Бросили перчатки. Реально ли разбогатеть в России на кулачных боях
«После последнего боя мне удалили в больнице восемь зубов. У меня выбиты и сломаны почти все пальцы на руках, кисти тоже выбиты», — перечисляет свои травмы участник боёв на голых кулаках. В конце 2021 года их признали официальным видом спорта, а записи поединков собирают миллионы просмотров на YouTube. Рассказываем, как работала эта индустрия, кто и сколько в ней зарабатывает и как конфликт на Украине и последовавшие санкции поставили под удар набирающий популярность спорт.
Залитый ярким светом мерцающих прожекторов зал наполнен до отказа. Под овации и музыку по высоким ступенькам со сцены спускаются татуированные спортсмены. Они снимают футболки, перелазят через канаты и занимают центр ринга. На руках нет перчаток — лишь бинты на запястья, которые защищают от травм руки при ударе.
Примерно так начинаются поединки в российских промоушенах кулачных боёв, записи которых последние 2 года штурмовали рейтинги Youtube. Бои проходят быстро. Как правило, это три раунда по 2 минуты. Разрешены только удары руками, после нокдауна у бойца есть 10 секунд, чтобы подняться.
Кулачные бои пришли из глубокой древности. В 688 году до н. э. они были впервые включены в программу античных Олимпийских игр. Время поединка не ограничивалось, он заканчивался только тогда, когда один из оппонентов терял способность продолжать бой. Смерти участников таких сражений не были редкостью.
На Руси кулачные бои впервые упоминаются у летописца Нестора в 1048 году. Часто они проходили в Новгороде по праздникам — с Рождества до Троицы. Всего было два вида боёв. Первый — «стенка на стенку», когда одной группе бойцов противостоит другая группа. Но самым почитаемым видом боя был «сам на сам» — поединок двух соперников. Часто такие битвы устраивали не только ради забавы, но и для подтверждения правоты в судебном деле.
Кулачные бои были популярны в Англии в конце 17-го и в 18-м веке. Они проходили на сцене Лондонского Королевского театра. Победители становились чемпионами и должны были защищать свой статус. Именно из этого вида спорта и родился классический бокс.
В 19-м и начале 20-го века кулачные бои запретили и в США, и в Великобритании. Некогда популярные поединки ушли в подполье. Во время Великой депрессии в США нелегальные бои на голых кулаках организовывали гангстеры и букмекеры.
Снова легальными кулачные бои стали спустя почти 100 лет — в 2010-е годы. Появилась Всемирная боксёрская ассоциация кулачного боя. В США начали проводиться кулачные поединки. А в 2018 году появился первый промоушен, позволяющий проводить кулачные бои легально, — Bare Knuckle FC. Он успешно развивается до сих пор, привлекая к себе ветеранов UFC (ведущий в мире промоушен смешанных единоборств) и других известных организаций.
В видеороликах про кулачные бои перед каждым поединком бойцы, приехавшие из разных уголков страны, рассказывают о себе и клятвенно обещают отправить друг друга назад в цинковых гробах.
В реальности в России до этого не доходило, хотя в мировой практике прецеденты есть. Например, в 2021 году после боя в крупнейшем кулачном промоушене мира Bare Knuckle FC от полученных травм умер боец Джастин Торнтон.
Между тем серьёзные повреждения у российских кулачных бойцов не редкость. Экс-боец крупнейшего промоушена голых кулаков Hardcore FC Дмитрий Кузнецов по прозвищу Анубис, прославившийся записью дисса (жанра рэпа, по сути, песни, в ходе которой высказывается неуважение к оппоненту) на Хабиба Нурмагомедова, во время боя с Абубакаром Мамедовым получил травму глаза. Бойцу пришлось сделать операцию. При этом промоушен якобы, по словам бойца, отказался оплачивать данные медицинские расходы.
Кулачные бои — травмоопасный вид спорта с точки зрения повреждения мягких тканей, переломов лицевых костей и рёбер, отмечает заместитель президента Федерации кикбоксинга Москвы и преподаватель кафедры спортивного менеджмента университета «Синергия» Константин Рудаков. Однако тот же самый профессиональный бокс может нанести вреда намного больше в сравнение с поединком на голых кулаках, уверен он.
«В боксе у спортсмена качественно затейпированы руки (завязаны бинтами), что позволяет вкладываться в удар намного сильнее. Ещё один немаловажный фактор — это время поединков. Длительность боёв на голых кулаках составляет 6 минут (3 раунда по 2 минуты). Если говорить о профессиональных боях по боксу, то это минимум 4 раунда по 3 минуты (12 минут). За это время голова получает урона больше, и впоследствии накопительный эффект от пропущенных ударов даёт о себе знать», — считает Рудаков.
Это подтверждают и многочисленные исследования. Например, учёные из Сальгренской медицинской академии Гётеборгского университета наблюдали за 30 шведскими боксёрами, принявшими участие в 47 боях. Медики посмотрели, какое состояние у боксёров через неделю после боя, а также после двухнедельного отдыха. Как оказалось, через неделю у 80% боксёров есть признаки повреждения мозга, у 20% спортсменов повреждение мозга сохранялось даже после длительного отдыха.
Выпуски кулачных промоушенов, правда, заставляют усомниться, что они безопаснее бокса. В них редко обходится без серьёзных травм. Так, в одном из выпусков промоушена Top Dog боец Сергей Макаров выбивает своему оппоненту Григорию Морозу пять зубов.
Во время перерыва после второго раунда Мороз признаётся секундантам, что потерял два зуба. Однако те просят его успокоиться, говоря: «Забудь ты про них». Мороз слушается, однако в самом начале третьего раунда пропускает серию ударов и просит остановить поединок. Боец в панике подходит к своему углу, говоря, что потерял все зубы. Как оказалось, вдобавок он получил перелом челюсти.
Кто и сколько на этом зарабатывает
Экономическая модель у всех промоушенов одна — монетизация через шоу. До недавнего времени исключительно на YouTube. Выпуски боёв снимают заранее в специальных студиях. Главный показатель успеха — количество просмотров выпуска. На канале Hardcore FC они могут легко набирать 2–2,5 млн просмотров. Видео с боями на канале Top Dog смотрят в среднем от 200 000 до 1 млн человек. От количества просмотров зависит стоимость рекламы — главного источника финансирования промоушенов.
Первопроходцем был Top Dog. Его запустил в конце 2019 года бывший боец «Стрелки» (промоушен уличных боёв без правил, ставший предшественником кулачных лиг) Данил Алеев (Регбист). По состоянию на май на YouTube-канале промоушена 1,3 млн подписчиков. Самым популярным боем Top Dog стало противостояние бойца Моряка (Евгений Курданов) с Пулемётчиком (Зелимхан Дукаев) — за 2 года ролик набрал 16 млн просмотров.
По оценкам агентства HypeFactory, одна интеграция в видео на YouTube-канале Top Dog до начала военной операции на Украине и последовавших после этого антироссийских санкций стоила около 150 000–200 000 рублей. Главным спонсором был букмекер Olimpbet. Продакт-плейсмент и другие услуги, входящие в пакет, обходились им примерно в 1–1,5 млн рублей в месяц, подсчитали в агентстве.
Крупнейшей кулачной лигой в России считается Hardcore FC. У промоушена 2,2 млн подписчиков. Лигу основал бизнесмен Анатолий Сульянов, занимавшийся раньше охранным бизнесом и организацией спортивных мероприятий и осенью 2020 года признанный банкротом. Сульянов грезил выйти на рынок США и параллельно запустил второй промоушен, где спортсмены могут выступать по правилам смешанных единоборств, — Hardcore MMA.
В агентстве HypeFactory подсчитали для «Секрета фирмы» что примерная стоимость одной интеграции на 60 секунд на YouTube-канале Hardcore FC составляла не менее 1,5 млн рублей. Только на интеграциях организаторы могли получать 6–7,5 млн рублей, оценили в агентстве.
При этом в каждом выпуске на канале также есть продакт-плейсмент (плакаты, продукт в кадре, сам ринг, одежда и т. д.). Компании, продающие эти продукты, находятся на долгосрочных контрактах с промоушеном. До весны-2022 у Hardcore было четыре постоянных спонсора. По оценке агентства, каждый из них приносил плюс–минус 3–4,8 млн рублей за три месяца. «Дороже всех как главный спонсор платил наверняка Olimpbet», — уточнили в HypeFactory.
Реклама для букмекерских организаций, как правило, имеет наценку как продукт из «серой зоны». Т. е. если для обычного спонсора интеграция, например, будет стоить 1,5 млн рублей, то для букмекеров — все 2 млн (при этом букмекер может получать скидки за долгосрочное сотрудничество).
Менее успешен был промоушен Punch Club, созданный Андреем Зайкиным и известным спортсменом-пауэрлифтером Кириллом Сарычевым. На их YouTube-канале 350 000 подписчиков. Сейчас промоушен не проводит кулачные бои, но экспериментирует с форматом. Например, организует бои в телефонной будке или в салоне автомобиля.
По оценкам HypeFactory, одна интеграция на YouTube-канале этого промоушена стоила 150 000–200 000 рублей. Главным спонсором на канале был букмекер Xbet. Продакт-плейсмент и другие рекламные услуги могли обходиться ему в месяц примерно в 1–1,5 млн рублей. С отдельными интеграциями на канал раньше заходили по 1–2 рекламодателя в месяц. Это ещё по 400 000 рублей дополнительного дохода.
Доходы площадок резко начали мельчать с конца февраля. Как рассказала «Секрету фирмы» head of brands HypeFactory Анна Пузакова, это коснулось всех блогеров, кто получал основной доход с YouTube. Во-первых, из-за того, что площадка отключила монетизацию для российской аудитории (при этом блогеры могут продолжить получать доход с аудитории из других стран и с пользователей, сидящих на площадке через VPN).
По словам Пузаковой, уменьшилось и количество рекламных интеграций, так как много брендов либо ушли с российского рынка, либо поставили все маркетинговые кампании на паузу. Отсутствие спонсорских выплат повлияли и на организаторов кулачных боёв. Насколько — оценить сложно.
Но несмотря на очевидное падение доходов, на каналах организаторов кулачных боёв постоянно появляются новые выпуски. В них всё те же генеральные партнёры (букмекеры никуда из России не ушли) и продакт-плейсмент. Правда, его стало меньше.
Что с этого имеют сами бойцы
Судя по количеству просмотров и лайков, зрителям нравится наблюдать за происходящим на ринге. Но это внимание спортсмены далеко не всегда могут конвертировать в деньги. Неизвестные бойцы обычно получают символические гонорары, эфемерный хайп и гипотетическую возможность пробиться на кулачный олимп.
Гонорары у начинающих бойцов стартуют с 15 000–20 000 рублей за поединок. У топовых — от 300 000 рублей за бой. Отдельные звёзды могут зарабатывать в кулачных боях миллионы. Например, известный боец ММА Сергей Харитонов рассказывал, что в июле-августе 2021 года промоушен Top Dog за выступление предложил ему сумму «на порядок больше, чем 10 млн рублей».
Боец Владимир Полозов (Ирландец) рассказал «Секрету», что в боях на голых кулаках решил поучаствовать, когда косил траву в огороде у себя в посёлке. Он узнал, что в Санкт-Петербурге организовали такой турнир, и решил поучаствовать. Гонорара за бой не было, бойцу только оплатили дорогу до Санкт-Петербурга из Сибири. После этого Полозов начал выступать в разных кулачных промоушенах.
«За свой второй бой на кулаках я получил всего 20 000 рублей. Теперь побольше, так что не особо гонорары взлетели. Если ты, конечно, создаёшь вокруг себя шумиху и как клоун ведёшь себя, то да, платить будут больше. Можно ли на них прожить? Я скажу только по себе: пока нет», — заключил он.
При этом даже эти деньги даются ему огромной ценой. «Травмы, конечно, были, например, после одного мне удалили в больнице восемь зубов и также будут ставить "мосты" вместо них. У меня выбиты и сломаны почти все пальцы на руках, кисти тоже выбиты. Ну и осталось пару шрамов на лице», — рассказал Владимир.
КМС по вольной борьбе и по становой тяге Ильгар Гасанов раньше всё свободное время проводил за просмотром боёв в сети. Однажды он увидел, как в шоу дерутся обычные ребята — кальянщики, бармены и таксисты. И подумал, что он ничем не хуже их.
За первый свой бой Гасанов не получил ничего. По его словам, организаторы якобы обещали заплатить за победу в этом бою 40 000 рублей, но потом внезапно пропали, ничего не заплатив.
«Бойцы и сейчас жалуются на гонорары. Большие деньги получают только мегазвёзды, а простые, только начинающие спортсмены получают очень маленькие деньги за свои бои. Со стороны зрителям может казаться, что за 6 минут 100 000 рублей — это круто. Однако если будет травма, то этих денег может не хватить даже на лечение, а нужно ещё и как-то прожить от боя до боя», — объяснил боец.
По его словам, в США бойцы могут себе позволить жить на гонорары от боёв и давать себе перерывы по полгода между турнирами. В России же спортсмены вынуждены параллельно с боями где-то работать, чтобы позволить себе оплачивать тренировки или купить экипировку — далеко не у всех есть спонсоры.
Кулачные промоушены страхуют бойцов, однако не всех, а только тех, кто на контракте. Так, в Top Dog, как заявлял его владелец Даниил Алеев, такие страховки есть. Однако бойцы, у которых нет контракта, должны такую страховку делать сами.
В промоушене Hardcore FC застрахованы все бойцы. По словам главы промоушена Анатолия Сульянова, во время поединков работают врачебные бригады, бойцам проводят МРТ и КТ.
Какое будущее у этой индустрии
Над всеми проектами после 24 февраля нависла угроза блокировки YouTube. На фоне этого все промоушены начали активно развивать другие социальные сети, в первую очередь VK и Telegram. Туда выкладывают фотоотчёты с мероприятий, прогревающие посты и ролики с боями. С Rutube мало кто решил связываться. По словам Пузаковой, эта площадка заметно проигрывает другим. На роликах, загруженных там, недоступна качественная статистика просмотров. Это лишает рекламодателей возможности правильно оценить ценообразование и последующую эффективность.
«Сейчас непонятно, в какой соцсети реклама будет работать лучше. Одно понятно точно: блогеры не смогут увести всю аудиторию из YouTube на другую площадку и потеряют большую часть охвата. Пока ни одна социальная сеть не сравнится с охватами на YouTube», — сказала Пузакова.
Её слова подтверждает статистика: у того же Hardcore в официальном паблике в VK всего 179 000 подписчиков, у Top Dog — 60 000. Заметно меньше и просмотры на видео. Например, у Hardcore ролики в российской соцсети набирают от 50 000 просмотров до 2 млн на редких видео. За большие деньги такие показатели не продашь. Вероятно, именно поэтому промоушены не спешат уходить из YouTube и продолжают стабильно выкладывать туда ролики.
Поэтому кулачным промоушенам в России, очевидно, придётся менять бизнес-модель. Возможно, выходом станет проведение турниров в офлайне в больших залах, а не студиях для ограниченного числа приглашённых гостей. Традиционные турниры могут оказаться успешными и начать пользоваться популярностью. Однако раскручивать их придётся почти с нуля.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, depositphotos.com