Опубликовано 02 октября 2019, 10:43
11 мин.

Сечин, восставшие машины и элитное жильё. Во что превратились лучшие советские заводы

Прости, Юра, мы всё потеряли

Советская Москва стояла в одном ряду с крупнейшими промышленными центрами страны. В то время как ЗИЛ собирал грузовики для Африки, Тушинский машиностроительный завод готовил ответ американскому шаттлу. Империя рухнула, и предприятия оказались дешевле земли, на которой стояли.

Сечин, восставшие машины и элитное жильё. Во что превратились лучшие советские заводы

АЗЛК

Завод «Москвич» — предприятие легендарное: именно здесь собирали первые советские автомобили конвейерной сборки ГАЗ-А и ГАЗ-АА, а также малолитражные КИМы. Главной гордостью завода стал автомобиль «Москвич» (по образцу немецкого Opel Kadett) — самая массовая легковушка советского периода.

История завода началась в 1930 году — с приходом в СССР американского автоконцерна Ford. Тогда завод назывался не «Москвичом», а Государственным автосборочным заводом имени Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) и выпускал легковушки Ford A и грузовики Ford AA из американских комплектующих.

Серийно производить «Москвич» начали вскоре после Второй мировой войны. Пик производства пришёлся на 80-е годы. Тогда будущий завод «Москвич» (в 60-х его переименовали в Автозавод имени Ленинского комсомола, АЗЛК) ежегодно выпускал до 200 000 машин.

Приватизация 90-х вышла «Москвичу» боком. Найти поставщиков в новых экономических условиях было непросто: комплектующих катастрофически не хватало, автомобили сходили с конвейера без фар и даже без рулей. Без господдержки «Москвич» явно не справлялся: после рождественских каникул 1993-го производство остановили на неделю. Тогда все российские СМИ вышли под заголовками «Главный конвейер АЗЛК остановлен. Убытки составили 300 млн рублей».

Чтобы спасти предприятие, мэрия Москвы и французский автопроизводитель Renault открыли на заводских площадях совместное предприятие «Автофрамос». Заводу подарили второе дыхание: АЗЛК выпустил новую линейку «Москвичей» («Святогор», «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий») и произвёл к концу 90-х пятимиллионный «Москвич». Но в 2006 году предприятие признали банкротом. Единственным ликвидным активом оставалась земля под «Москвичом» (более 100 га на Волгоградском проспекте).

Сейчас «Москвич» принадлежит трём разным собственникам. Часть производства занимает московский Renault, часть — технополис «Москва», а остальным владеет группа «Метрополь». На фабричных территориях строят элитный жилой комплекс: семь башен в 30 этажей. Их общая площадь — 150 000 кв. м.

С крыши автомобильного завода снимают вывески «Москвич» и «АЗЛК»

С крыши автомобильного завода снимают вывески «Москвич» и «АЗЛК»

© mskagency.ru

«Серп и молот»

Металлургический завод «Серп и молот» — одно из старейших и крупнейших предприятий Москвы. Здесь в прямом смысле закалялась сталь: тонны чугуна и лома переплавляли в металл, из которого делали трубы, листы, гвозди, проволоку и болты для всего Советского Союза.

История «Серпа и молота» началась в далёком 1883 году. Именно тогда французский предприниматель Юлий Гужон основал «Товарищество Московского металлического завода». Прославился завод благодаря легендарным мартеновским печам, где плавили сталь. Правда, до наших дней они не дожили — в 70-е их заменили на электрические печи.

Пик производства пришёлся на 80-е. Точные объёмы производства неизвестны, но за высокие темпы коллектив удостоили ордена Октябрьской Революции, а 127 работников завода наградили орденами и медалями в Георгиевском зале Кремля.

Сечин, восставшие машины и элитное жильё. Во что превратились лучшие советские заводы

После развала Советского Союза производство почти остановилось. В 90-х завод приватизировали: 51% акций достался работникам завода (затем их выкупил банк «Базис» и предложил западным инвесторам), остальные 49% — Федеральному фонду имущества (39% выставили на новый аукцион). Найти инвесторов, готовых долгосрочно вложиться в предприятие, так и не удалось. К весне 2011 года завод окончательно встал.

Сейчас один из старейших и крупнейших заводов в России практически полностью снесли. На 58 га заводских территорий появится жилой комплекс «Символ» (застройщик «Дон-строй инвест»). И не только.

© russiainphoto.ru/МАММ / МДФ

© secretmag.ru

Головная компания IKEA — Ingka — начала переговоры с «Дон-строй инвестом» о покупке участка под магазин «Мега». Если сделка состоится, «Мега» на «Серпе и молоте» станет первой в пределах МКАД.

«Компрессор»

Завод «Компрессор» — пожалуй, самое революционное предприятие в Москве: именно там создали отряд Красной гвардии, который участвовал в боях с юнкерами во время Октябрьской революции. Но прославило его не только это. Три из четырёх артиллерийских установок «Катюша», самых массовых боевых машин времён Великой Отечественной, собирали на этом предприятии.

История завода «Компрессор» началась во второй половине XIX века. Тогда два немецких коммерсанта: Генрих Карл Дангауэр и Христиан Вильгельм Кайзер — купили землю в Москве и открыли кузнечно-слесарную мастерскую «Товарищество Дангауэра и Кайзера».

Сначала на заводе делали оборудование для пищевой промышленности. Но вскоре будущий «Компрессор» стал одним из крупнейших производителей холодильных машин во всей Российской империи.

После революции дангауэровское предприятие национализировали и переименовали в «Котлоаппарат», а спустя чуть больше десяти лет — в «Компрессор». Завод развивался, росло и число рабочих. Чтобы обеспечить их жильём, построили целый конструктивистский микрорайон и памятник культурного значения — соцгородок Дангауэровка в Лефортове.

После развала Советского Союза «Компрессор» приватизировали. Завод постепенно угасал — разорение было лишь вопросом времени. Последняя холодильная машина сошла с конвейера в 2000 году, но «Компрессор» работает до сих пор. Правда, не как завод — теперь он сдаёт в аренду офисы и склады.

ЗИЛ

Завод имени Лихачёва — предприятие легендарное: в разные годы он выпускал автобусы, холодильники и даже велосипеды. Но прославился благодаря грузовику ЗИЛ-130 — самому массовому автомобилю в истории советского автопрома.

Первый камень в фундамент ЗИЛа, одного из старейших производителей автомобилей в России, заложили в 1916 году. Тогда торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко» заполучил госконтракт на создание Автомобильного моторного общества (АМО). Но планам помешала Октябрьская революция: уложиться в сроки не удалось, и собственники переделали недостроенный завод в ремонтные мастерские.

Спустя два года ЗИЛ стал социалистической собственностью и получил разнарядку на создание первого советского грузовика. Уже осенью 1924 года колонна из десяти грузовиков АМО-Ф-15 прошла парадом по Красной площади. В конце 1933 года завод переименовали в ЗИС — Завод имени Сталина, а после разоблачения культа личности Сталина в названии сменил Лихачёв.

Во время Великой Отечественной с конвейера ЗИЛа сходили бронированные автомобили, а после первого полёта в космос — установки ПЭУ-1, которые помогали эвакуировать космонавтов с места приземления. Пик производства пришёлся на 70-е годы. Тогда каждые полторы минуты с конвейера сходил грузовик, а на заводе работали были 85 000 человек.

В 1992 году завод акционировали. Но приватизация ЗИЛа обернулась скандалом. Акционеров оказалось более 180 000 — так много, что акции буквально распылились между ними. Была и другая проблема: восемь неизвестных акционеров скупили существенную долю — 20% акций, что было эквивалентно 27% голосов (такая доля позволяла созвать внеочередное собрание акционеров). Оставшиеся акции распределились так: Московский фонд имущества — 23% акций (31% голосов), администрация завода — 22% акций (29% голосов).

Мэрию Москвы не устраивал такой ход событий, и со временем под её контролем оказалось более 90% акций. К 2003 году ЗИЛ докатился до банкротства с долгом почти 4 млрд рублей перед московским правительством и 9,5 млн евро перед Минфином. Единственным ликвидным активом оставалась земля под заводом — почти 300 га на берегу Москвы-реки.

У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962 года

© russiainphoto.ru/Архив Валентина Хухлаева

© secretmag.ru

Завод распродавал свои земли: сначала участок в 30 га, затем ещё 12% заводских территорий под «бизнес-инкубатор» мэрии Москвы — Московский городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ». За землю ЗИЛу платили по рыночным расценкам — $1 млн за гектар.

К 2010 году ЗИЛ расплатился с долгами, и дело о банкротстве закрыли. Но это не спасло ситуацию. В сентябре 2016 года ЗИЛ выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль — ЗИЛ-43276Т для трамвайного парка Казани.

Сейчас завод закрыт. Цеха, где некогда собирали знаменитые советские грузовики, снесли. Саму территорию отдали под новую станцию метро «Технопарк», спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд» и самый масштабный из всех столичных проектов — жилой комплекс «Зиларт».

«Трёхгорка»

Трёхгорная мануфактура — старейшее московское предприятие — появилась в конце XVIII века. Тогда купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основали ситценабивную мануфактуру и назвали её Трёхгорной из-за холмистой местности. Позднее Прохоров выкупил долю компаньона и стал единственным владельцем фабрики.

После Отечественной войны 1812 года Василий Прохоров отошёл от дел. Но фабрика, как и прежде, оставалась активом семьи Прохоровых. Под руководством сына Прохорова «Трёхгорка» стала самым настоящим культурным центром: для работников открыли первую в России ремесленную школу, фабричный театр и вечерние классы, где их обучали грамоте.

В 1830-е годы «Трёхгорка» стала крупнейшей фабрикой в Москве. Главной её гордостью стали искусные рисовальщики: трёхгорский ситец славился удивительными узорами, сочетавшими бухарские, персидские и византийские мотивы. За особые заслуги перед отечеством Прохоровых пожаловали в потомственные почётные дворяне. Но купцам недолго сопутствовала удача — в ночь на 23 декабря 1877 года фабричные цеха сгорели дотла. «Трёхгорку» восстановили только пять лет спустя. На берегу Москвы-реки возвели новую каменную фабрику и завезли туда новые английские машины.

Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры, 1900-е года

© russiainphoto.ru/МАММ/МДФ

© secretmag.ru

«Трёхгорка» известна и своим революционным прошлым. В дни Декабрьского восстания она была штабом для боевых дружин. В химической лаборатории производили взрывчатку. В прядильном — собирали оружие. После Октябрьской революции Трёхгорную мануфактуру национализировали, а спустя девять лет присвоили ей имя революционера Феликса Дзержинского.

Пик производства пришёлся на 80-е годы. Тогда Трёхгорка выпускала 200 млн метров различных тканей в год.

Приватизация 90-х прошла для Трёхгорной мануфактуры максимально безболезненно: владельцами контрольного пакета акций стали её работники, уставной капитал составлял 215 млн рублей. Но даже «Трёхгорке» пришлось съехать с исторического места — между Домом правительства и Центром международной торговли. В 2000-е владельцем Трёхгорной мануфактуры стал бизнесмен Олег Дерипаска, и производство стали постепенно выводить из центра столицы.

Мануфактура работает и по сей день, но по большей части занимается арендой. От некогда огромного производства остались коммерческий отдел, дизайн-центр и администрация.

За право на долю в «Трёхгорке» до сих пор борются экс-глава ВЭБа Владимир Чернухин и его бывшая гражданская жена. Последний суд Дерипаска проиграл. За Чернухиным признали право владения 50% Трёхгорной мануфактуры, претензии его гражданской жены отклонили. Дерипаска намерен обжаловать решение.

ТМЗ

Тушинский машиностроительный завод — предприятие, навсегда изменившее российскую авиакосмическую промышленность. Именно здесь выпускали первые серийные самолёты СССР «Сталь-2», собирали боевые истребители Як, модернизировали Су и МиГ. Но прославил предприятие первый в мире многоразовый космический корабль «Буран».

Тушинский машиностроительный завод, 1982 год

Тушинский машиностроительный завод, 1982 год

© pastvu.com

История Тушинского машиностроительного завода началась в 1932 году. Правда, назывался он тогда Авиазаводом №62 Главного управления гражданского воздушного флота и выпускал первые пассажирские самолёты в СССР — «Сталь-2» и «Сталь-3». В декабре 1936-го его переименовали в Государственный союзный завод №81 Наркомата оборонной промышленности и наладили производство лёгких бомбардировщиков Як-4.

После Великой Отечественной ТМЗ выпускал зенитные управляемые ракеты В-300 для зенитного ракетного комплекса С-25. Особой гордостью был сверхзвуковой самолёт Т-4 («сотка»), который на Западе называли русской «Валькирией» (по аналогии с первым американским бомбардировщиком XB-70 «Валькирия»). В разные годы завод производил фронтовые истребители Як-7, Як-9 и МиГ-23, а также собирал опытные Су-27.

До 1993 года на предприятии строили «Бураны» — первые в мире многоразовые шаттлы.

Тушинский завод славился не только военной, но и гражданской продукцией: троллейбусами, трамваями и автобусами. Их поставляли как в Москву, так и в столицы социалистических стран: Будапешт, Прагу и Софию.

Пик производства пришёлся на 80-е годы, когда на заводе работали 20 000 человек, но к 2013-му на заводе осталось всего 860 сотрудников. После развала Советского Союза судьба Тушинского завода повторила судьбы тысяч других предприятий: приватизация, распродажа акций и банкротство.

Чтобы спасти предприятие, руководство бралось за любые работы: на заказ собирало яхты и самолёты малой спортивной авиации, производило одноразовые шприцы. Создали даже центр по переработке покрышек. Но в 2013 году ТМЗ признали банкротом. Единственным ценным активом оставалась земля — 55 га у реки Сходня.

В августе 2018 года на «Авито» появилось объявление: производителя «Бурана» продавали за 8 млрд рублей. Имя нового владельца Тушинского завода пока неизвестно. Однако вложение это весьма выгодное: на территориях, которые занимает завод, можно построить 1,5 млн кв. м жилья и заработать как минимум 60 млрд рублей.

«Красный пролетарий»

Завод «Красный пролетарий» — крупнейшее станкостроительное предприятие в России. Именно здесь собрали первый токарный станок 1К620 — самую массовую и универсальную установку в истории советской металлообработки. Но прославила завод не только она. До сих пор востребована ещё одна разработка КП: универсальный ручной станок МК6056.

Будущий завод «Красный пролетарий» основали принявшие русское подданство братья Эдуард и Фридрих Бромлей. В 1896 году Общество механических заводов братьев Бромлей было небольшой мастерской на улице Щипок в Замоскворечье. Там изготавливали столярные инструменты: топоры, пилы, серпы и небольшие паровые машины. Чуть позже братья построили сборочные мастерские на 10 га у Калужской заставы.

К началу XX века у завода было семь цехов. Там выпускали небольшие паровые машины для деревень и оборудование для городских водопроводов, которое заказывали городские власти по всей Российской империи — от Москвы до Томска. Но братья Бромлей работали не только с небольшими машинами: например, насосы с керосиновыми двигателями для нефтепровода Баку — Батуми тоже были их производства.

В ноябре 1918 года завод Общества братьев Бромлей национализировали и переименовали в «Красный пролетарий». После приватизации 90-х контрольный пакет акций оказался у работников. Но дела на заводе шли не так гладко: в 1994 году изготовили всего 2808 станков (двумя годами ранее — 4524), а на складе скопилась непроданная продукция на 900 млн рублей. В итоге на собрании акционеров объявили, что дивиденды платить не будут, а каждого второго работника придётся сократить. К 2000 году из 15 000 работников осталось всего 168.

Как и на других предприятиях, единственным ценным активом «Красного пролетария» оставались заводские территории — тихое и живописное место вблизи станций метро «Октябрьская» и «Шаболовская». За лакомый кусок земли несколько лет боролись тяжеловесы от бизнеса: «Роснефть», девелоперская «Ведис-групп» и «Альфа-групп». В итоге победила «Роснефть».

В 2000-х «Красный пролетарий» выселили в район Новых Черёмушек, где он производит станки и по сей день. Часть цехов заняла сама «Роснефть», а часть отдала под строительство жилого комплекса, выставочного центра и магазинов. Но оно так и не началось. Территория завода до сих пор закрыта.