмёрзнут, тогда уже можно рукой почистить резинку и спокойно ехать дальше», — объяснил владелец автомастерской Tony Customs Service Антон Храбров.
На новых машинах есть функция автоматического срабатывания дворников. Летом это удобно — они начнут чистить стекло, как только водитель заводит автомобиль. Но зимой эта функция может только навредить: если на стекле есть снег или лёд, а дворники к нему прилипли, при срабатывании датчика может сломаться механизм трапеции или повредятся щётки. Поэтому в холодное время года использовать её не стоит.
Как правильно мыть машину зимой
Ещё одной причиной замерзания кузоваавто становится неправильная мойка в морозы. Из-за оставшейся воды двери, как и замки, могут примёрзнуть намертво — попасть в машину потом будет очень трудно. Но и не мыть машину совсем тоже неправильно: зимой на дороги рассыпают соли, песок и реагенты, которые хорошо растворяют лёд, но также вредят кузову. Они начинают разъедать лакокрасочное покрытие, попадая в мелкие сколы и трещины, которые есть у каждого автомобиля.
«Как только реагент справится с лакокрасочным покрытием, он начнёт разъедать металл. Из-за этого машина будет ржаветь и гнить. Поэтому от мойки отказываться нельзя точно», — пояснил Антон Храбров.
Чётко ответить на вопрос о том, как часто надо мыть машину, всё-таки не получится. Ведь каждый случай индивидуален, и всё зависит от степени загрязнения, региона, в котором вы живёте, и того, как часто пользуетесь автомобилем.
В некоторых городах на дорогах используют реагенты, которые могут сильнее загрязнять авто и влиять на покрытие: в таком случае автомобиль стоит мыть примерно раз в неделю. В регионах, где реагентов нет, можно мыть автомобиль реже. Но главное не мытьё по условному «графику», а состояние автомобиля. Важно, чтобы оптика машины была чистой, решётка радиатора не была забита, хорошо были видны противотуманные фары. Если это не так — машину пора мыть, так как эти пункты прежде всего влияют на безопасность на дороге.
Несколько советов соблюдать точно стоит. Не нужно самостоятельно мыть машину, если столбики термометров показывают минус 10 градусов и ниже. Дело в том, что во время мытья при таких температурах вода будет сразу же превращаться в лёд, что вредно для лакокрасочного покрытия. А вытереть её самостоятельно из щелей не получится — тут поможет только профессиональная сушка.
Зимой машину лучше всего мыть на мойке, где есть тёплый бокс. Но и здесь стоит помнить, что после выезда из тёплого помещения оставшаяся в пазах, нишах и зазорах вода меньше чем за минуту затвердеет. Тогда образовавшийся лёд может повредить краску или нанести урон различным деталям.
«Бывают случаи, когда после мойки в мороз владельцы авто складывают внешние зеркала с помощью сервопривода, и попавшая в механизм вода, заледенев, ломает зеркальный элемент. Поэтому важно просушить ручки, уплотнители дверей, замки, петли, корпуса зеркал и люк бензобака», — уточнили в пресс-службе «ГК Автодом».
Нужна ли специальная обработка
В зимний период не отказывайтесь от специальной обработки машины.
«Кузов можно обрабатывать воском, жидким стеклом (продержится до 4-6 месяцев) или керамикой — если нанести её качественно и на предварительно отполированное покрытие, такой защиты хватит на год и более. Особое внимание нужно уделить хромированным деталям — они сильнее страдают от реагентов. Для защиты хромированных покрытий используют различные консерванты. Как правило, их нужно наносить на кузов заново после каждой мойки», — добавила Барно Турсунова.
Она уточнила, что самым эффективным способом защиты кузова от реагентов, грязи и снега выступает полный детейлинг — комплексный уход с глубокой очисткой, подкрашиванием сколов, полировкой и обработкой защитными составами. Если проще — специалисты вернут машине вид как из салона.
Тогда с кузова пропадут все царапины и разводы, а с лобового стекла — сколы. Салон станет чистым, а фары и диски — отполированными. Однако придётся раскошелиться — такая процедура стоит несколько десятков тысяч рублей.
Ещё можно затянуть автомобиль в антигравийную плёнку. Это позволит защитить его не только от реагентов, но и от сколов из-за камней на дороге или случайных царапин. Если машина дорогая и новая, можно покрыть её плёнкой полностью, если нет или не хочется тратить много денег, — только проблемные зоны. В среднем в Москве полное покрытие будет стоить более 100 000 рублей, а частичное — от 15 000 рублей, в зависимости от количества зон. Стоимость также может меняться в разных сервисах и регионах.
Что делать, если замёрзли «внутренности»
Замёрзнуть может не только корпус машины, но и внутренние детали: аккумулятор, тормозные механизмы или технические жидкости.
Технические жидкости
Выбранное по сезону масло загустевает на морозе, но только при сильных минусовых температурах — в районе минус 40 градусов, подчеркнул Антон Храбров. В центральной части России такие холода встречаются редко.
Моторное масло условно подразделяется на летнее, зимнее и всесезонное. Ключевая разница в вязкости.
«Любое масло густеет на холоде и разжижается в жару, поэтому зимние масла должны быть менее вязкими, чем летние. При выборе нужно также учитывать условия эксплуатации автомобиля, особенности климата и пробег авто», — отметила Барно Турсунова.
Если выбрать незамерзайку не по сезону, может замёрзнуть трубка, которая подаёт эту жидкость, или форсунки, которые распыляют её на стекло. Если это произойдёт, отогреть их будет очень трудно — нужно будет оставить машину в тепле на некоторое время, но доехать туда придётся без нормально работающих дворников.
Не стоит покупать жидкость, которая работает только при минус 5 или минус 15 градусах — лучше сразу выбрать ту, которой и минус 30–35 градусов не страшны. Также важно не нарваться на контрафакт: можно не только повредить машину, но и отравиться парами жидкости с неверным составом. Особенно опасна незамерзайка на метиловом спирте (метаноле) — она может даже убить пассажиров авто при вдыхании паров.
Антифриз должен быть залит обязательно. Если вместо него будет залита вода, это станет для автомобиля почти что смертью, отметил Антон Храбров. Скорее всего, лопнут радиатор и патрубки, выдавит помпы, возникнут проблемы с радиатором. А в худшем случае — лопнет ещё и блок двигателя, и тогда водителя ждёт очень дорогой ремонт.
При этом менять антифриз на зиму не обязательно — в летнее и зимнее время используется, как правило, один и тот же состав. Но независимо от сезона нужно периодически его обновлять — хотя бы раз в 2-3 года, напомнила Барно Турсунова.
Тормозная жидкость не замёрзнет, если водитель регулярно её меняет. Специальной зимней жидкости нет — состав не зависит от времени года. Но если автомобиль ездит на одной и той же жидкости несколько лет, в ней скопится большое количество влаги — именно она превратится в лёд при первых же сильных морозах.
Водитель не сможет заметить это, пока не поедет — визуально жидкость не видна, но на торможение повлияет сильно, что очень опасно для всех участников дорожного движения. Поэтому лучше не давать тормозной жидкости шанса замёрзнуть и своевременно её менять — не реже одного раза в два года.
Кстати, не стоит в морозы ставить авто на ручной тормоз. Тормозные механизмы могут замёрзнуть и не отпуститься даже при снятии с «ручника» — тогда сдвинуть машину с места будет очень сложно. Вместо этого владельцам «автомата» нужно оставлять авто на «паркинге», а владельцам «механики» — на «скорости». Здесь важно не ставить машину под уклон, чтобы она не укатилась.
Аккумулятор
Он не будет замерзать, если с ним всё в порядке. Конечно, если речь не идёт о машинах жителей Заполярья, где температуры опускаются ниже -40, уточнил Антон Храбров.
Если не лень, то можно забирать его домой — греться. Делать это каждый вечер в течение нескольких месяцев вряд ли захочется — проще купить новый, который точно не разрядится.
В целом сама процедура безопасна для машины, но злоупотреблять постоянным снятием всё-таки не стоит. Во-первых, когда аккумулятор отключается, сбиваются настройки машины. Во-вторых, у всех разные системы сигнализации — некоторые могут работать только от электричества.
Если аккумулятор всё-таки замёрз, в этой ситуации поможет другой водитель, прикурив вашу машину — понадобятся только специальные провода. Прикуривать машину безопасно, но нужно сделать это правильно: не перепутать плюс с минусом, чтобы не спалить электронный блок управления двигателем. Также нужно понимать, когда есть смысл прикуривать машину, а когда — уже нет.
Если аккумулятор уже не тянет запуск двигателя, но контрольные приборы ещё загораются, то можно попросить прикурить проводами. Если аккумулятор уже конкретно умер и лампочки не загораются, нужно его снять и попробовать реанимировать в сервисных условиях. Если не получится — заменить на новый.
Как запускать двигатель в холода
Пуск двигателя после ночной стоянки на морозе — занятие не для слабонервных, ведь машина может просто не завестись. Но не стоит пытаться оживить её с первой попытки и удерживать ключ для зажигания бесконечно — даже новым автомобилям нужно дать время на разогрев. Поэтому каждые несколько секунд ключ надо отпускать, ждать ещё несколько секунд и повторять попытку.
«Сначала стоит включить зажигание и подождать несколько секунд, чтобы жидкости начали свою работу, и только затем заводить мотор», — подчеркнули в пресс-службе «СберАвто».
На помощь может прийти и автохимия. Есть специальные средства, которые помогают завести автомобиль при низких температурах.
Проблемы с пуском возникают из-за холодного воздуха в камере сгорания — это не даёт топливной смеси воспламениться. Аэрозоль решит эту проблему. Его надо распылить на воздушный фильтр перед каждым запуском: эфирные пары, которые в нём содержатся, воспламеняются лучше бензина, поэтому машина заводится.
Если завести мотор сразу, водитель может столкнуться с целым рядом проблем, отметил Антон Храбров. Например, при неравномерном прогреве поршень может расшириться сильнее цилиндра и произойдёт заклинивание.
Не стоит ехать сразу после запуска — сперва двигатель нужно прогревать. Главное — иметь чувство меры, ведь при чрезмерном и слишком долгом прогреве детали быстрее будут изнашиваться.
Чтобы правильно прогреть двигатель, перед поездкой достаточно запустить его на 2-3 минуты.
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Jakob Rosen,