secretmag.ru
Опубликовано 10 июля 2023, 06:00
9 мин.

Как не сливать деньги на налоги. Гайд для предпринимателей

Налоги могут запутать не только начинающего предпринимателя: бесконечные поправки в законы, льготы и спецрежимы. Если в этом не разобраться, можно зря платить ФНС тысячи и даже миллионы рублей. Эксперт по налогам и бухучёту Анастасия Южанина подготовила для читателей «Секрета» чек-лист. Она предлагает ответить на семь вопросов. Ответы на них подскажут, где можно сэкономить на налогах.

1. Выгоден ли ваш режим налогообложения?

Основных режимов четыре:

  • две — УСН «Доходы» с налогом 6% и УСН «Доходы минус расходы» с налогом 15% (ставки по регионам могут быть меньше).
  • общая система — с налогом 20%, есть и льготные ставки 10% и даже 0%.
  • для ИП — ПСН с налогом 6%.

Ещё есть режим для сельского хозяйства — ЕСХН и экспериментальная упрощёнка для микробизнеса и ИП, которым стала мала самозанятость, — АУСН. У каждого есть свои выгоды и ограничения.

Когда и какой режим выгоден?

Патент — если в штате до 15 человек, годовой доход до 60 млн рублей и у вас один вид деятельности. Например, ремонт квартир, парикмахерская, химчистка. Можно приобрести патент на продажу готового питания в точках общепита или на перевозку грузов или пассажиров. Если хотите собственное кафе в пределах 150 кв. м, можно остаться на ПСН, но если мечтаете о просторном ресторане — придётся выбрать УСН, а для перевозки грузов крупных компаний, которые работают с , — ОСНО.

Часто патент совмещают с обычной упрощёнкой. Совмещение выгодно, когда у вас, например, небольшое кафе и оптовая торговля кондитерскими изделиями. Кафе будет на ПСН, а кондитерку выгодно оформить на УСН. При такой системе можно открыть два разных счета, чтобы отдельно вести учет доходов от оптовой продажи для расчета налога.

УСН 6% — для тех, у кого расходы минимальны, доход не выше 188 млн рублей в год, а сотрудников не больше 100 человек. Этот режим выгоден тем, кто хочет избежать сложного учёта. Подходит для тех, кто занят в сфере услуг, особенно если бизнес удаленный, без трат на офис и рабочие места: продавцов на маркетплейсах, консультантов, агентств и бюро. Подойдет и для небольших кафе, если расходы не больше 60% от доходов.

Если расходы больше или периодически низкая , например когда вы снижаете цены, чтобы привлечь клиентов, — выбирайте УСН 15%. Обычно режим используют те, кто занят в розничной торговле и общепите: кафе, торговые точки, интернет-магазины.

Знаю ситуацию, когда УСН 6% чуть не разорил бизнес: ИП перепродавал технику из Китая и увидел, что при большом спросе прибыль все равно низкая, даже при наценке в 50%. Дело в том, что предприниматель применял УСН 6% и платил налог с каждой продажи. Если бы он применял объект «УСН 15%», то отчислял в бюджет налог с разницы между ценой продажи и расходами на технику.

ОСНО — для тех, у кого обороты больше 200 млн рублей в год и кто не хочет ограничений по видам деятельности, размеру штата и доходу. Такой режим используют крупные компании, которые работают с большими заказами и с подрядчиками на НДС. На этом режиме нужно платить все налоги, но при этом можно уменьшать НДФЛ и налог на прибыль с помощью грамотного учета расходов, а также заявлять к вычету НДС.

2. Не платите ли вы лишние налоги?

Если коротко, то выплаты в бюджет у ИП и ООО можно разделить на три составляющие:

  1. Основные налоги на выбранном режиме — ПСН, ОСНО, УСН и другие.
  2. Дополнительные налоги — транспортный, имущественный.
  3. : компании и ИП платят 30% за сотрудников, а ИП ещё платит за себя 45 842 рубля +1% с дохода свыше 300 000 рублей.

Путаница чаще всего возникает с дополнительными выплатами в бюджет. Бывает так, что предприниматели и компании платят налоги, которые их не касаются. Налоговая не станет отказываться от лишних взносов в казну, поэтому следить за вашими платежами нужно самому.

Например, один ИП на упрощёнке долгое время платил транспортный налог как физлицо, хотя автомобиль использовал для бизнеса. По закону, если ИП использует имущество или транспорт в предпринимательской деятельности, он освобождён от налогов физлица. ИП не знал об этом. На практике налоги ИП и физлица бывает тяжело разделить: слишком много нюансов.

Когда ещё можно не платить налог на имущество:

  • если вы организация на ОСНО и у вас нет имущества, которое является объектом налогообложения: земля, водные объекты и т.д.;
  • если вы компания на упрощёнке и у вас нет имущества, которое облагается по кадастровой стоимости;
  • если вы компания или ИП на ЕСХН и используете имущество в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

3. Используете ли вы льготы для МСП?

Если ваше предприятие есть в реестре , вы имеете право на пониженные страховые взносы, низкую ставку налога по УСН и другие. Но часто малый и средний бизнес не знает или забывает о том, что есть льготы.

Например, до 2024 года впервые зарегистрированные ИП имеют право на : первые два использовать нулевую ставку налога. У каждого региона свой список видов деятельности, которые могут получить эту льготу.

Ещё один приятный бонус для МСП — льготные ставки по страховым взносам.

Проверьте, не упускаете ли вы льготы для МСП. В 2023 году действуют:

  • Гранты и субсидии: молодые предприниматели до 25 лет могут получить 500 000 рублей на развитие бизнеса, а за трудоустройство молодежи Социальный фонд РФ платит три за каждого сотрудника.
  • Налоговые льготы: кроме налоговых каникул, это пониженные или нулевые ставки по НДС для некоторых видов деятельности и полное освобождение от НДС для тех, у кого маленькая выручка за последние годы.
  • Кредитные каникулы: бизнес может полностью заморозить платежи на срок до полугода, а ИП — уменьшить размер ежемесячного платежа.
  • Банковская поддержка: выгодные ставки, льготное кредитование, компенсации за переводы по СБП.
  • Отдельная программа поддержки для IT-компаний: от льготных ипотек до огромных субсидий от правительства.
  • Это лишь основные направления, по которым малый и средний бизнес может рассчитывать на поддержку государства. Всего мер разработано более 400, так что уточняйте конкретно под свою ситуацию и не упускайте экономию.

4. Нет ли в договоре слепых зон?

Нередко компании экономят на юристах и пользуются готовыми шаблонами из интернета, которые рассчитаны на максимально типовые ситуации. Если договоры не доработать, они обернутся не только сорванными сроками и проблемами с оплатой, но и налоговыми рисками.

Например, если не указать отдельно ставку и сумму налога, НДС автоматически считается включенным в стоимость товаров или услуг. Это грозит убытками из-за уплаты НДС за контрагента.

Недавний случай: компания сдавала торговые площади в аренду за ежемесячную плату. Но в договоре с арендаторами компания не прописала НДС — из-за этого налог считался автоматически включенным в сумму аренды. В итоге фирма переплатила НДС на 8,2 млн рублей. Из-за неправильно составленного договора взыскать эту сумму с арендаторов у компании не получилось.

Есть много оговорок для разных случаев. Например, если вы работаете с иностранными контрагентами, добавьте в договор формулировку gross-up. Так вы чётко обозначите, что в стоимость товаров или услуг налог не включён. Тогда контрагент не сможет заплатить меньше того, что указано в договоре.

5. Показываете ли вы убытки?

Компании на общей системе налогообложения платят налог с выручки — то есть с разницы между доходами и расходами. Чтобы его снизить, необходимо фиксировать убытки — когда доходы отчётного периода не перекрывают расходов.

Предприниматели часто боятся декларировать крупные расходы, особенно в конце года, опасаясь лишнего внимания налоговой. Но если убытки не задекларировать, в следующем году вам нечем будет перекрыть налог на прибыль. В итоге компании переплачивают сотни тысяч или даже миллионы рублей.

Однажды мы не смогли убедить собственника одной компании задекларировать убыток в 5 млн рублей за предыдущие два года — он боялся ФНС. В итоге, когда пришло время платить налог, сумма составила 700 000 рублей, а при декларации убытка налог был бы в половину меньше.

6. Возмещаете ли вы НДС?

Раньше, чтобы возместить НДС, нужно было пройти , которая, как правило, занимала пару месяцев. Поэтому многие предприниматели не решались вернуть крупные суммы у ФНС. Но те, у кого был налоговый учёт в порядке, не боялись проверки и отстаивали свои интересы, ведь отказ от вычетов оборачивается снижением чистой прибыли компании.

В 2023 году возместить НДС можно быстрее: правительство ввело новый «упрощённый» порядок в качестве одной из мер поддержки бизнеса. Теперь, чтобы возместить налог в заявительном порядке, достаточно подать заявление в ФНС в течение 5 дней с момента сдачи налоговой декларации. У инспекторов будет 5 рабочих дней, чтобы принять решение — возмещать НДС или нет. И только после возмещения налоговая начинает проверку, постфактум.

Для ускоренного возмещения НДС компания должна соответствовать двум критериям:

  1. не находиться в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства;
  2. не заявлять к вычету сумму свыше суммы уплаченных за предыдущий год взносов и налогов.

7. Правильно ли оформлены ваши сотрудники?

Несмотря на действие моратория на плановые проверки, трудовая инспекция всё ещё может приехать к компании с внеплановым визитом. Поводом может стать одна жалоба сотрудника в инспекцию. Поэтому грамотное оформление сотрудников нужно как минимум для того, чтобы не привлечь к компании внимание ревизоров.

Ошибки в оформлении сотрудников на работу могут обернуться и ежемесячными переплатами по страховым взносам.

В одной фирме трудились два высококвалифицированных сотрудника. А бывший бухгалтер оформила их в программе по стандартной ставке страховых взносов — 30%. Работодатель имел право платить за таких специалистов только страховые взносы от несчастных случаев, в конкретном случае ставка такого взноса — 0,9%. То есть платить на 29,1% меньше. А это по 210 000 рублей с каждого в месяц.

Если можно платить меньше, зачем платить больше?