Музыка для бизнеса: как в 2024 году не разориться на штрафах за звук из колонок в заведениях и не только
Желание создать в своём кафе, салоне или фирме особую атмосферу с помощью музыки — вполне понятное. Но если обычный человек может включить свой плейлист на смартфоне или колонку хоть на всю улицу, то бизнес так легко не отделается: использование звукового сопровождения в коммерческих целях регулируется особыми законами и организациями. Что нужно знать и как действовать? Рассказываем
© Коллаж: «Секрет фирмы», EAST NEWS/ Dmitriy Shironosov
Почти во всех общественных местах звучит музыка. Цели разные: заглушать нежелательные шумы, создавать с помощью музыки особое настроение или рисовать звуком портрет бренда. При этом владельцы коммерческих предприятий сталкиваются с массой проверок. В их число входят и ОКУПы — организации по коллективному управлению правами авторов.
В России действует законодательство об интеллектуальной собственности. В 2022 году представители РАО заявляли, что планов по выходу из международных соглашений об охране авторских и смежных прав нет. В том же году установили новый порядок расчётов с некоторыми иностранными правообладателями, но на систему сборов он не повлиял. Продолжается сбор вознаграждений и за рубежом в пользу российских правообладателей. Выплачивать авторские отчисления через аккредитованные ОКУПы по-прежнему нужно.
В России за соблюдением законов следят организации РАО и ВОИС. Они же могут привести компанию в суды, которые накладывают порой внушительные штрафы за нарушение авторских и смежных прав на звучащие композиции.
В 2023 году в судах выросло количество дел, касающихся незаконного использования музыки. Штрафы по таким делам могут доходить до 150 000–200 000 рублей, а всего российский бизнес ежегодно платит за неправильно оформленный саундтрек более 100 млн рублей в год.
Любому бизнесмену нужно понимать, что просмотр контента частным лицом, например, в обычном или онлайн-кинотеатре, или прослушивание в кругу семьи плейлиста из популярной соцсети — не то же самое, что использование музыкального оформления в коммерческом помещении. Согласно законодательству, владелец кофейни или парикмахерской использует музыку для влияния на свою аудиторию в коммерческих целях, а значит, должен платить авторские отчисления.
Причины исков и штрафов
Описанные выше моменты — лишь небольшая часть общей картины под названием «легальное музыкальное сопровождение». Ещё важнее другие факторы:
-
Количество рассматриваемых дел по интеллектуальной собственности, авторским правам и отчислениям растёт давно. Данные сервиса n’RIS показывают, что число исков и суммы выносимых штрафов увеличиваются ежегодно уже много лет. Это часть общей тенденции.
-
Не у всех есть понимание, кого именно касается закон, требующий отчислений за трансляцию музыкальных композиций в общественных местах. Кто-то следует стереотипу, что договор необходим лишь точкам общепита и крупным торговым центрам, поскольку такие заведения легко ассоциируются с понятием «общественное место».
Действительно, рестораны и кафе одними из первых стали разбираться, кому и за что нужно платить. Они же первыми стали использовать принципы аудиомаркетинга в своём бизнесе. Но, согласно законодательству, совершенно неважно, каков размер бизнеса и в какой он отрасли. Если количество людей, которые прослушивают музыку, выходит за рамки близкий круг, семья, то за неё нужно будет платить правообладателям: заключать прямые договоры или прибегать к помощи посредников, таких как стриминговые аудиосервисы для бизнеса.
Закон об авторских правах регулирует использование не только музыкальных треков, но и радио. Если в коммерческом помещении играет определённая радиостанция, у компании, которой помещение принадлежит, должен быть заключён специальный договор с этой радиостанцией.
В случае если такой договор отсутствует, трансляция эфира по сути нелегальна. Но даже если такой документ есть, он не защитит от претензий представителей РАО и ВОИС за нарушение прав авторов звучащих в эфире композиций. Чтобы всё было легально, нужно будет сдавать отчёты и платить этим организациям за уже проигранные треки.
Претензии от самих радиостанций — редкий случай. Но РАО и ВОИС следят за проигрыванием треков вне зависимости от того, как они звучат в заведениях, по радио или нет. Важно понимать, что представители этих организаций проверяют конкретные коммерческие помещения, а не источники проигрывания музыки. Поэтому, например, клиенты аудиосервисов для бизнеса тоже могут получать претензии от этих организаций — в этих случаях аудиосервис сам доказывает легальность воспроизводимой музыки.
Кто обязан делать отчисления за музыку
Итак, кому нужно заключать договоры и делать отчисления за музыкальное сопровождение:
- кафе, барам, ресторанам, кофейням и любым другим заведениям общепита. Нельзя просто так включать музыку со смартфона бармена из его личного плейлиста, даже если площадь вашей точки три квадратных метра;
- музыкальным, ночным клубам и игорным заведениям;
- предприятиям спортивно-оздоровительной сферы: фитнес-центрам, бассейнам, спортзалам, в том числе баням, хаммамам и пр.;
- отелям и бизнес-центрам;
- магазинам и торговым центрам;
- медицинским клиникам и аптекам;
- предприятиям сферы услуг, включая дилерские центры, автомойки и ремонтные мастерские;
- транспортным предприятиям, включая поезда, вокзалы, аэропорты и даже общественные уборные.
Среди неочевидных событий и мест, где контролирующие организации могут провести проверку, — общественные мероприятия, в том числе с бесплатным входом.
Но не беспокойтесь, это касается не всех мероприятий. Случай, когда частное лицо просто арендует помещение и самостоятельно организует вечеринку для своих друзей, не считается нарушением, так как организатор не ведёт в этот момент коммерческую деятельность, а вход доступен только для ограниченного круга лиц — его друзей. Здесь можно смело включать любой плейлист и не думать об авторских.
А вот если на эту вечеринку организован платный вход — то есть, если вы платите именно за посещение мероприятия, а не скидываетесь в общую кассу на напитки и аренду — могут и возникнуть вопросы.
Например, если вы проводите закрытую вечеринку по билетам с выступлением артистов или показ мод. В таком случае считается, что организатор мероприятия ведёт коммерческую деятельность и должен заключить договоры с РАО и ВОИС.
Кому платить и есть ли способы не платить
Для того чтобы музыка звучала легально, компании нужно заключить договоры и с РАО, и с ВОИС. Первая организация следит за правами авторов, а вторая — заботится об отчислениях в адрес исполнителей и изготовителей фонограмм. Размеры выплат зависят от типа заведения и количества посадочных мест. На сайтах организаций есть калькуляторы и необходимые шаблоны договоров и отчётов.
Заключать договоры также можно со стриминговыми сервисами, позволяющими ставить музыку в коммерческих пространствах. Они берут на себя отчисления и разбирательства с правообладателями и контролирующими организациями, а также следят за тем, чтобы на их платформах было достаточное разнообразие легальных треков.
Наконец, компании могут получать права на трансляции самостоятельно или заключать договоры напрямую с правообладателями или формировать плейлист из треков с открытыми лицензиями, авторские права на которые уже истекли.
Также на помощь могут прийти цифровые технологии: уже сейчас активно развивается такое направление как музыка, сгенерированная ИИ. Авторские права на треки от нейросеток пока законом никак не регулируются.