Как правильно говорить с телефонными мошенниками и стоит ли это делать. Мнение эксперта
Серьёзный голос говорит вам в трубку, что вы находитесь под статьёй о неразглашении и должны немедленно перейти в место, где вас не услышат посторонние? Поздравляем, вы говорите с телефонными мошенниками. Целый вал подобных разводов прокатился по России за последние месяцы, и часто люди отдают все деньги и влезают в кредиты после нешуточной психологической обработки. Как противостоять натиску «служб безопасности банков» и «майоров ФСБ», «Секрету» рассказал эксперт по цифровым угрозам.
Как понять, что с вами разговаривают мошенники
Мошенники регулярно прибегают к одним и тем же методам и механизмам обмана своих жертв. И этим себя выдают.
Главный признак, что звонит не настоящий «сотрудник службы безопасности» или «специалист сотового оператора», — вас просят совершить какие-либо действия. И неважно какие: прислать код из СМС, снять деньги, перевести средства на «защищённый счёт». Выполнять их в любом случае нельзя.
Даже если звонят реальные люди — сотрудники каких-либо организаций, в том числе государственных — лучше перестраховаться.
Перезвоните в эту организацию самостоятельно. Даже если это следователь или сотрудник ФСБ — ничего страшного не случится оттого, что вы вежливо попросите завершить разговор и перезвоните сами.
Второй маркер мошенника: угрозы и шантаж. Никакой сотрудник правоохранительных органов не будет угрожать уголовным делом по телефону.
Речь об этом может зайти, если человека уже официально вызвали в отделение полиции, он сидит в ОВД и разговаривает не с виртуальным «майором», а самым настоящим. Во всех остальных случаях — скорее всего, вы имеете дело с мошенниками.
Как реагировать на угрозы и шантаж
В последнее время мошенники очень часто требуют, чтобы жертвы не обращались за помощью и советом к другим людям. Об этом говорил, в частности, вице-президент Сбербанка по кибербезопасности Сергей Лебедь на IX Восточном экономическом форуме.
Злоумышленники нагнетают ситуацию: идёт «специальная операция по спасению денег», средства надо срочно перевести на безопасный счёт, а злоумышленника — задержать. И рассказывать об этом никому нельзя!
«Вступает в силу статья о неразглашении конфиденциальной информации, убедитесь, чтобы рядом с вами не было никаких людей!» — предупреждает голос на другом конце провода. И голос этот на 100% принадлежит мошеннику, говорит Александр Вураско.
Во-первых, какая может быть «статья о неразглашении»? Человек ведь ничего не подписывал. Чтобы вступил в силу какой-то запрет на разглашение информации, его должны сначала с ним ознакомить.
Во-вторых, речь идёт о звонке: никоим образом невозможно верифицировать, кто находится на той стороне провода.
Эксперт замечает, что телефон — это в принципе не самый конфиденциальный метод коммуникации. И даже номер вызывающего абонента можно подменить.
Запомните: верить кому-либо на слово по телефону или мессенджеру вы не обязаны, кем бы они ни представлялись.
Как не вестись на эмоциональные манипуляции
«Я всё знаю про мошенников, а всё равно повёлся!» — частая фраза тех, кто на козни злоумышленников всё-таки попался. Александр Вураско объясняет: на самом деле мошенники имеют всего два основных сценария, но их хватает, чтобы вывести человека из душевного равновесия и заставить совершить необдуманные поступки. Первый — позитивная мотивация; второй — негативная.
В первом случае человеку обещают что-то очень хорошее. Это могут быть «инвест-платформы», которые предлагают некий стартовый бонус и доходность в 20% в сутки — только присоединиться к этой платформе надо немедленно. Или невероятные скидки, которые действуют в интернет-магазине ещё всего-то 10 минут, но дают возможность «купить последний айфон за 10% от цены». В этом случае к мотивации добавляется ещё и страх упущенной выгоды.
При грамотно поданной позитивной мотивации человек теряет голову и делает то, что нужно злоумышленникам, чтобы побыстрее получить свою выгоду.
Во втором случае мошенник угрожает собеседнику проблемами, которые решить следует прямо сейчас. Например: истекает срок договора с вашим сотовым оператором, нужно продлить сим-карту, а для этого — прислать код из СМС от Госуслуг. Или — упомянутая уже история о том, что с вашего счёта осуществлялись переводы на территорию Украины.
Все эти схемы мошенничества, по сути, одинаковые, замечает эксперт: меняется лишь информационная подводка.
Мошенники изначально работают как фокусники: выбирают наиболее доверчивых людей. При этом акцент сейчас делается на неперсонифицированные обзвоны, как в техподдержке. В колл-центрах мошенников есть несколько линий с сотрудниками разных уровней.
Низовые осуществляют первоначальный обзвон, собирают первичную информацию, а потом переключают жертву, которая «клюнула», на более квалифицированного «специалиста».
Ещё один способ мошенников экономить время и искать доверчивых людей — рассылка сообщений в Telegram якобы от руководителя, гендиректора и так далее. Это позволяет им работать только с теми, кто откликнулся на их легенду.
В процессе первых контактов ещё какой-то процент людей отсеется, а те, кто останутся, — уже достаточно внушаемые люди, из которых будут вытаскивать всё до последней капли: и кредит заставят оформить, и квартиру продать.
Стоит ли вообще говорить с мошенниками и чем это чревато
Тем, кто на уловки мошенников не ведётся, Александр Вураско рекомендует всё равно не разговаривать с этими людьми — даже ради развлечения.
Он признаётся, что сам иногда это делает, но это связано с его профессиональной деятельностью: разговор длится ровно до того момента, как становится понятно, что используется какая-то старая схема и никакой новой информации о механизмах работы мошенников эксперт не получит.
Обычные же люди таким образом могут получить только сомнительное удовлетворение от того, что заставили мошенника потратить на них своё время. Однако, не получив своё, те могут нешуточно обидеться и даже отомстить.
И я не стал бы рекомендовать идти на открытый конфликт со злоумышленником — могут последовать какие-нибудь мелкие пакости.
Например, могут запустить СМС-бомбер, подписать вас на него — и за 5 минут от разных сервисов придёт 2000 СМС на телефон.
Кроме того, мошенники могут подставлять любой номер в качестве исходящего — и были случаи, когда они «мстили» человеку, который их обидел, следующую жертву обрабатывая с номера своего обидчика.
Ни о какой ответственности реального владельца номера тут речи не идёт, но затем ваш телефон может попасть в спам-листы или обманутые люди будут звонить и требовать вернуть их деньги.