Опубликовано 23 августа 2022, 00:01
9 мин.

Купи-продай. На каких товарах из Китая реально сделать деньги даже дилетанту

В «тёмные» времена даже специалисты востребованных профессий могут потерять работу. На то, чтобы найти новое место или переобучиться, нужно время. Многие в этот период перебиваются случайными заработками, открывают собственный мелкий бизнес или становятся «челноками». Если в 90-е зарубежные товары для перепродажи приходилось везти на себе в огромных клетчатых сумках, то сейчас всё больше заказывают их доставкой из-за границы. Такие маркетплейсы, как Aliexpress, Taobao, Tmall, JD.com, уже давно полюбились российскому малому бизнесу. Разбираемся, что и как можно заказать из Китая, чтобы поднять на этом денег.

Купи-продай. На каких товарах из Китая реально сделать деньги даже дилетанту

Дисклеймер: в этом тексте мы не касаемся вопроса прохождения сертификации, растаможки, параллельного импорта, открытия юрлица и прочих юридических нюансов, а также объёма инвестиций, необходимых для того, чтобы начать своё дело. Информация о ценах актуальна на лето 2022 года.

Муки выбора

Выбирая стезю перекупа — так называют тех, кто зарабатывает на перепродаже купленных за границей товаров, многие сталкиваются с вопросом, чем же торговать.

Некоторые идут по пути магазинов «всякой всячины», которые в изобилии можно встретить в российских переходах, и набирают всё «модное», что есть у всех похожих продавцов. Китайские сувениры, футболки с оригинальными принтами, игрушки типа поп-ита или спиннера, дешёвая косметика, пластиковая обувь, одноразовые девайсы для различных нужд, вероятно, встретят своего покупателя.

Но задайте себе вопрос: купили бы вы сами свой товар, если бы у вас был выбор, куда потратить деньги?

Стратегия «приятных мелочей» работает в основном в проходных местах, где в изобилии гуляют мамы с детьми, падкими на всё яркое, подростки, ещё не научившиеся тратить деньги с умом, а также всякий торопящийся по своим делам люд, не готовый особо задумываться над покупками.

Так что, если у вас нет своего киоска с прозрачной витриной, мимо которого постоянно снуют скучающие покупатели, лучше обратить внимание на что-то более полезное и востребованное. И при этом приносящее максимальную прибыль.

С началом пандемии коронавируса значительная часть той торговли, которая раньше происходила офлайн, перетекла в интернет. Кто «потолще», начал активно раскручивать собственный интернет-магазин, а продавцы более мелкого калибра высыпали на всевозможные маркетплейсы типа Wildberries, Ozon или «Яндекс.Маркет». И сейчас, несмотря на снятые ограничения, этот тренд и не думает сворачиваться.

Для начинающего продавца в таком положении вещей есть немало плюсов — легко выйти на рынок, не нужно тратиться на физические магазины и шоурумы.

А ещё с помощью маркетплейсов можно легко отслеживать интересы аудитории. Количество продаж на таких площадках в последние 2 года значительно выросло, при этом продавцы оперативно реагировали на меняющуюся обстановку. Например, в начале пандемии выросло количество предложений защитных средств, масок и антисептиков от частных продавцов. А с уходом из России различных компаний, например той же IKEA, товары этих брендов начали активно перепродаваться в интернете — причём с наценкой до сотен процентов.

Однако ажиотажный спрос на товары ушедших брендов — история временная, как и большинство подростковых предметов почитания, которые быстро вирусятся и быстро же приходят в забвение (где сейчас те спиннеры?).

Стоит делать поправку и на доступность связанных позиций. Например, одним из самых популярных товаров на российских маркетплейсах, по их же статистике, было защитное стекло для iPhone — но с уходом Apple и снижением продаж этой марки в России закономерно упадёт спрос и на аксессуары к нему. Но совсем не исчезнет: с вероятностью старые iPhone теперь будут чаще ремонтироваться, чем меняться на более новые модели.

Экономические, политические и социальные процессы могут повлиять на спрос, но надо отдавать себе отчёт, сколько может продлиться ажиотаж и какие долгосрочные перспективы у той или иной категории товаров.

Фото: unsplash.com/Magnus Andersson

Фото: unsplash.com/Magnus Andersson

Какие товары выгодно покупать в Китае на перепродажу

Один из самых стабильных вариантов с точки зрения дохода — товары всесезонного спроса. Например, уходовая косметика (особенно востребованы корейские производители), таблетки для стирки и посудомоечной машины, насадки для электрических зубных щёток, инструменты и расходные материалы для маникюра и депиляции, канцелярские товары (в особенности ставшая дефицитом офисная бумага).

Можно обратить внимание на кухонные принадлежности, как ходовые, так и специальные, которые не найдёшь в обычном магазине у дома.

И себе, и в подарок покупатели часто выбирают различные аксессуары: галстуки, наручные часы, зонтики, сумки-шоперы, обложки для документов.

В любое время востребованы одежда и обувь: джинсы, спортивные костюмы, футболки, топы, пижамы, носки, худи, а также кроссовки, кеды, женские и мужские туфли, детские ботинки, демисезонные модели.

Например, футболки при закупочной цене порядка 200 рублей будут стоить для конечного покупателя уже 800, то есть наценка составит 300%. Но, ввязываясь в одежную историю, надо убедиться, что выбранные позиции не рискуют выйти из моды в следующем же сезоне и соответствуют заявленной размерной сетке. Иначе жди возвраты и хейт.

Одна из наиболее популярных категорий товаров в китайских магазинах — бижутерия. Для изделий из самых простых материалов ориентировочная цена составит в среднем 100 рублей, а наценка на них может доходить до 500%. Но так как украшения, как и одежда, — история про вкусовщину, заказывать придётся много и разного, надеясь, что оно понравится потребителям. Плюсы: не стоит беспокоиться о размерной сетке, даже кольца в этой категории — преимущественно с регулируемым диаметром.

Всё чаще в интернете заказывают различную электронику и мелкую бытовую технику, хотя у профильных магазинов и сохраняется преимущество в виде возможности испытать и осмотреть выбранный товар. Однако различные комплектующие к компьютерам — клавиатуры, мыши, коврики, SSD-диски, мониторы, кулеры, наушники, микрофоны, веб-камеры — по мнению маркетологов, останутся популярными и даже продемонстрируют рост продаж в 2022 году. Аналогичная ситуация с бюджетной бытовой техникой — чайники, фены, пылесосы, блендеры, тостеры.

В целом сейчас этот сегмент довольно сильно меняется — на замену привычным, ушедшим из России брендам приходят товары отечественных и китайских фирм, отзывы о которых стоит тщательно изучать.

Неплохо заработать смогут продавцы недорогих моделей смартфонов и ноутбуков, беспроводных колонок и наушников, умных часов и другой смарт-электроники. Наценка на эти категории товаров может доходить до 200–400%.

Хорошую маржу можно получить и с продажи осветительных приборов. Например, сейчас в дизайне интерьеров активно используются светодиодные ленты разных цветов и гирлянды. Наценка на эти товары может достигать 200–300%.

Один из наиболее востребованных на российском рынке сегментов — аксессуары для мобильных телефонов. Вот где раздолье — одних чехлов для iPhone на том же популярном среди россиян китайском сайте почти миллион позиций. Цены на них начинаются где-то от 30 рублей (хотя в период акций отдельные позиции можно купить буквально за копейки), но самые ходовые — в диапазоне от 80 до 250 рублей. В российских интернет-магазинах цена стартует от 50 рублей, модели поинтереснее — в диапазоне от 200 до 1000 рублей.

Также пользуются спросом зарядные кабели, пауэрбанки, защитные стёкла, подставки, гибкие штативы и селфи-палки, беспроводные зарядки. Наценка на такие аксессуары может достигать 500–700%.

Всё ещё хорошо покупают всевозможные игрушки и товары для творчества, ставшие популярными во времена карантина. Многие запертые по домам россияне искали себе отдушину в различных хобби, а чтобы занять лишённых детсадов и школ детей, покупали им всевозможные развивающие игры. Большую долю онлайн-торговли занимают пазлы, картины по номерам, наборы для рукоделия, настолки, раскраски. Наценки на эти категории товаров могут достигать 400–700%.

С сезонными товарами ситуация несколько сложнее — в «холодный» сезон они могут месяцами пылиться на складе, если продавец переоценил свои силы и объёмы спроса. Однако в этой нише меньше конкурентов, а наценки в период пикового спроса обеспечат хорошую маржу. Например, летом это купальники, дачные инструменты и аксессуары, средства от насекомых и солнцезащитная косметика, уголь, решётки для гриля и мангалы, уличная мебель, палатки, гамаки, средства для плавания, надувные бассейны, товары для рыбалки. Зимой взлетает спрос на термобельё, перчатки, шапки, лыжи, «ватрушки» и санки.

Закономерно, что в сезон цены могут подниматься, а под конец сезона снижаться при попытках распродать остатки. Этим можно пользоваться, планируя закупки, например заказывать в начале осени те товары, которые вы планируете продавать следующим летом.

Наконец, можно посмотреть на нишевые истории, такие как детские товары, медицинские товары и товары для животных. Нужно убедиться, что у них есть вся необходимая для продажи в РФ сертификация: контроль качества в этих сферах довольно строгий. Предпочтения нужно отдавать маркам, которые редко встречаются в аптеках и супермаркетах. Ну и смотреть на тренды.

Например, в 2020 году очень популярным товаром были бесконтактные термометры — их стоимость в Китае начиналась от 500 рублей, а в России на пике их перепродавали уже по 2000–3000 (наценка 200–500%). Но сейчас такие термометры уже есть у многих организаций и даже в домах, спрос на них снизился. Зато вырос спрос на товары для животных из-за ухода западных марок. А так как многие теперь даже путешествуют с питомцами, актуальными будут сумки-переноски, поводки, шлейки и дорожные поилки.

Фото: unsplash.com/Martin Zangerl

Фото: unsplash.com/Martin Zangerl

Ложка дёгтя: что нужно учесть

  • «Распродаю гардероб, изменились размеры, всё новое, с бирками
  • «Брендовые вещи с бирками, продаю, НЕ КОМПАНИЯ!»
  • «Продаю машинку для стрижки, подарили, не пользуюсь. В наличии шесть штук».

На сайтах продаж «из рук в руки» типа «Авито» и «Юлы» нередко можно встретить так называемых неофициальных перекупов, которые под видом обычных объявлений от частных лиц продают заказанные в Китае одежду, обувь, технику, товары для дома и различные аксессуары. Для некоторых такая схема кажется простым источником дохода. Действительно, чего проще: заказал товары, продал дороже, навар в карман — и «никакой головной боли». Но не всё так просто.

Надо понимать, что это серая зона — по российским законам и правилам маркетплейсов официально перепродавать товары без сертификации или декларации соответствия нельзя, а эти документы может получить только ИП или юрлицо (и стоить это будет немало). Самозанятые же могут торговать только тем, что они произвели сами.

Евгений Пантазий
член Ассоциации юристов России

Закупать товар за рубежом и продавать его в России не запрещено, главное — соблюсти предусмотренные законом процедуры. Прежде всего нужно пройти таможню и соблюсти ряд требований.

При поставке через таможенные органы могут потребоваться такие документы, как:

  • инвойс;
  • товарно-распределительные документы (коносамент, например);
  • спецификация товара;
  • сертификаты о безопасности перевозимого груза;
  • контракт с поставщиком;
  • платёжные поручения.

Такая документация не всегда требуется полным пакетом, это зависит от перевозимого товара. Производитель в Китае должен заключить с российскими партнерами соглашения.

Незарегистрированными перекупами можно назвать граждан, которые осуществляют деятельность, приносящую доход, без уплаты налогов и предусмотренного законом статуса. В этом случае налоговая вправе взыскать недоимку. Самозанятых нельзя отнести к незарегистрированным. Но законодательством запрещено использование специального налогового режима, если налогоплательщик перепродаёт товары. В иных случаях гражданину без специального налогового режима заниматься перепродажей можно.


Даже если у вашего малого бизнеса уже есть ИП или юрлицо, надо учитывать, что в России есть лимит беспошлинного ввоза товаров — с 2020 года он составляет €200 в месяц, но с 31 марта до 1 октября 2022 года лимит ввоза товаров временно увеличился до €1000.

Это вряд ли станет барьером для более-менее серьёзного дела, но на старте бизнеса взаимодействие с таможней по этим вопросам может оказаться неприятным открытием.

И какую бы стратегию заработка вы ни выбрали, нельзя забывать о базовых вещах: кассовом учёте, русификации этикеток и мануалов, а также месте для хранения товаров. Некоторые экономии ради превращают в склад собственную квартиру, но жизнь в окружении горы чехлов для смартфонов и симпл-димплов вскоре заставит возненавидеть саму идею заработка на «китайщине». Так что такой выбор оправдан только на коротких дистанциях — тот самый приработок в периоды падения доходов.

Но, может, для вас это окажется историей надолго? Не попробуешь — не узнаешь.

Фото: unsplash.com/Pat Whelen