От провального сервиса знакомств до нового телевизора. История YouTube

Как создать стартап за $1,65 млрд
11 декабря 2019 в 15:39

Фраза «Я не смотрю телевизор» звучит всё чаще — люди отказываются от традиционных СМИ в пользу YouTube. Ежедневно юзеры просматривают около миллиарда часов видео на этой площадке. Только в России ролики с хостинга смотрят 82% населения (данные за март 2018 года). Кто придумал один из популярнейших сайтов в мире, а также почему сервису удалось завоевать внимание такой огромной аудитории — в спецпроекте «Секрета фирмы» «Суверенный ru.net».

Как появился YouTube?

Идея создать видеохостинг возникла в 2004 году у бывших сотрудников платёжной системы PayPal — дизайнера Чеда Хёрли и программистов Стивена Чена и Джаведа Карима. Последний безуспешно пытался найти несколько роликов в интернете, включая записи с последствиями самого смертоносного цунами в Индийском океане. Тогда он и предложил бывшим коллегам создать сайт, где любой желающий сможет публиковать собственные видео.

Чед Херли

Хёрли и Чен отнеслись к идее скептически: мысль о видеохостинге им понравилась, но они решили сделать из YouTube удобный сервис для знакомств. Одинокие люди должны были загружать ролики-анкеты, в которых они рассказывали бы о себе и о человеке своей мечты. 14 февраля партнёры зарегистрировали домен, а через пару месяцев уже запустили бета-версию сервиса. Правда, надежды начинающих бизнесменов быстро рухнули.

Стивен Чен

«Мы так отчаянно нуждались в реальных видео для знакомств, что обратились к сайту, к которому мог бы обратиться любой отчаявшийся человек, — к craigslist», — рассказал соучредитель YouTube Джавед Карим в интервью Motherboard.

Основатели сайта предлагали девушкам по 20$ за ролик, но так и не нашли достаточного количества добровольцев. Вместо этого посетители публиковали что угодно, кроме анкет, — в ход шли даже видео из семейного архива.

«Люди начали использовать YouTube, чтобы делиться самыми разными записями: там были их собаки, отдых — что угодно. Нам было очень интересно. Мы сказали: "Почему бы не дать пользователям определить, что такое YouTube?"», — вспоминает Карим. Так его первоначальная идея наконец получила поддержку коллег, и друзья резко сменили вектор.

Джавед Карим, 2005 год

Как YouTube стал настолько популярным?

В первые же месяцы своего существования сайт набрал большую аудиторию. Уже в конце 2005 года хостинг насчитывал более 200 000 зарегистрированных пользователей, а количество просмотров достигало 8 млн в день.

Благодаря этому стартап быстро привлёк венчурный капитал: с ноября 2005 по апрель 2006 года — $11,5 млн инвестиций от Sequoia Capital и $8 млн от Artis Capital Management. К июлю пользователи уже загружали по 65 000 роликов в день, а количество просмотров доходило до 100 млн. Через пару месяцев корпорация Google выкупила видеохостинг за $1,65 млрд.

YouTube стал настолько популярен, потому что существенно упростил процесс обмена видео в интернете. До появления сайта пользователи отправляли записи по электронной почте или выкладывали их на старые хостинги. Первый способ не позволял прикреплять тяжёлые файлы, а на большинстве остальных сайтов приходилось оформлять платную подписку. Разработка бывших сотрудников PayPal позволяла смотреть и загружать ролики абсолютно бесплатно.

Второй аспект успеха — удобство использования. Юзеры с самого начала могли пользоваться сервисом без загрузки какого-либо дополнительного программного обеспечения или даже регистрации. Всё, что необходимо было сделать, — зайти на сайт и найти интересующее видео в поиске по ключевым словам. Ролики проигрывались в режиме реального времени, поэтому не приходилось ждать, пока они скачаются целиком.

Первое время на YouTube заливали не только видео из повседневной жизни, но и контент, защищённый авторскими правами. Другими словами, на хостинге можно было без проблем смотреть телевизионные передачи и музыкальные клипы — эта возможность привлекала людей, которые привыкли следить за любимыми шоу только на ТВ. Нарезки из популярных программ набирали по несколько миллионов просмотров за пару месяцев, прежде чем модераторы удаляли их по просьбе правообладателей.

Reload
1 / 7

2005 год

Правила и ограничения YouTube

Изначально YouTube позволял загружать ролики практически любой длины, но в марте 2006 года администрация ввела ограничение в десять минут. Сотрудники хостинга провели анализ и выяснили, что подавляющее большинство записей длиной более десяти минут — пиратский контент. Примечательно, что ограничение не решило проблему, ведь пользователи стали дробить большие видео и загружать их по частям. Сегодня все юзеры могут публиковать 15-минутные ролики, но лимит увеличивается до 12 часов, если подтвердить свой аккаунт.

До 2008 года все записи отображались с низким разрешением 320 x 240 пикселей — режим 480 x 360 появился только спустя три года после запуска YouTube. Чуть позже разработчики добавили поддержку 720p и 1080p. С 2015 года пользователи получили возможность публиковать ролики с разрешением 4К и даже 8К. Примерно в то же время разработчики добавили поддержку 360-градусного видео, которое можно просматривать с помощью гарнитуры виртуальной реальности.

Что же касается содержания, то в первое время администрация относилась к публикациям на платформе довольно либерально — пользователям запрещалось загружать на YouTube только материалы сексуального характера и пиратский контент. Но с каждым годом ситуация постепенно усугублялась и свод правил рос. Так, сегодня принципы сообщества не позволяют делать дискриминационные высказывания, притворяться другим лицом, оскорблять людей, побуждать зрителей к опасным действиям и т. д.

Связано это в первую очередь с тем, что площадка хочет удержать рекламодателей. Ситуация накалилась после скандала с известным шведским видеоблогером Феликсом PewDiePie Чельбергом. В 2016 году издание The Wall Street Journal обвинило самого популярного на тот момент автора в антисемитизме. Журналисты привели в пример несколько его шуток и заявили, что в каждом ролике PewDiePie появляется реклама от партнёров YouTube. Получается, крупные корпорации невольно финансировали расиста. Узнав об этом, Disney, Coca-Cola и множество других компаний отказались от рекламы на площадке, поэтому YouTube потерял миллионы долларов. Модераторам пришлось срочно ужесточать правила и улучшать алгоритмы фильтрации контента, чтобы вернуть рекламодателей.

Появление RuTube

В 2007 году разработчики запустили региональные версии YouTube для разных стран, включая Россию. По большому счёту сайты отличались от оригинального только локализованным интерфейсом и подборкой популярных видео для каждой отдельной страны. То есть на главной странице пользователи видели преимущественно ролики, опубликованные их соотечественниками. Например, первой записью в российском сегменте YouTube стал клип Петра Налича — он был размещён в самом верху домашней страницы.

Незадолго до локализации стало известно, что российские разработчики тоже не сидят сложа руки. В СМИ появилась информация об Олеге Волобуеве и Михаиле Паулкине — предпринимателях из Орла. В 2006 году они в разговорах с журналистами уверяли, что тоже создали сервис для работы с видео, причём сделали это почти одновременно с американцами. Например, Паулкин называл упущением, что они вышли на рынок после того, как «YouTube уже прогремел».

«Если смотреть по датам, то мы имеем право утверждать, что идея RuTube в своём стартовом воплощении появилась раньше, чем было зарегистрировано доменное имя YouTube», — уверяет соучредитель стартапа Волобуев.

По словам программиста, он вместе с коллегой создали собственный плагин I-vision — аналог Flash. Служба обладала хорошей функциональностью: она поддерживала кодек H.264 (современный стандарт сжатия видео), имела встроенный видеочат peer-to-peer и пр. «Идея была совершенно простая: мы имеем интернет как текстовое проявление, как графическое проявление. Скорость растёт — а почему нельзя в страничку просто встроить видео, на котором ты нажимаешь Play и оно заиграло?» — говорит Волобуев.

Однако пользователи не спешили устанавливать бесплатный софт от предпринимателей из Орла — многие боялись, что загружают на компьютер вирус (на это намекали встроенные средства защиты Windows). Поэтому программисты решили сменить тактику.

«В течение месяца мы переделали всё на клиенте на Flash, переделали сайт и сменили его название на теперь известное RuTube», — вспоминает Волобуев. Инвесторы постоянно сравнивали российский стартап с американским аналогом, который в 2006 году уже был поглощён Google, поэтому предприниматели решили переименовать своё детище, чтобы добиться созвучия с YouTube.

RuTube отчасти удалось повторить успех американского видеохостинга, но в гораздо меньших масштабах. Так, в 2008 году «Газпром-медиа» выкупил контрольный пакет ЗАО «Рутьюб» — он оценил компанию в $15 млн (примерно в 100 раз меньше, чем Google оценил YouTube).

Reload
1 / 8

2006 год

Почему RuTube не смог заменить YouTube?

Российские предприниматели изначально говорили, что «заткнут за пояс Google». Однако позже они поправлялись, что не собираются бороться с YouTube за аудиторию. «Мы не боимся конкурентов, и в том числе Google. У нас другая концепция», — говорил Паулкин в 2007 году. Он отметил, что намерен превратить RuTube в телевидение нового поколения.

Так, разработчики планировали в первую очередь наращивать количество транслируемых ТВ-каналов. Со временем им удалось получить эксклюзивные права на сериалы и передачи с телеканалов ТНТ, «2 x 2», СТС, «Матч.ТВ» и многих других. Если фрагменты появлялись на YouTube, их быстро блокировали из-за нарушения авторских прав.

Несмотря на обещания затмить Google, владельцы RuTube так и не смогли это сделать. В 2015 году аналитики оценивали ежемесячную аудиторию RuTube в 5 млн человек — YouTube же на тот момент уже посещали 45 млн россиян в месяц. Можно выделить сразу несколько причин, почему разрыв оказался настолько большим.

Российский сервис на протяжении многих лет преследовали технические проблемы, в частности плохая оптимизация. Все без исключения ролики подгружались гораздо дольше, чем на том же YouTube. Во время просмотра передачи видео могло остановиться и выдать какую-то ошибку, поэтому пользователям часто приходилось перезагружать страницу, чтобы досмотреть контент.

Зрителей мог отпугивать и агрессивный маркетинг владельцев RuTube. Практически перед каждым роликом и во время просмотра экран перекрывало рекламное объявление, которое невозможно пропустить. «RuTube — это когда ты смотришь две несмешные российские рекламы, чтобы потом посмотреть одну смешную, японскую», — шутили зрители. Если же пользователи защищались от спама с помощью AdBlock или других подобных утилит, хостинг блокировал возможность смотреть видео в хорошем качестве.

Ко всему прочему разработчики не смогли удержать на своей платформе первых видеоблогеров. Даже «король Рунета» Илья Мэддисон, который начал свою карьеру на RuTube и какое-то время работал там модератором, со временем перешёл на YouTube. Его примером вдохновилось и большинство его последователей.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo.online

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе