21:55, 21 апреля 2022
14 мин.

Больше не нужны. Какие профессии стремительно теряют актуальность в подсанкционной России

Только в Москве из-за остановки деятельности иностранных компаний и санкций на фоне февральских событий работу рискуют потерять 200 000 человек — такие цифры в своём блоге приводит Сергей Собянин. Аналитики предсказывают рост безработицы в России, а представители HR-компаний уже говорят о сокращении объёма новых вакансий в марте. Под потенциальном ударом не только люди, которые работали в закрывшихся или приостановивших работу организациях, но и те, чья деятельность оказалась менее востребованной в текущих условиях. «Секрет фирмы» разбирался, с какими профессиями сейчас сложно устроиться на работу или есть риск потерять занятость в ближайшее время.

Больше не нужны. Какие профессии стремительно теряют актуальность в подсанкционной России

Авиация и туризм: пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры и туроператоры

Закрытое небо над странами Европы и не только, риск ареста бортов Airbus и Boeing, которые находятся в лизинге, сложности с их обслуживанием в ближайшей перспективе наставили палок в колёса российской авиации. Возместить финансовые потери из-за невозможности совершать рейсы в условный Рим можно, увеличив количество полётов по России. Парк воздушных судов есть шансы сохранить через регистрацию прав на них. А вот вопрос с обслуживанием бортов так просто не решается — даже в российских самолётах много иностранных деталей. Быстро наладить выпуск российских аналогов не получится, как и наладить доставку деталей через третьи страны.

В результате авиация, которая была довольно перспективным направлением для развития специалистов и получения хорошего дохода, в России, становится уже не такой перспективной. Государственная корпорация по организации воздушного движения намерена сократить количество авиадиспетчеров и на 30–40% снизить расходы на персонал — в частности, через отмену стимулирующих выплат. Государство пытается поддержать отрасль через субсидии авиакомпаниям, но рассчитывать суммы будут с учетом пассажирооборота. Ориентировочно на это из бюджета в периоде с апреля по октябрь 2022 года выделят 100 млрд рублей. С учетом сложившейся ситуации, вероятно, появляющиеся вакансии будут закрывать уже набранными сотрудниками, поэтому порог входа в отрасль будет почти на нуле.

Аэропорт Шереметьево отправил в простой 40% персонала — около 6000 человек: они получают 2/3 оклада согласно ТК РФ. В начале апреля для них прошла ярмарка вакансий, где из 1500 пришедших сотрудников нашли работу 500. Большинство попали в Мострансавто. На какие должности — не сообщается.

Выходят в вынужденный отпуск и сотрудники разных авиакомпаний. А с ними страдает и околоавиационный бизнес: производитель бортового питания «Аэромар» до конца мая переводит штат на неполный трудовой день.

Туризм — как въездной, так и выездной — после пандемии постепенно начал восстанавливаться, но в связи с проблемами у авиации рискует снова оказаться не в лучшем положении. По итогам 2022 года долги туроператоров перед путешественниками могут составить 40 млрд рублей из-за отмены полётов и сорванные предоплаченные туры на фоне санкций — в основном за рубеж. С начала 2022 года по март Ростуризм исключил из реестра уже больше 200 турфирм, и это только до февральских событий. Их может стать ещё больше. Поэтому искать занятость в этой отрасли сейчас тоже смысла мало.

Мнение эксперта
Андрей Фурсов
кандидат экономических наук, директор НИИ «Парадигма»

Специалисты по туризму, экскурсоводы в нынешних объёмах выпуска не нужны не только из-за того, что основные направления закрыты, и не только потому, что из-за снижения платёжеспособности населения туры и экскурсии перестали входить в перечень первостепенных потребностей. Автоматизация бронирования гостиниц и транспорта позволяет людям самостоятельно планировать поездки, а мобильные приложения вполне справляются с задачами гидов на уровне «посмотрите налево — посмотрите направо». Спрос на такие приложения на внутренних маршрутах вырастет сильно.


Ретейл: продавцы и складские сотрудники

В ближайшее время вакансий для продавцов может стать меньше. Уход и приостановка деятельности иностранных торговых сетей в разных нишах — от одежды и обуви до бытовых и строительных товаров — сказались как минимум на ТЦ и ТРК. В Москве и Санкт-Петербурге освободилось до 60% арендных площадей, в регионах — около 20%. На фоне этого падает трафик ТЦ и ТРК, и оставшиеся в них магазины тоже получают меньше покупателей.

Несмотря на то, что на освободившееся пространство заходят новые арендаторы, это далеко не всегда такие же магазины: место условной Zara занимает офис страховой компании, а MAC — маленький цветочный. В первом случае продавцы-консультанты и складские сотрудники вообще не нужны, во втором — требуются единицы. И тем более сложно найти магазин, который займёт место, например, IKEA и даст столько же рабочих мест.

Несмотря на то, что многие остановившие в России деятельность компании пока не распускают штат, риск того, что тысячи людей через некоторое время окажутся без работы, высокий. Как и того, что новые вакансии в этой же сфере в ближайшее время они не найдут. Тем более активная цифровизация снижает значимость продавцов — как минимум в продовольственном ретейле.

У топ-менеджеров в ретейле шансы ещё есть — иностранные руководители уходят из российских торговых сетей, места освобождаются. Но с учётом того, что количество действующих в России ретейл-компаний в целом сокращается, свободных вакансий не будет много.

Мнение эксперта
Ольга Черкасова
эксперт-профориентолог

Современный мир развивается быстро и заставляет существенно меняться работный рынок. Уходит как профессия кассир в супермаркете — первые супермаркеты без продавцов, с одним только самообслуживанием появились ещё в конце 2000-х. Уже сейчас на рынке food-retail успешно функционирует магазины «полного самообслуживания» без кассиров. Этот тренд с каждым годом будет только набирать обороты.


Мнение эксперта
Элина Клименко
операционный директор компании «Наймикс»

Работники из сферы торговли в определённой зоне риска: некоторые магазины закрываются в связи с уходом бренда, другие — из-за проблем с логистикой зарубежных товаров, третьи — которые и до того еле сводили концы с концами — из-за повышения себестоимости товаров.


Строительная отрасль и недвижимость: от разнорабочих до менеджеров

По оценкам игроков рынка, в крупных городах России продажи у застройщиков в первой половине апреля относительно марта упали на 50%. Отчасти из-за роста ставки по ипотеке — с 7 до 12%. Отчасти из-за общего снижения платёжеспособности населения. Отчасти — из-за общей нестабильности в экономике. Если технику можно закупать впрок без особого удара по бюджету, с квартирой так не получится. И не только при ипотеке: покупки за наличный расчёт тоже не заключаются.

Власти планируют антикризисные меры для строительства, но пока неизвестно, насколько они смогут выправить ситуацию. Застройщики рассматривают варианты скидок до 30%, хотя всё равно по итогам года стоимость жилья может вырасти на 7%.

Непростое время для строительной отрасли и сферы недвижимости сказывается на рынке труда: с конца февраля до середины апреля количество вакансий здесь упало на 17% по оценкам HeadHunter. Глобального падения ждать, по мнению аналитиков, не стоит: как минимум уже находящиеся в процессе объекты нужно достроить, поэтому штат из условных 100 рабочих до 10 человек не сократить. Но и активный найм под вопросом.

В отдельных регионах идёт речь и об увольнениях — например, на Алтае. Из-за сокращения физических объёмов строительства. Объём сорванных контрактов по итогам 2022 года может вырасти на 20% по сравнению с 2021 годом, уверены эксперты. И под потенциальным ударом не только разнорабочие на стройках, но и сотрудники в околостроительных компаниях: например на предприятиях по производству материалов.

Больше не нужны. Какие профессии стремительно теряют актуальность в подсанкционной России
Мнение эксперта
Центр карьеры Skillbox

В апреле мы провели исследование и выяснили, что в топ-3 профессий, представители которых боятся потерять работу, входят строители. Также в исследовании мы отметили, что риэлторы — в топе-3 специальностей, которые беспокоятся, что их профессия потеряет актуальность. И у этого есть причины: стройки обычно замораживаются в периоды кризиса — прекращаются инвестиции в проект, останавливаются продажи квартир или объектов коммерческой недвижимости.


Страхование: агенты

В этой отрасли снижение количества вакансий началось не в феврале и не в марте — это давний тренд. Отчасти его усугубило то, что летом 2021 года ЦБ РФ ввёл новые требования к страховым компаниям, и за период с апреля 2021 года по апрель 2022 года отозвал лицензии у 25 организаций от крупных до малых. Это те, чья финансовая устойчивость оказалась ниже нормы.

Кроме того, как предполагают аналитики, большую роль сыграла цифровизация. Ценность агента в офисе снизилась — все операции по выбору и оформлению страхового полиса сегодня легко выполнить, сидя дома на диване с ноутбуком или смартфоном. В лучшем случае понадобится бот на сайте, который ответит на возникшие вопросы.

Иностранные страховые компании Munich Re, Swiss Re, Zurich Re, Allianz ушли с российского рынка, сократили бизнес или остановили инвестиции. А отечественные уменьшают штат, о чём рассказывают бывшие сотрудники. Поэтому не удивительно, что количество вакансий на страховом рынке в марте сократилось на 48% относительно февраля.

Маркетинг и PR: пиарщики и рекламщики

С конца февраля по середину апреля открытых вакансий в области маркетинга, рекламы и пиара стало на 44% меньше — об этом рассказали в HH.ru. При этом выросло количество резюме — на 11%. Часть специалистов «освободилась» из-за ухода или приостановки деятельности иностранных компаний, часть — из-за того, что бизнес активно урезает бюджеты. Причём как международный, так и российский. А реклама — фактически первая статья расходов, на которой компании начинают экономить. Сам рекламный рынок в 2022 году может потерять от 30 до 70% доходов по оценкам АКАР.

В то же время назвать маркетинг неактуальным направлением нельзя: пока существует бизнес, ему будет требоваться продвижение. Даже сейчас ретейл, финансовые организации и IT-компании продолжают искать специалистов в этой отрасли.

И с учётом тренда на импортозамещение в России будут появляться новые компании, существующие станут развивать новые продукты, и им потребуется реклама. Однако конкуренция в маркетинге и PR растёт вместе со снижением спроса, поэтому для желающих получить профессию эта ниша сейчас не должна быть в числе приоритетных.

Мнение эксперта
Элина Клименко
операционный директор компании «Наймикс»

С одной стороны, почти все крупные компании резко сокращают маркетинговые и инвестиционные бюджеты, а с другой, сокращается рекламный инвентарь и количество каналов, и, следовательно, у рекламщиков и маркетологов может быть отраслевой кризис. Но от рекламы и услуг по продвижению бизнес полностью не отказывается и не будет: пройдёт определённый период адаптации к новым условиям, и рынок стабилизируется, начнётся рост. Правда, сейчас очень сложно строить какие-либо прогнозы, потому что ситуация меняется в режиме реального времени.


Искусство и массмедиа: блогеры на разных площадках

Как показал опрос Research Me, проведённый в 2021 году, свыше 80% россиян от 16 до 55 лет были готовы уйти с работы, чтобы заняться блогерством. В основном это интересовало женщин. Творческие профессии с каждым годом привлекают людей всё больше: кому-то нравится отсутствие прямого работодателя и дресс-кода, а кому-то — суммы доходов и их неограниченность. Препятствием становится разве что соблюдение дисциплины, как и во всём фрилансе. Зато блогерство можно совмещать с другой работой: так делал каждый пятый респондент из тех, кто уже этим занимается.

Но в текущей кризисной ситуации эта деятельность становится неприбыльной и вряд ли в ближайшее время перспективной. Во-первых, потому что в России заблокированы сразу две популярных социальных сети, принадлежащих Meta (признана экстремистской организацией в РФ и запрещена. — Прим. «Секрета»). Даже при том, что пользоваться ими россиянам можно, рекламу не запустить. А без неё продвигаться трудно. Во-вторых, TikTok ввёл ограничения на территории РФ и запретил выкладывать видео.

Пока ещё жив YouTube, но как надолго — неясно. Монетизация на нём для россиян тоже уже не работает. Интеграции, которые приносят значительно больше денег, пока делать можно. Но если и YouTube окажется под запретом, охваты у российских блогеров на этой площадке упадут, и рекламодателям попросту будут невыгодны интеграции.

Проблемы это создает не только тем, кто уже развивался как блогер и был успешен, но и новичкам. Благодаря большому объёму аудитории, монетизации, удобству и рекламным возможностям раскручивать аккаунт в этих социальных сетях было проще всего. Охват у остальных социальных сетей, доступных в России, значительно ниже, исключая «ВКонтакте» — лидера по популярности в 2022 году. И алгоритмы у них другие, как и инструменты.

Поэтому тем, у кого уже была хорошая аудитория и кому приходится переходить на новые площадки, сейчас предстоит развиваться, по сути, с нуля. А новичкам просто будет труднее выйти на хороший заработок, чем в условном YouTube. По оценкам экспертов рынка, блогеры уже потеряли около 80% доходов (более позитивные данные — 30–60%), и когда они снова будут зарабатывать, как прежде, — неясно.

Мнение эксперта
Екатерина Макарова
Директор по персоналу группы Finbridge

Сейчас высвободилось много людей из представителей творческих профессий, из блогинга и фриланса. Проблема преимущественно в том, что новые/старые площадки работают совсем по другим механикам и людям довольно сложно пытаться удерживать аудиторию прежними инструментами, а новых инструментов ещё не появилось.


Ещё один пострадавший сегмент — медиаиндустрия: в марте в России приостановили работу журналы Men's Health, Cosmopolitan, Elle, Esquire и Harper’s Bazaar, а так же издательский дом Condé Nast, выпускавший Vogue, GQ, GQ Style, Tatler, AD, Glamour и Glamour Style Book. А в апреле российское подразделение Condé Nast сообщило об оптимизации бизнеса и сокращении персонала. Сколько людей уволят — неизвестно. Но даже если компании удастся сохранить часть изданий, это большой удар по отечественной журналистике и сокращение доступных вакансий в медиа.

«Белые воротнички»: бухгалтеры, делопроизводители и администраторы

В сложившейся экономической ситуации, когда бизнес стремится максимально снизить расходы из-за состояния неопределённости, именно такие «рядовые» специальности попадают под сокращение. Администраторы, специалисты по вводу данных, делопроизводители и даже бухгалтеры становятся менее востребованы.

По оценкам опрошенных «Секретом» экспертов, профессии группы «белых воротничков» не исчезнут полностью, но, во-первых, они будут трансформироваться. К условному бухгалтеру будет предъявляться всё больше требований, чтобы он делал то, чего не может машина. И востребованы останутся в основном только специалисты высокой квалификации. Поэтому обучаться профессии из категории «белых воротничков» можно, но только в случае, когда человек планирует стать высококлассным профессионалом с огромной ответственностью и широким кругом задач.

В целом банковское дело и бухгалтерский учёт стоит изучать тем, кто планирует работу в крупных компаниях и с крупными клиентами, а не на уровне обслуживания простых граждан и частных предпринимателей с небольшими оборотами.

Больше не нужны. Какие профессии стремительно теряют актуальность в подсанкционной России
Мнение эксперта
Таисия Андреева
руководитель hr-департамента агрохолдинга «Кабош»

Я бы не рекомендовала учиться на юриста, бухгалтера, менеджера, государственного служащего или политолога. Объясню с чем это связано: безусловно, в этих специальностях есть потребность в компаниях, но не в таком количестве, в каком выпускают вузы. Поэтому нужно понимать, что спрос будет ниже предложений и стоимость таких услуг ниже.


Мнение эксперта
Наталья Ненашева
управляющий партнёр консалтинговой компании Topline

О смерти массовой профессии бухгалтера говорят давно. Это не только последствие текущей внешнеполитической ситуации: она лишь способствовала освобождению специалистов, занятых в ВЭД или иностранных компаниях (это небольшой сегмент). Речь идёт о гораздо более мощном и давнем тренде цифровизации экономики. С одной стороны, рутинную работу бухгалтера заменило ПО, с другой — наметился тотальный цифровой контроль со стороны фискальных и налоговых органов. Хорошая новость для грамотных и желающих развиваться бухгалтеров: они будут по-прежнему востребованы, и даже с другим уровнем зарплаты. Условие для этого — расширение квалификации до стыка компетенций финансового директора, налогового консультанта и главного бухгалтера. Умение создавать серые схемы уходит в прошлое, а приветствуется способность легально оптимизировать налоги и действовать в интересах собственника бизнеса. Это — навык бухгалтера нового поколения. Повысить квалификацию опытного дипломированного бухгалтера несложно. Для этого потребуется краткосрочное обучение, специализированные курсы, и обязательно — перестройка профессионального мышления.


Мнение эксперта
Анастасия Ускова
генеральный директор платформы «Рокет Ворк»

Профессиональный вектор точно предстоит сменить тем, чей труд может быть автоматизирован. Это бухгалтеры, кадровики, работники бэк-офисов, секретари, ресепшионисты, администраторы, даже юристы сейчас попадают в группу риска, так как есть цифровые платформы — автоматически генерирующие договоры. Востребованными останутся только высококвалифицированные специалисты и специалисты нишевые. Также под ударом могут быть сотрудники фронт-офисов в банках — почти любые частотные задачи с финансами люди уже сейчас могут совершать самостоятельно в приложении.


Что будет дальше

Мнение эксперта
Мария Игнатова
руководитель службы исследований hh.ru

Больше всего пострадают работники компаний, деятельность которых тесно переплетена с мировой экономикой, а также сотрудники, ответственные за цепочки создания ценности. В первую очередь изменения коснутся «белых воротничков», которые задействованы в бизнесе, ориентированном на европоцентричный рынок. Пока кризис сильнее всего ударил по столичным городам.


Мнение эксперта
Элина Клименко
Операционный директор компании «Наймикс»

Под давлением в первую очередь окажутся профессии, подразумевающие механическую и простую обработку данных, — процессы рутинного труда, которые достаточно просто поддаются автоматизации и алгоритмизации. Например, создание различных государственных и корпоративных баз данных и появление цифровых подписей снижают востребованность услуг нотариусов. Скорее всего, с учётом инерционных процессов в экономике и её растянутой во времени адаптации к шокам, тренд на снижение вакансий в ближайшее время продолжится. Стоит иметь в виду, что сейчас рынок отваливается и целыми отраслями, такими, например, как автомобильный бизнес, авиация. При этом пока мало кто из макро- и микро- экономистов, готов делать прогнозы по дальнейшей динамике. Профессии, связанные с перечисленными сферами, будут под давлением практически до стабилизации экономики на каких-либо значениях, в новой точке равновесия.


Мнение эксперта
Елена Кисель
партнёр «Точечный подбор» (ГК ШАГ)

В ближайшее время экономика России будет существенно перестраиваться. Основной акцент придётся на производственный сектор: создание новых предприятий, новых направлений производства. В приоритете будет создание собственных замкнутых производственных цепочек. Нагрузка на звенья экономики, ориентированные на распределение товаров и услуг, будет падать. Этому также будет способствовать снижение уровня доходов населения. Рынок для логистов, маркетологов, мерчендайзеров, рекламщиков будет постепенно сворачиваться, и найти работу по этим специальностям будет непросто. Снижение уровня потребления приведёт к уменьшению количества фитнес-центров, салонов различного профиля, вполне вероятно — театров и кинотеатров. А искусственный интеллект заменит специалистов средней квалификации — юристов, экономистов, переводчиков.


В целом под ударом сегодня находятся почти все отрасли: кто-то — из-за санкций на финансовые структуры, кто-то — из-за нарушений логистики, кто-то — из-за потери международных партнёров. Бизнес оптимизирует работу и сокращает расходы, чтобы выжить. В результате в ближайшее время становится сложно найти места в авиации, туризме, массмедиа, индустрии развлечений, страховой отрасли. Снижается потребность в офисных сотрудниках. И в то же время опрошенные «Секретом» эксперты уверены, что неактуальных профессий пока нет и специалисты с высокой квалификацией даже в самых проблемных отраслях сейчас найдут своё место.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License

Новости партнеров