Страны-банкроты. 5 самых известных государственных дефолтов
За последние годыГосударственный дефолт — крайне редкое событие для крупных государств, но на мировом уровне оно происходит довольно часто. Только за последние 15 лет о кризисе суверенного долга объявили больше десятка стран. Причём некоторые из них — не по одному разу. «Секрет» выбрал самые яркие случаи в мировой практике за последние годы и разобрался, какие причины привели к дефолту в каждом из них и как страны справлялись с экономическими последствиями этого события.
Аргентина
В мае 2020 года Аргентина допустила дефолт. Она не выплатила кредиторам проценты по трём выпускам гособлигаций в размере $503 млн. Для страны это не стало большой неожиданностью — в истории Аргентины дефолт был уже девятым по счёту. Причём предыдущие два случились относительно недавно — в 2014 и 2001 годах.
Экономическую ситуацию в стране в целом можно охарактеризовать двумя словами: «хронический дефолт». В 1998 году в Аргентине начался мощный экономический кризис, а в декабре 2001 года страна объявила дефолт по внешнему долгу на общую сумму $95 млрд. При этом около половины облигаций, по которым объявили дефолт, страна выпустила как раз в период с 1998 года.
После объявления дефолта в стране разразился банковский кризис — люди стремились снять песо, чтобы перевести их в наличные доллары, а когда счета заморозили, начались уличные беспорядки и народные волнения, которые привели к смене правительства. Результатом дефолта стала 40%-я инфляция, обесценивание песо и падение ВВП на 11% за 2002. Это был самый тяжёлый дефолт в истории страны. Она надолго лишилась выхода к международным рынкам капитала.
На протяжении 13 лет Аргентина несколько раз добивалась реструктуризации долга и его частичного погашения. Со временем власти страны даже стали использовать возможность дефолта как инструмент давления на кредиторов, вынуждая их отказаться от части долгов.
В 2014 году в стране произошёл новый дефолт — выборочный. Власти отказались выполнять требования суда по оплате долга американским венчурным фондам Elliott Capital Management и Aurelius Capital Management. Суд продолжался ещё со времён дефолта 2001 года. Правительство страны обязали перечислить фондам $1,3 млрд.
С момента дефолта в 2001 году страна практически все время находилась в рецессии, а уровень инфляции так и остался одним из самых высоких в мире. В докоронавирусном 2019 году она составила 53,8%.
В 2020 году, на фоне коронавирусного кризиса президент Альберто Фернандес не смог договориться о реструктуризации долга на $65 млрд. Аргентина предлагала уменьшить основной долг, а также ввести трёхлетний мораторий на выплаты по облигациям, но кредиторы соглашались максимум на год. В итоге несколько месяцев спустя Аргентина и основные кредиторы — фонды BlackRock, Fidelity, T Rowe Price, VR Capital Group и Monarch Alternative Capital, а также МВФ — пришли к соглашению и договорились скорректировать сроки выплат.
Этот дефолт мало сказался на экономическом состоянии страны, оно так и осталось тяжёлым.
Эквадор
В декабре 2008 года президент Эквадора Рафаэль Корриа объявил, что страна не будет выплачивать проценты по глобальным облигациям в размере $30,6 млн. При этом со дня предыдущего дефолта у Эквадора не прошло даже 10 лет: он случился в августе 1999 года из-за тяжёлого экономического кризиса.
Ещё в 80-х годах XX века Эквадор, как и многие другие страны Латинской Америки, страдал от проблем с выплатой процентов по внешнему долгу. Этот регион до сих пор считается лидером по суверенным дефолтам.
Для того чтобы немного облегчить проблему, Минфин США предложил создать специальные долларовые облигации для развивающихся стран с проблемами выплат по внешнему долгу. Их первый выпуск состоялся в марте 1989 года. Срок погашения этих облигаций составлял 30 лет, что дало возможность реструктуризировать долг и отсрочить время выплаты. Бумаги впоследствии получили название «облигации Брейди» в честь автора идеи министра финансов США Николаса Брейди. В основном предложением воспользовались страны Латинской Америки, но были и другие государства, которые прибегли к этому способу. Например, Польша и Нигерия.
Облигации оказались эффективным методом, который позволил ряду стран уменьшить размер выплат. Уже к 2003 году Мексика стала первым государством, которое полностью погасило долг по этим бумагам.
Но в Эквадоре ситуация была намного сложнее. Именно выплаты по облигациям Брейди страна не смогла обеспечить в 1999 году. Тогда Эквадор смог реструктуризировать обязательства, но проблема процентов по внешнему долгу осталась настолько острой, что в 2006 году пункт «избавиться от выплат» вошёл в предвыборную программу будущего президента Корриа.
К 2008 году ситуация лишь усложнилась. Из-за мирового финансового кризиса цена на нефть, основной сегмент экспорта страны, резко сократилась, государственные доходы упали. И тогда президент объявил, что отказывается платить «аморальные проценты» по двум выпускам облигаций. Большую часть долга власти страны признали «незаконным».
В стране было достаточно золотых запасов, чтобы оплатить долг, однако власти предпочли этого не делать.
Общий размер дефолта составил $3,2 млрд.
Сразу после объявления о дефолте цена на облигации резко рухнула. А спустя некоторое время Эквадор начал программу выкупа подешевевших облигаций через финансовых посредников. В итоге за каждый доллар долга Эквадор заплатил всего 35 центов. Так государство самостоятельно спасло себя от выплаты процентов по части долга.
Весь 2009 год Эквадор провёл в рецессии, в том числе из-за глобального экономического спада, но уже в 2010 году экономика начала восстанавливаться вместе с ростом цен на нефть. Впрочем, на рынок внешних заимствований страна вернулась лишь в 2014 году, выпустив гособлигации.
В апреле 2020 года из-за коронавирусной пандемии и нового спада экономики Эквадор объявил о временной приостановке платежей по задолженностям. Долг удалось реструктуризировать, но ряд рейтинговых компаний признал этот случай дефолтом. Кредитный рейтинг страны вновь оказался на мусорном уровне.
Ямайка
В феврале 2010 года Ямайка отказалась выплачивать проценты по внешнему долгу в размере $7,9 млрд. Страна объяснила такое решение последствиями глобального экономического кризиса 2008 года.
На самом деле проблемы с выплатами суверенного долга постепенно накапливались ещё с 1990-х годов, после масштабного кризиса в банковском и страховом секторах. Для того чтобы на внутреннем рынке не началась волна банкротств, правительство пыталось поддержать компании, предоставив средства в обмен на акции. Таким образом, правительство Ямайки стало владельцем крупных долей во многих банках, страховых компаниях и связанных с ними производствах. Но это решение почти не повлияло на кризис, зато резко увеличило размер внешнего долга.
К 2009 году госдолг Ямайки превысил 140% от ВВП, а на выплату процентов уходило 45% от бюджета. Глобальный экономический кризис пошатнул и без того хрупкую систему, затронув основные статьи доходов страны — экспорт бокситов и туристический бизнес. Почти 9% рабочих мест в частном секторе экономики просто закрылись.
Государство при помощи МВФ реструктуризировало внешний долг, но не предприняло серьёзных шагов по решению проблемы. Результат был плачевным: долг увеличился до 147% от ВВП и уже в 2013 году Ямайку настиг новый дефолт. Его размер составил $9,1 млрд.
В феврале 2013 года власти Ямайки объявили, что заменят 25 выпусков облигаций на новые, с меньшим размером купонного дохода. Срок погашения бумаг увеличился в диапазоне от 3 до 5 лет.
Понимая, что постоянные дефолты и падение экономических показателей пошатнуло доверие мировых инвесторов, Ямайка решилась на серьёзные реформы, направленные на восстановление экономики и работу с внешним долгом. В стране на 3 года заморозили рост зарплат в госсекторе, приватизировали главный аэропорт и морской порт, сократили срок на выдачу разрешений на строительство и облегчили регистрацию бизнеса, а также улучшили сбор налогов и таможенные сборы. Кроме того, государство дважды реструктуризировало большой объём внутренних долгов. При этом гражданское общество, кредиторы страны и Международный валютный фонд (МВФ) получили возможность контролировать реформы и следить за их последствиями.
Меры привели к положительному эффекту. Объём внешнего долга к ВВП неуклонно снижается уже несколько лет подряд, а к 2026 году по планам правительства должен сократиться до 60%.
Кот-д'Ивуар (Берег Слоновой Кости)
В начале 2011 года африканское государство Кот-д'Ивуар допустило дефолт, не сумев выплатить проценты по еврооблигациям, а 6 месяцев спустя правительство сообщило, что не будет выплачивать проценты держателям этих ценных бумаг минимум до начала 2012 года.
Министр экономики страны Чарльз Коффи Диби заявил, что причиной дефолта стал «серьёзный шок для экономики». И шок действительно был заметным — к тому моменту Кот-д'Ивуар уже несколько месяцев страдал от проблем, связанных со сменой власти. Президент Лоран Гбагбо проиграл выборы в 2010 году, но объявил результаты сфальсифицированными, отказался покинуть пост и закрыл границы страны для людей и товаров.
Всемирный банк заморозил финансирование страны, и в декабре 2010 года Кот-д'Ивуар допустил технический дефолт по выплате купонного дохода по гособлигациям в размере $29 млн. В январе дефолт стал официальным.
К апрелю 2011 года, после серьёзных беспорядков в стране, Гбагбо арестовали. Месяц спустя пост главы государства получил победивший на выборах Алассан Уаттара. Именно он сообщил, что собирается отложить выплаты по облигациям ещё минимум на полгода.
Объявление дефолтов негативно сказалось на кредитоспособности страны. Но правительство смогло стабилизировать экономику, объявило о шагах по борьбе с бедностью и провело ряд реформ, стимулирующих сельскохозяйственное производство, так как одна их главных статей экспорта страны — какао-бобы.
Поэтому в июне 2012 года МВФ и Всемирный банк присвоили Кот-д'Ивуару статус «бедной страны с большим государственным долгом» и списал более $4 млрд.
Это позволило стране возобновить выплаты по еврооблигациям и привлечь новых инвесторов.
Греция
Всего за 10 лет Греция пережила сразу два масштабных дефолта, которые даже поставили под вопрос дальнейшее участие страны в еврозоне. Финансовые проблемы удалось решить, но лишь путём большого вливания средств от Евросоюза.
Дефолт 2012 года стал серьёзным испытанием для государства, но оно само шло к нему почти 10 лет, принимая череду неправильных решений.
Греция перешла на использование евро в 2001 году. Для этого экономика страны должна была соответствовать ряду условий — уровень инфляции ниже 1,5%, дефицит бюджета не выше 3% и отношение внешнего долга к ВВП страны менее 60%. При этом Греция категорически не соответствовала этим условиям. На момент перехода на евро бюджетный дефицит превышал 3%, а соотношение долга к ВВП превысило 100%. Но правительство фальсифицировало свои финансовые отчёты.
В стране по-европейски увеличили размер пенсий и социальных выплат, но при этом размер налогов почти не вырос, а их собираемость оказалась на крайне низком уровне. Дефицит собственного бюджета Греция возмещала, привлекая все новые и новые кредиты от стран — участниц Евросоюза. Особенно много кредитных средств перечислила Греции Германия.
Такая ситуация не могла продолжаться вечно. Мировой кризис 2008 года обрушил и без того малые доходы Греции. В итоге её политикам пришлось признаться, что отчёты о финансовом состоянии не соответствуют действительности. Это резко понизило кредитный рейтинг Греции.
Низкий кредитный рейтинг, в свою очередь, моментально закрыл для страны возможность привлечь дешёвые кредиты, после чего дефицит бюджета начал ожидаемо увеличиваться. В 2009 году дефицит бюджета страны превысил ВВП на 15,4%.
В апреле 2010 году Греция официально заявила, что находится на грани банкротства и попросила денег у Евросоюза. МВФ и ЕС договорились в течение 3 лет предоставить стране кредиты на сумму €110 млрд ($146 млрд). Взамен от Греции потребовали сократить социальную поддержку в стране и начать реформы. При этом население Греции резко отрицательно отнеслось к шагам правительства по введению жёсткой экономии и приватизации госактивов. Это вызвало массовые протесты.
Несмотря на вливание финансов, в мае 2012 года Греция объявила дефолт на сумму $261 млрд. Кредиторы страны согласились на обмен ценных бумаг, в результате которого частные держатели облигаций потеряли более 70% от их стоимости. В итоге каждые €1000 долга превратились в €315 евро в облигациях нового образца, €150 в форме расписок Европейского фонда финансовой стабильности и €315 в виде ценных бумаг, стоимость которых зависела от ВВП. Это была крупнейшая реструктуризация долга в истории.
После реструктуризации Греция продолжила получать финансовую поддержку от Евросоюза, ради которой необходимо было выполнить ряд условий. От страны потребовали ввести жёсткий режим экономии, сократить социальные расходы и увеличить налоговые поступления. Но такие требования лишь обострили ситуацию.
Реформы резко увеличили количество безработных и бездомных граждан и усилили рецессию, зато никак не затронули главную проблему страны — коррупцию. При этом большая часть денег Евросоюза пошла на обслуживание внешнего долга.
В 2015 году на выборах победила радикальная партия «Сириза». Её представители заявили, что требуют списать часть долгов, а также отменяют жёсткую экономию бюджета. К тому времени размер внешнего долга страны достиг €324 млрд, что составляло 180% от ВВП.
Уже в июне 2015 года страну настиг новый дефолт. Правительство отказалось перечислить МВФ очередной транш в размере €1,6 млрд. Греция снова стала рекордсменом в истории дефолтов — она оказалась первой развитой страной, которая пропустила выплаты для МВФ.
При этом дефолт перед МВФ нёс и более серьёзные последствия. Он означал дефолт расписок Европейского фонда финансовой стабильности и кредиторы получали право потребовать немедленно вернуть им долг в €131 млрд.
Правительство Греции долго отказывалось от переговоров с Евросоюзом и МВФ, а сами греки на референдуме проголосовали против мер жёсткой экономии и сотрудничества с кредиторами. Чтобы уменьшить отток капитала из банков, грекам отменили банковские каникулы и ввели лимит на снятие средств до €60 в день. Туристический сезон оказался под угрозой срыва, а вся еврозона замерла в ожидании финансового кризиса.
И только в середине июля премьер-министр Алексис Ципрас все же утвердил политику жёсткой экономии и благодаря этому смог договориться о новом транше финансовой помощи в размере €86 млрд. Страна обязалась реформировать трудовое законодательство и сократить госрасходы.
К 2018 году Греция получила последние деньги в рамках программы финансовой помощи. За время кризиса экономика страны сократилась на четверть, но постепенно начала восстанавливаться, а бюджет стал профицитным. При этом греческая социальная система, даже с учётом всех сокращений и экономии забирает около 27% ВВП, это больше, чем в среднем по еврозоне.
Пока Греция не погасит долг полностью, её кредиторы имеют право следить за тем, как страна соблюдает меры экономии. Также правительство обязалось поддерживать профицитный бюджет минимум до 2060 года. При этом МВФ допустило, что стране понадобится очередное списание долга. В 2020 году отношение долга Греции к ВВП достигло рекордного уровня 206,3%. К 2021 году он уменьшился до 197,3%.
Бонус: Шри-Ланка
Самым свежим дефолтом в мировой экономике стала приостановка выплат по внешним обязательствам от Шри-Ланки. Она сообщила о ней в апреле 2022 года.
После двух волн коронавируса страна с сильно развитым туристическим бизнесом осталась без притока иностранной валюты. А мировое ухудшение экономики повлияло на рост цен и усугубила проблемы.
Политики решили объявить «упреждающий дефолт», чтобы сохранить в стране валютные резервы. Их направят на импорт в Шри-Ланку товаров первой необходимости.
МВФ считает объём задолженностей Шри-Ланки в размере $45 млрд «непосильным». Власти страны объявили, что планируют реструктуризировать обязательства.