Купи-продай. На каких товарах из Китая реально сделать деньги даже дилетанту
В «тёмные» времена даже специалисты востребованных профессий могут потерять работу. На то, чтобы найти новое место или переобучиться, нужно время. Многие в этот период перебиваются случайными заработками, открывают собственный мелкий бизнес или становятся «челноками». Если в 90-е зарубежные товары для перепродажи приходилось везти на себе в огромных клетчатых сумках, то сейчас всё больше заказывают их доставкой из-за границы. Такие маркетплейсы, как Aliexpress, Taobao, Tmall, JD.com, уже давно полюбились российскому малому бизнесу. Разбираемся, что и как можно заказать из Китая, чтобы поднять на этом денег.
Дисклеймер: в этом тексте мы не касаемся вопроса прохождения сертификации, растаможки, параллельного импорта, открытия юрлица и прочих юридических нюансов, а также объёма инвестиций, необходимых для того, чтобы начать своё дело. Информация о ценах актуальна на лето 2022 года.
Муки выбора
Выбирая стезю перекупа — так называют тех, кто зарабатывает на перепродаже купленных за границей товаров, многие сталкиваются с вопросом, чем же торговать.
Некоторые идут по пути магазинов «всякой всячины», которые в изобилии можно встретить в российских переходах, и набирают всё «модное», что есть у всех похожих продавцов. Китайские сувениры, футболки с оригинальными принтами, игрушки типа поп-ита или спиннера, дешёвая косметика, пластиковая обувь, одноразовые девайсы для различных нужд, вероятно, встретят своего покупателя.
Но задайте себе вопрос: купили бы вы сами свой товар, если бы у вас был выбор, куда потратить деньги?
Стратегия «приятных мелочей» работает в основном в проходных местах, где в изобилии гуляют мамы с детьми, падкими на всё яркое, подростки, ещё не научившиеся тратить деньги с умом, а также всякий торопящийся по своим делам люд, не готовый особо задумываться над покупками.
Так что, если у вас нет своего киоска с прозрачной витриной, мимо которого постоянно снуют скучающие покупатели, лучше обратить внимание на что-то более полезное и востребованное. И при этом приносящее максимальную прибыль.
С началом пандемии коронавируса значительная часть той торговли, которая раньше происходила офлайн, перетекла в интернет. Кто «потолще», начал активно раскручивать собственный интернет-магазин, а продавцы более мелкого калибра высыпали на всевозможные маркетплейсы типа Wildberries, Ozon или «Яндекс.Маркет». И сейчас, несмотря на снятые ограничения, этот тренд и не думает сворачиваться.
Для начинающего продавца в таком положении вещей есть немало плюсов — легко выйти на рынок, не нужно тратиться на физические магазины и шоурумы.
А ещё с помощью маркетплейсов можно легко отслеживать интересы аудитории. Количество продаж на таких площадках в последние 2 года значительно выросло, при этом продавцы оперативно реагировали на меняющуюся обстановку. Например, в начале пандемии выросло количество предложений защитных средств, масок и антисептиков от частных продавцов. А с уходом из России различных компаний, например той же IKEA, товары этих брендов начали активно перепродаваться в интернете — причём с наценкой до сотен процентов.
Однако ажиотажный спрос на товары ушедших брендов — история временная, как и большинство подростковых предметов почитания, которые быстро вирусятся и быстро же приходят в забвение (где сейчас те спиннеры?).
Стоит делать поправку и на доступность связанных позиций. Например, одним из самых популярных товаров на российских маркетплейсах, по их же статистике, было защитное стекло для iPhone — но с уходом Apple и снижением продаж этой марки в России закономерно упадёт спрос и на аксессуары к нему. Но совсем не исчезнет: с вероятностью старые iPhone теперь будут чаще ремонтироваться, чем меняться на более новые модели.
Экономические, политические и социальные процессы могут повлиять на спрос, но надо отдавать себе отчёт, сколько может продлиться ажиотаж и какие долгосрочные перспективы у той или иной категории товаров.
Какие товары выгодно покупать в Китае на перепродажу
Один из самых стабильных вариантов с точки зрения дохода — товары всесезонного спроса. Например, уходовая косметика (особенно востребованы корейские производители), таблетки для стирки и посудомоечной машины, насадки для электрических зубных щёток, инструменты и расходные материалы для маникюра и депиляции, канцелярские товары (в особенности ставшая дефицитом офисная бумага).
Можно обратить внимание на кухонные принадлежности, как ходовые, так и специальные, которые не найдёшь в обычном магазине у дома.
И себе, и в подарок покупатели часто выбирают различные аксессуары: галстуки, наручные часы, зонтики, сумки-шоперы, обложки для документов.
В любое время востребованы одежда и обувь: джинсы, спортивные костюмы, футболки, топы, пижамы, носки, худи, а также кроссовки, кеды, женские и мужские туфли, детские ботинки, демисезонные модели.
Например, футболки при закупочной цене порядка 200 рублей будут стоить для конечного покупателя уже 800, то есть наценка составит 300%. Но, ввязываясь в одежную историю, надо убедиться, что выбранные позиции не рискуют выйти из моды в следующем же сезоне и соответствуют заявленной размерной сетке. Иначе жди возвраты и хейт.
Одна из наиболее популярных категорий товаров в китайских магазинах — бижутерия. Для изделий из самых простых материалов ориентировочная цена составит в среднем 100 рублей, а наценка на них может доходить до 500%. Но так как украшения, как и одежда, — история про вкусовщину, заказывать придётся много и разного, надеясь, что оно понравится потребителям. Плюсы: не стоит беспокоиться о размерной сетке, даже кольца в этой категории — преимущественно с регулируемым диаметром.
Всё чаще в интернете заказывают различную электронику и мелкую бытовую технику, хотя у профильных магазинов и сохраняется преимущество в виде возможности испытать и осмотреть выбранный товар. Однако различные комплектующие к компьютерам — клавиатуры, мыши, коврики, SSD-диски, мониторы, кулеры, наушники, микрофоны, веб-камеры — по мнению маркетологов, останутся популярными и даже продемонстрируют рост продаж в 2022 году. Аналогичная ситуация с бюджетной бытовой техникой — чайники, фены, пылесосы, блендеры, тостеры.
В целом сейчас этот сегмент довольно сильно меняется — на замену привычным, ушедшим из России брендам приходят товары отечественных и китайских фирм, отзывы о которых стоит тщательно изучать.
Неплохо заработать смогут продавцы недорогих моделей смартфонов и ноутбуков, беспроводных колонок и наушников, умных часов и другой смарт-электроники. Наценка на эти категории товаров может доходить до 200–400%.
Хорошую маржу можно получить и с продажи осветительных приборов. Например, сейчас в дизайне интерьеров активно используются светодиодные ленты разных цветов и гирлянды. Наценка на эти товары может достигать 200–300%.
Один из наиболее востребованных на российском рынке сегментов — аксессуары для мобильных телефонов. Вот где раздолье — одних чехлов для iPhone на том же популярном среди россиян китайском сайте почти миллион позиций. Цены на них начинаются где-то от 30 рублей (хотя в период акций отдельные позиции можно купить буквально за копейки), но самые ходовые — в диапазоне от 80 до 250 рублей. В российских интернет-магазинах цена стартует от 50 рублей, модели поинтереснее — в диапазоне от 200 до 1000 рублей.
Также пользуются спросом зарядные кабели, пауэрбанки, защитные стёкла, подставки, гибкие штативы и селфи-палки, беспроводные зарядки. Наценка на такие аксессуары может достигать 500–700%.
Всё ещё хорошо покупают всевозможные игрушки и товары для творчества, ставшие популярными во времена карантина. Многие запертые по домам россияне искали себе отдушину в различных хобби, а чтобы занять лишённых детсадов и школ детей, покупали им всевозможные развивающие игры. Большую долю онлайн-торговли занимают пазлы, картины по номерам, наборы для рукоделия, настолки, раскраски. Наценки на эти категории товаров могут достигать 400–700%.
С сезонными товарами ситуация несколько сложнее — в «холодный» сезон они могут месяцами пылиться на складе, если продавец переоценил свои силы и объёмы спроса. Однако в этой нише меньше конкурентов, а наценки в период пикового спроса обеспечат хорошую маржу. Например, летом это купальники, дачные инструменты и аксессуары, средства от насекомых и солнцезащитная косметика, уголь, решётки для гриля и мангалы, уличная мебель, палатки, гамаки, средства для плавания, надувные бассейны, товары для рыбалки. Зимой взлетает спрос на термобельё, перчатки, шапки, лыжи, «ватрушки» и санки.
Закономерно, что в сезон цены могут подниматься, а под конец сезона снижаться при попытках распродать остатки. Этим можно пользоваться, планируя закупки, например заказывать в начале осени те товары, которые вы планируете продавать следующим летом.
Наконец, можно посмотреть на нишевые истории, такие как детские товары, медицинские товары и товары для животных. Нужно убедиться, что у них есть вся необходимая для продажи в РФ сертификация: контроль качества в этих сферах довольно строгий. Предпочтения нужно отдавать маркам, которые редко встречаются в аптеках и супермаркетах. Ну и смотреть на тренды.
Например, в 2020 году очень популярным товаром были бесконтактные термометры — их стоимость в Китае начиналась от 500 рублей, а в России на пике их перепродавали уже по 2000–3000 (наценка 200–500%). Но сейчас такие термометры уже есть у многих организаций и даже в домах, спрос на них снизился. Зато вырос спрос на товары для животных из-за ухода западных марок. А так как многие теперь даже путешествуют с питомцами, актуальными будут сумки-переноски, поводки, шлейки и дорожные поилки.
Ложка дёгтя: что нужно учесть
- «Распродаю гардероб, изменились размеры, всё новое, с бирками!»
- «Брендовые вещи с бирками, продаю, НЕ КОМПАНИЯ!»
- «Продаю машинку для стрижки, подарили, не пользуюсь. В наличии шесть штук».
На сайтах продаж «из рук в руки» типа «Авито» и «Юлы» нередко можно встретить так называемых неофициальных перекупов, которые под видом обычных объявлений от частных лиц продают заказанные в Китае одежду, обувь, технику, товары для дома и различные аксессуары. Для некоторых такая схема кажется простым источником дохода. Действительно, чего проще: заказал товары, продал дороже, навар в карман — и «никакой головной боли». Но не всё так просто.
Надо понимать, что это серая зона — по российским законам и правилам маркетплейсов официально перепродавать товары без сертификации или декларации соответствия нельзя, а эти документы может получить только ИП или юрлицо (и стоить это будет немало). Самозанятые же могут торговать только тем, что они произвели сами.
Закупать товар за рубежом и продавать его в России не запрещено, главное — соблюсти предусмотренные законом процедуры. Прежде всего нужно пройти таможню и соблюсти ряд требований.
При поставке через таможенные органы могут потребоваться такие документы, как:
- инвойс;
- товарно-распределительные документы (коносамент, например);
- спецификация товара;
- сертификаты о безопасности перевозимого груза;
- контракт с поставщиком;
- платёжные поручения.
Такая документация не всегда требуется полным пакетом, это зависит от перевозимого товара. Производитель в Китае должен заключить с российскими партнерами соглашения.
Незарегистрированными перекупами можно назвать граждан, которые осуществляют деятельность, приносящую доход, без уплаты налогов и предусмотренного законом статуса. В этом случае налоговая вправе взыскать недоимку. Самозанятых нельзя отнести к незарегистрированным. Но законодательством запрещено использование специального налогового режима, если налогоплательщик перепродаёт товары. В иных случаях гражданину без специального налогового режима заниматься перепродажей можно.
Даже если у вашего малого бизнеса уже есть ИП или юрлицо, надо учитывать, что в России есть лимит беспошлинного ввоза товаров — с 2020 года он составляет €200 в месяц, но с 31 марта до 1 октября 2022 года лимит ввоза товаров временно увеличился до €1000.
Это вряд ли станет барьером для более-менее серьёзного дела, но на старте бизнеса взаимодействие с таможней по этим вопросам может оказаться неприятным открытием.
И какую бы стратегию заработка вы ни выбрали, нельзя забывать о базовых вещах: кассовом учёте, русификации этикеток и мануалов, а также месте для хранения товаров. Некоторые экономии ради превращают в склад собственную квартиру, но жизнь в окружении горы чехлов для смартфонов и симпл-димплов вскоре заставит возненавидеть саму идею заработка на «китайщине». Так что такой выбор оправдан только на коротких дистанциях — тот самый приработок в периоды падения доходов.
Но, может, для вас это окажется историей надолго? Не попробуешь — не узнаешь.
Фото: unsplash.com/Pat Whelen