Не скинулся на днюху шефа, сидел в секретном чате. За что работодатели карают россиян и как с этим бороться
Опоздали на 10 минут к началу рабочего дня — вычет из зарплаты. Слишком громко посмеялись с коллегой над какой-то шуткой — выговор. Система на компьютере зависла, не смогли быстро обслужить клиента — минус половина премии или квартальных бонусов. Не скинулись на подарок начальнику — увольнение. Знакомые ситуации? «Секрет фирмы» спросил у россиян, как и за что их наказывали рублём (и не только). И что делать, если не согласен с прилетевшим штрафом.
© Unsplash/JOHN TOWNER, James Wainscoat, Unsplash License, freepik/federcap
За чужие ошибки
У нас штрафы чаще возникают там, где сам сотрудник не виноват. Например, у программного обеспечения раз в 2 недели случаются сбои, что мешает обслуживать клиентов. Человек приходит за заказом, посылка у меня на руках, а выдать я её не могу: программа заглючила и не даёт пробить штрихкод клиента. Отдать заказ, не пробив штрихкод, нельзя: тогда товар «потеряется», меня оштрафуют на его полную стоимость. Кто-то из клиентов принимает ситуацию, кто-то начинает возмущаться.
Со штрихкодами вообще всё весело. Бывает, что товар пришёл с двумя штрихкодами вместо одного: второй, конечно, ошибочный — совсем от другого заказа, который даже не в этом же городе. Если пробить ошибочный штрихкод, впаяют штраф по стоимости товара: потому что получится, что сотрудник его «украл» или «потерял». Клиент-то товар уже не получит, он считается вручённым. Так коллега получил штраф на 32 000 рублей за пуховик, которого в нашем ПВЗ и не было.
За повреждённый при возврате товар, даже если виноват условный грузчик, тоже накажут рублём. И так до бесконечности. Оспаривать штрафы можно, но тут как повезёт: штраф могут убрать, если не докажут твою вину, а могут и оставить.
Лимита в штрафах от Wildberries нет — всё зависит от того, какой раздолбай тебе привезёт товар или упакует его на складе. Мой самый большой штраф за год работы был в 160 000 рублей — из-за того что я якобы не передал коробки с возвратами.
Месяц пытался оспорить этот долг в разговорах с руководством, даже видеодоказательства предоставил. Ничего не хотели снимать, но в конечном итоге спустя 2 месяца всё решилось.
А сейчас у меня на балансе стабильные минус 5000 рублей, причём не по моей вине: либо на складе косячат, либо перевозчик что-то не довозит, сейчас в основном летят штрафы за неверное вложение. Оспорить их нельзя, они односторонние, увидел неверное вложение — считай, всё, день коту под хвост. Самое смешное, что вещь летит дальше в оборот, принося минусы другим сотрудникам и клиентам за возврат.
Также нас штрафуют за пыль, которая находится за примерочными, за мусор в мусорке, за отсутствие пакетов, которые мы покупаем сами, за свой счёт. Оспорить штрафы пытался, но толку ноль.
В целом штрафы тут как пробки в Москве — такие же частые и непредсказуемые, летят отовсюду.
На машине в автотранспортном предприятии (АТП) был треснут бампер — об этом сделали запись в акте приёма в августе 2019 года. Разбитый бампер кустарно склеили и прошили верёвками, но кусочки постоянно отваливались. Водитель, который был в этом виновен, вскоре уволился. А за руль автомобиля сел я, и мне в итоге достались все шишки.
В ноябре 2019 года случилось ДТП, в котором разбитый бампер отвалился окончательно. Когда в таком виде машина вернулась на базу, механик сделал запись об отсутствии бампера, и вину за это повесили на меня.
Весь 2020 год с моей премии удерживали 22 000 рублей, издав приказ. Я пытался оспорить этот вычет, но АТП отказало. Суд первой инстанции тоже отказал, но апелляция всё же встала на мою сторону. АТП подало кассационную жалобу, последний суд по делу произошёл в этом году, правда осталась за мной.
Когда я работал разработчиком в IТ-компании, то мне запомнился один экзотичный штраф: однажды на отраслевой конференции мой коллега Дионис, сильно старше меня, напился. Однако директор компании оштрафовал нас обоих, поскольку я не уследил за ним, что в его глазах было бездействием.
По мнению руководителя, подобные случаи подрывают командообразование. Так меня трезвого оштрафовали на 10 000 рублей не за поступок, который я не совершал, а скорее за неправильный моральный выбор.
После подобных случаев в своей компании я формирую обратную корпоративную культуру, с алкоголем и без штрафов: мы собираемся по пятницами и спаиваем коллегу с самым лучшим результатом за неделю.
За опоздания и внешний вид
С «Яндексом» я работал через партнёра, мне подходила такая схема, потому что устраивался я временно и через партнёра не надо было оформлять медкнижку и делать самозанятость. А в целом условия для курьеров, подключённых напрямую и через партнёров, одинаковые.
Когда курьер выполняет заказ, в приложении работает таймер: нужно за определённое время добраться до отправителя, чтобы забрать посылку, и потом аналогично до получателя. Если курьер опоздал на 30 минут и больше, прилетает штраф в 500 рублей. Всё, что до получаса, не штрафуется, но есть риск получить плохую оценку от отправителя или получателя заказа.
Кроме этого, есть штрафы, например за то, что курьер поехал не в ту сторону, где находится получатель: минус 1000 рублей. Если курьер вышел на смену нетрезвым — минус 5000 рублей.
Кроме прямых штрафов, есть приоритеты, рейтинг и активность, влияющие на зарплату и вообще работу. Пропускаете часть заказов — падает активность: процент потери зависит от типа заказа. Получаете плохие оценки, ваш рейтинг становится ниже 4,8 балла из 5 — теряете доступ к сервису.
А количество заказов, которые вам достаются, зависит от баллов приоритета: там много критериев, в том числе фотоконтроль термокороба и медкнижки. Ещё в пандемию был, например, фотоконтроль маски.
В двух довольно крупных рекламных агентствах, где я раньше работала, были штрафы за опоздания на 10 минут и больше. Пришёл так 3 раза подряд с нарушением времени — минус день из отпуска. Всех чётко проверяли по специальному пропуску, минута в минуту отслеживали время прихода каждого сотрудника. И почему-то с этим никто не хотел бороться.
Больше 7 лет влюблена в авиацию, но уход из «Победы» — это мой личный праздник! Нас постоянно штрафовали за всё: ногти на миллиметр отросли — штраф, волосы не идеально зализаны — штраф. Причём маникюр обязательно с покрытием.
Устали, не устали — выходите на рейс. На резерв обязательная явка из дома за 1,5 часа. В итоге при обещанных 90 000 рублей в месяц моя средняя зарплата составляла 50 000 рублей.
За ошибки в письмах, отгул по уважительной причине и отсутствие денег
В «Пятёрочку» я устроилась в начале июня и с остальными сотрудниками готовила магазин к открытию. За эти дни нам не платили. После этого месяц я отработала кассиром, получила зарплату. А в июле коллега сказала, что надо скинуться на подарок заместителю директора. Денег у меня не было, я предложила вложиться со следующей зарплаты. В итоге заместитель директора вызвала меня «на ковёр», грозилась уволить и вызвать охрану. Я настаивала на том, что нельзя вводить обязательные денежные поборы с небогатых работников. После этого разговора я уволилась сама.
Когда я работала в найме в агентстве недвижимости, наш работодатель штрафовал всех за разные мелочи. За ошибки в письмах, за то, что не выключил компьютер после рабочего дня и ушёл, за то, что не ответил клиенту в течение часа. Сумма штрафов начиналась от 500 рублей. Работодатель выписывал их и рассылал по электронной почте, а потом высчитывал из зарплаты.
С Delivery Club я работал через партнёра. О похоронах матери я, как и положено, заранее предупредил, предоставил медсвидетельство смерти, и мне разрешили пропустить рабочий день. Мне сказали, что можно никакие корректировки не вносить, раз есть уважительная причина. Но позже супервайзер сообщила, что я обязан выйти на смену — причём на 14 часов, а не на 4–6 часов, на которые я мог бы выйти в тот день. Не выйду — меня увольняют.
За плохую работу и лень
Когда я работала администратором в салоне красоты, однажды не записала клиентку на процедуру. В итоге в день зарплаты получила на 5000 рублей меньше, чем должна была. Начальство это объяснило тем, что упущена прибыль.
В нашем фонде у sales-менеджеров есть система мотивации и демотивации. Последняя — это депремирование, которое мы внедрили, чтобы система лучше работала и из компании уходили неисполнительные, безответственные сотрудники. У каждого sales-менеджера есть набор задач, и если какая-то из них не выполняется, менеджера штрафуют. Следит за этим отдел контроля качества, который в ежедневном режиме проверяет работу сотрудников. Штрафы у нас буквально каждый день. Они символические — 200, 300, 500 рублей.
Нет цели зарабатывать на этих моментах — есть цель воспитывать сотрудников, давать им сигналы, что пора что-то менять. Если количество штрафов у одного человека зашкаливает, то мы уже разговариваем о его сокращении. Как результат — показатели растут по всем сферам работы. Увеличивается количество новых участников, растёт число сборов и так далее, что говорит об эффективности выбранного инструмента. Все собранные на штрафах средства идут на систему мотивации: подарки, корпоративы, поощрения и прочее.
У нас штрафы очень редкие, раз в год. Обычно касаются или глупости, или откровенной лени. Например, один раз я сказал секретарю, что Новый год уже прошёл, надо бы ёлку убрать. Ничего не поменялось. Я сказал второй раз — то же самое. Пришлось оштрафовать. Ёлка сразу исчезла.
Ещё штрафовал за глупость в рабочем чате: одна сотрудница на всю компанию стала выражать эмоции, оскорбляя коллегу, и поплатилась на 3000 рублей.
Как оспорить штраф и другое наказание
За что работодатель имеет право наказать сотрудника
По закону работодатель имеет право только на три вида наказаний:
- замечание;
- выговор;
- увольнение.
Штраф не входит в этот перечень и как понятие отсутствует в Трудовом кодексе. Так что формально именно «оштрафовать» работодатель вас не может.
Более того, законно штраф можно только за неисполнение трудовых обязанностей или плохое их исполнение. Сюда могут входить нарушения дресс-кода, опоздание, не вовремя сданный отчёт, появление на рабочем месте в нетрезвом виде. Но за это работодатель может только сделать выговор, замечание или в самом вопиющем случае уволить. И то — для увольнения нужны ну очень веские основания, которые еще нужно найти.
Но то, что понятия «штраф» нет в законе, не значит, что у работодателя нет легальных способов наказать вас рублём. Они есть, но довольно ограничены и сложны в выполнении. Работодатель может:
- Удержать деньги из зарплаты или снизить её.
- Недодать премию.
- Заставить возместить материальный ущерб.
Но и это будет непросто. Особенно с последним.
Работодатель может заставить заплатить за сломанный стул, разбитое стекло и так далее по ст. 238 ТК РФ. Но с точки зрения закона это будет расцениваться как возмещение причинённого имуществу вреда — то есть компенсация. Не штраф.
Вадим Сторчак, юрист компании «Солнцев и партнёры», добавляет, что по закону не всегда можно стрясти с работника полную сумму ущерба. «Например, работник причинил вред имуществу при исполнении должностных обязанностей, но нет оснований для привлечения его к полной материальной ответственности. Тогда взыскать с работника можно только сумму среднемесячного оклада, не более», — говорит эксперт.
И даже это тоже не решается одномоментно — ущерб надо зафиксировать, вину доказать. Может, сотрудник пытался избежать неприятностей, но обстоятельства были сильнее. Тогда он ни в чём не виноват.
Если сотрудник испортил имущество компании, молча удерживать из его зарплаты затраченную на это сумму работодателю нельзя. Придётся созвать комиссию и доказать, что вещь или оборудование испортил именно работник. Максимальная сумма, которую имеют право удержать с работника, — 20% от зарплаты в месяц. Если сумма ущерба больше, её компенсацию растягивают на несколько месяцев
Впрочем, у работодателя всё же есть способ получить компенсацию в размере всей суммы ущерба — доказать абсолютную вину работника.
С некоторыми сотрудниками можно подписать договор о полной материальной ответственности. В таком случае недостача или порча товара будет полностью ответственностью сотрудника. Чаще всего такими договорами пользуются организации торговли и складов. Работодатель не должен нести убытки из-за невнимательности кассира, который выдал сдачу больше, чем нужно, или из-за ошибки водителя погрузчика, который разбил палету с дорогостоящей бытовой техникой.
А вот при нарушении дисциплины единственное возможное денежное наказание по закону — лишение или урезание премии, поскольку это бонусная часть по , которая выдаётся на усмотрение работодателя. Но для этого в компании должны быть локальные акты, где чётко прописано, за что уменьшаются доплаты: за нарушения дресс-кода, за опоздания и так далее.
Если вас наказывают за подобное, руководитель должен будет запросить у вас объяснительную, издать приказ и решение о депремировании, ознакомить вас с ним.
Если лишении премии связано с дисциплинарной осечкой и это прописано в уставе компании, ознакомить с приказом вас должны в течение со дня его издания — да ещё и попросить расписаться под документом.
Как оспорить штраф на работе
Если вы не согласны со «штрафом» — хоть с потерянной премией, хоть с урезанием зарплаты, нужно сначала поговорить с работодателем.
Если это не поможет, а ситуация противоречит закону, нужно идти в трудовую инспекцию. И там попросить привлечь начальство к административной ответственности. Это можно сделать даже онлайн, через портал ОнлайнИнспекция (раздел — «сообщить о проблеме»).
Другой путь — обжаловать действия работодателя в суде. Но для этого придётся доказать, что вас вообще наказали — по внутренним приказам, бухгалтерским отчётностям и так далее.
При обращении в суд надо учитывать статью 392 ТК РФ. В ней сказано, что подавать иск по трудовому спору можно в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал о нарушении его прав — о «штрафе», например. А по спорам о возмещении ущерба работодателю — в течение года.
Работнику нужно быть внимательнее при подписании трудового договора и приказов, изучить основания начисления премий или выплат по KPI, изучать подробный перечень оснований начисления и удержания премий или подробный список оснований выплат по KPI. Тщательно проверяйте итоговые выплаты и просите работодателя фиксировать и доказывать основания удержаний из премии или сокращений выплат по KPI.
При этом все рекомендации юристов будут действовать только в отношении трудового договора. Как поясняет Оксана Головичева, если его нет или заключён договор ГПХ, ваши права никак не защищены и возможности работодателя в наказаниях практически безграничны.
Резюмируя: в ТК РФ не понятия «штраф», поэтому, что бы вы ни сотворили, уменьшать зарплату нельзя. Да, даже за разбитый стул. Работодателю придётся провести расследование, выяснить степень вины. И если её докажут, то выплатить придётся не штраф, а компенсацию. А вот урезать или убрать премию в наказание компания может. Но только после определённого бюрократического ритуала.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/JOHN TOWNER, James Wainscoat, Unsplash License, freepik/federcap