Многозначительная Набиуллина. За что уважают и критикуют главу российского Центробанка
24 июня начинается новый, третий срок Эльвиры Набиуллиной на посту главы российского Центробанка (ЦБ). Предыдущие 9 лет она боролась с кризисами, зачищала банковскую сферу, создавала мегарегулятор, укрощала инфляцию, посылала загадочные сигналы брошками, нажила немало врагов и стала одной из самых известных и влиятельных женщин во власти. «Секрет» разобрался, каково значение этой фигуры в российской экономике, за что её хвалят и критикуют, а также какой будет её роль в новой реальности.
Госдума продлила полномочия Эльвиры Набиуллиной ещё на 5 лет в апреле 2022 года. Депутаты едва ли могли не утвердить кандидатуру: её внёс лично Владимир Путин.
Bloomberg писал, что Набиуллина собиралась уйти в отставку, но президент убедил её остаться. Пресс-служба ЦБ это опровергла.
Этот сюжет (правдивый он или нет) удивительным образом перекликается с началом первого срока Набиуллиной на посту главы ЦБ. Когда Путин в феврале 2013 года впервые заговорил с ней об этой должности, «на ней лица не было», описывала этот эпизод со слов сотрудника администрации президента газета «Ведомости». По его версии, Набиуллина взяла паузу на размышление и «тихо сказала "да"».
«Предложение было принято с достоинством. А может быть, даже и с благодарностью. Но точно без восторга», — писал Андрей Колесников из «Коммерсанта» о рабочей встрече Путина и Набиуллиной, на которой президент публично объявил о своём выборе.
Это решение было неожиданным почти для всех: в числе потенциальных кандидатов на эту должность были разные фамилии, но её в списках фаворитов не было. Чем же Набиуллина заслужила такое назначение?
Отличница и либералка
Эльвира Набиуллина родилась в Башкирии в простой татарской семье: мать работала на заводе, отец — шофёром на автобазе. Окончив школу на одни пятёрки, в 1981 году Эльвира поступила на экономфак МГУ.
Про экономику она тогда почти ничего не знала — «влекло неизвестное, выбрала факультет наугад», рассказывала она в интервью Владимиру Познеру.
В этой беседе Набиуллина подтвердила, что в студенческие годы любила марксистско-ленинскую политэкономию и свято верила в идеалы коммунизма, а после развала СССР стала убеждённым либералом и рыночником.
Вероятно, на такую кардинальную смену убеждений повлиял экономист Евгений Ясин. В 1994–1997 годах он был министром экономики, а на излёте СССР работал в Научно-промышленном союзе (НПС). Именно там Эльвира Сахипзадовна и начала карьеру.
НПС в 1992 году превратился в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Набиуллина изучала там процессы экономической перестройки страны и помогала Ясину в подготовке реформ, а в 1994 году перешла с ним в Минэкономики. Постепенно продвигаясь по службе, к 1998 году стала заместителем министра.
После августовского дефолта премьер-министром стал Евгений Примаков. Он убрал из своего кабинета либеральных экономистов, и Набиуллиной пришлось уйти в частный сектор. Около года она проработала зампредседателя правления Промторгбанка и ещё немного исполнительным директором Евроазиатской рейтинговой службы.
Во власть Набиуллина вернулась через Центр стратегических разработок (ЦСР). Туда она пришла в 1999 году. По сути, ЦСР был экономическим предвыборным штабом кандидата в президенты Владимира Путина. Центр возглавлял Герман Греф (ныне — руководитель «Сбера»), Набиуллина стала его замом. Вместе с другими экономистами они писали программу реформ для будущего главы государства. После победы Путина на выборах 2000 года Греф стал министром экономического развития и торговли, а Набиуллина — снова его замом.
В середине нулевых ей начали доверять сложные задачи. В 2003 году поручили возглавить ЦСР и готовить экономическую часть новой предвыборной программы, в 2005 году — руководить экспертным советом по реализации нацпроектов, а в 2006 году — оргкомитетом саммита G8 в Петербурге.
В 2007 году Эльвира Сахипзадовна стала министром экономического развития. К этому времени политический курс изменился от необузданного либерализма к вектору на усиление роли государства в экономике.
Ранимый и принципиальный интеллигент против государственников
Люди из окружения Набиуллиной часто отмечали её вкус и тягу к прекрасному — шейные платки, автомобиль Jaguar S-type (фигурирует в её декларациях почти 15 лет), походы в театр.
Эмоции на публике проявляет редко, но дочь Ясина Ирина вспоминала, как Набиуллина расплакалась, после того как им нагрубил охранник консерватории, когда Эльвира припарковалась слишком близко ко входу (ради Ирины, ей было тяжело ходить).
«Первое впечатление от Набиуллиной — робко улыбается, говорит тихо, её вежливость иногда кажется застенчивостью, — приводили «Ведомости» слова её бывшего коллеги. — Но то, что это не так, понимаешь сразу: спорит упорно, настойчива и умеет подпустить сталь в голос так, что становится жутко».
Также её описывали как цельную натуру «с ярко выраженными либеральными взглядами, очень принципиальную». Она умеет слушать, но всегда жёстко отстаивает свою линию. Единственный, перед кем Эльвира Сахипзадовна могла вдруг изменить позицию по какому-то вопросу, — Владимир Путин.
Однако в целом на посту главы Минэкономразвития Набиуллина как могла старалась сохранить рыночные механизмы. Например, противодействовала госкорпорациям. Публично министерство против них не возражало, но всеми способами старалось ослабить их влияние, затянуть передачу им имущества и требовало повышения прозрачности и дополнительных мер контроля.
«Руководство страны поддерживает баланс между условными либералами и государственниками в экономическом блоке. Кроме Набиуллиной, к первым можно отнести Кудрина и Силуанова. Поэтому речь не идёт о противостоянии, — объясняет доцент экономфака РУДН Роберт Воскеричян. — На стадии дискуссий, до принятия решения, происходит обмен мнениями. Когда же решение принято, его выполняют все участники процесса госуправления».
Министром Набиуллина была ровно 4 года, до мая 2012-го. За это время она успела:
- привлечь экспертов к стратегическому планированию;
- разработать антикризисную программу (в 2008–2009 годах был мировой финансовый кризис);
- глубже интегрировать российскую экономику в мировую (вступление в ВТО);
- снизить для бизнеса число проверок и перечень лицензируемых видов деятельности.
Год побыв помощником президента по экономическим вопросам, в июне 2013 года Набиуллина возглавила Центробанк. При ней эта ключевая для экономики структура стала ещё влиятельнее.
Босс мегарегулятора
С приходом Эльвиры Сахипзадовны российский Центробанк поглотил некоторые другие госструктуры и стал мегарегулятором. То есть стал отвечать не только за банковский рынок, как раньше: под его надзор попали профессиональные участники фондового рынка, страховой сектор и микрофинансовые организации.
Модель мегарегулятора на базе центрального банка в мире встречается нечасто. «Её применяет относительно узкий круг небольших стран — Бахрейн, Чехия, Венгрия, Уругвай, Словакия, Армения, Литва, Исландия. Хотя есть два международных финансовых центра — Ирландия и Сингапур. В этом списке Россия, как крупная страна со значительным внутренним фондовым рынком, выглядит явной аномалией», — рассказывал в интервью «Секрету» экономист-исследователь из РАНХиГС Александр Абрамов.
По его словам, монополизация регулирования — это не меньший риск, чем финансовая нестабильность. А именно ей приходится противостоять ЦБ под руководством Набиуллиной.
Главным способом поддержания стабильности ЦБ выбрал таргетирование инфляции. Проще говоря, это стремление привести её к определённой цели (4%). И это удалось: в 2017–2020 годах официальный рост цен в стране не превышал эту планку, опускаясь даже до 2,2%.
В целом со стабильностью, несмотря на санкции, больших проблем не было. Это признавали даже за рубежом: директор Международного валютного фонда отмечала «фантастическую» работу Эльвиры Набиуллиной, журнал Euromoney в 2015 году вручил ей премию как лучшему главе ЦБ в мире, а в начале июня 2022 года американский посол назвал «великолепной» работу Набиуллиной по укреплению рубля.
Ради макроэкономической стабильности ЦБ приходилось вести жёсткую денежно-кредитную политику и держать высокой ключевую ставку.
У такой политики есть и обратная сторона, за которую главе ЦБ постоянно достаётся от критиков. Впрочем, не только за это.
Чем недовольны противники Набиуллиной
Высокая ключевая ставка — это дорогие кредиты для бизнеса и, как следствие, медленный рост экономики.
«Низкая инфляция — это стабильность, но стабильность кладбищенская. Чтобы развивалась экономика, деньги должны работать», — возмущается первый зампред Госдумы по экономической политике Сергей Калашников.
Главу ЦБ систематически критикуют, не стесняясь в выражениях, депутат Госдумы Михаил Делягин, телеканал «Царьград» и другие «голоса партии государственников» во власти. Почти все наиболее распространённые претензии к Набиуллиной подробно изложил «Секрету» один из экономистов.
— Результаты проводимой либеральной экономической политики мы можем видеть своими глазами: в доковидном 2019 году уровень промышленного производства РФ достигал только 90% от уровня РСФСР в 1990 году. То есть, несмотря на все попытки импортозамещения, которые мы проводим с 2014 года, 30 лет оказались потерянными для развития.
Награды международных, а точнее, западных структур вполне объяснимы: на протяжении многих лет российские валютные резервы выводились из страны и кредитовали западную экономику и государства, преимущественно в форме вложений в казначейские обязательства США и трежерис под околонулевые проценты. Против России коллективный Запад накладывал всё большие и большие санкции, а ЦБ всё больше и больше финансировал этот Запад.
Мы прекрасно помним, к чему это привело: свыше $300 млрд российских валютных резервов заморожены. Почему Центральный банк не предпринял мер с начала обострения внешнеполитической ситуации в декабре 2021 года (чтобы избежать этого)? Таким образом, для коллективного Запада, видимо, действительно госпожа Набиуллина была «лучшим главой ЦБ».
Пункт 2 статьи 75 Конституции РФ определяет, что «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». В реальности мы наблюдали что угодно, только не стабильность (курса рубля). Конечно, для валютных спекулянтов раздолье и сверхприбыль, для бизнеса же и населения — потеря финансовой устойчивости.
Другим ударом в спину были резкие колебания ключевой ставки. В декабре 2014 года она взлетела с 8% до 17% , что означало повышение кредитов для российского бизнеса до запретительного уровня 21–25%. В 2021 году, когда появился шанс на восстановительный рост экономики, ставка вновь поднялась с 4,25% до 9,5%. А в самый тяжёлый период новых западных санкций после начала специальной военной операции Центробанк повышает ставку до рекордных 20%.
О каком импортозамещении можно говорить, если такие запредельные ставки не дают работать бизнесу, особенно производству, которому нужны дешёвые и длинные деньги? Как может российский производитель, который с трудом может получить кредит под 20% и более, бороться с западным конкурентом, который получает кредит под 3–6%?
Ещё одна распространённая претензия к Набиуллиной — слишком жёсткая зачистка банковского рынка. Центробанк под её руководством активно отзывал лицензии у мелких и средних банков, что обернулось сокращением конкуренции на рынке. Также он тратил триллионы рублей на санацию некоторых важных игроков — прежде всего из «московского кольца»: «Открытие», Промсвязьбанк, Московский кредитный банк.
Другие опрошенные «Секретом» экономисты готовы поспорить с этими тезисами.
Что записывают Набиуллиной в актив
Безусловно, побочным эффектом такой (жёсткой денежно-кредитной) политики становится ограничение доступа бизнеса к заёмным ресурсам и, соответственно, снижение деловой активности.
Но в условиях кризиса борьба с инфляцией и экономический рост — это две задачи, которые противоречат друг другу, пытаться решать их одновременно с помощью одних и тех же инструментов — это значит не решить в итоге ни одну из них.
Она добавляет, что обеспечение экономического роста — это задача не ЦБ, а правительства и в её реализации задействован целый ряд министерств и ведомств.
Можно дискутировать о том, какие мандаты должны быть у ЦБ — только обеспечение ценовой стабильности или какие-то ещё дополнительные экономические цели (например, у ФРС это содействие достижению максимальной занятости, у нас это могла бы быть поддержка экономического роста).
Во всяком случае, сейчас, на фоне быстрого замедления инфляции, ЦБ перешёл к ускоренному снижению ключевой ставки, чтобы поддержать кредитование и «структурную трансформацию» экономики.
Обе собеседницы отмечают: в критические моменты ЦБ под руководством Набиуллиной принимал обоснованные и своевременные решения, которые останавливали развитие системного кризиса.
Даже те решения, которые не всегда выглядели оправданными в краткосрочной перспективе, стратегически оказывались верными. Взять, к примеру, сокращение численности банков. Безусловно, это негативно сказалось на конкурентоспособности банковского сектора, усилило его концентрацию, но вместе с тем позволило освободить рынок от ряда недобросовестных участников. Сложно представить себе, с какими трудностями экономического и социального характера столкнулись бы власти, если бы проблемы с соблюдением правил и достаточностью капитала вскрылись бы только сегодня.
Также в число достижений ЦБ под руководством Набиуллиной Безсмертная и Беленькая записывают следующие пункты:
- Эффективную работу системы страхования вкладов.
- Борьбу с сомнительными операциями по обналичиванию и выводу денег за рубеж.
- Укрепление доверия индивидуальных инвесторов к финансовому рынку.
- Появление системы быстрых платежей, национальной системы платёжных карт и внутреннего аналога SWIFT — системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Всё это ускорило межбанковские расчёты, увеличило долю безналичных платежей и обеспечило функционирование платёжной системы в условиях западных санкций.
- ЦБ РФ стал значительно более информационно открытым, его команда обогатилась профессиональными рыночными аналитиками.
Доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская добавляет, что к 2021 году Россия вошла в тройку лидирующих стран в мире по проникновению финтеха и стала одним из самых передовых государств в цифровизации финансовых услуг.
Основная заслуга команды Банка России — стабилизация инфляции и банковского сектора. Часть банков не смогла работать в новой среде, а часть использовала околокриминальные схемы. Наверное, единственный большой вопрос — это уточнение банковского регулирования. Но денежно-кредитная политика, в том числе динамика ключевой ставки и работа с валютными рынками, является фактически образцовой. Более того, до заморозки международных резервов управление ими также было полезным для российской экономики, как показывают исследования.
Шибанов добавил, что ЦБ мог бы быть и более прозрачным. «Не всегда понятно, какие решения по ставке могут быть приняты, не удаётся полностью понять сигналы», — отмечает эксперт.
Действительно, Набиуллина в последние пару лет стала общаться с внешним миром не только с помощью заявлений и пресс-релизов, но и символами в виде брошек.
Почти на каждой пресс-конференции после заседания совета директоров ЦБ, где принимаются решения по ключевой ставке, они у неё разные — голубь, ястреб, леопард, снегирь, неваляшка, домик, «пауза», волна и т. д. Часто интерпретации этих знаков у участников рынка расходятся.
Если же анализировать именно заявления Набиуллиной и её действия, то становится ясно: её приверженность либеральным идеалам никуда не делась. Например, она не раз высказалась против государственного сдерживания цен на продукты. По её словам, это крайняя мера, которая должна применяться после рыночных механизмов.
За эти 9 лет экономика становилась всё более регулируемой, доля государства в экономике постоянно возрастала. На этом фоне особенно выделяется позиция Набиуллиной о развитии частной инициативы, которая может преодолеть кризисные явления и позволить «не вернуться в Советский Союз».
ЦБ при Набиуллиной сохранил свою независимость от других органов власти, отмечает Ольга Лебединская из РЭУ. Яркий пример: когда почти все ведомства, от Минфина до ФСБ, выступили за легализацию криптовалюты, единственный орган, что оказал им принципиальное сопротивление, — Центробанк.
Какой будет роль главы ЦБ в новой реальности
Решение оставить Набиуллину на очередной срок видится политическим, говорит источник «Секрета» в центральном аппарате Центробанка.
«Внутри это решение воспринимается спокойно или нейтрально, с пониманием», — добавляет он.
По его словам, ЦБ сильно вовлечён в программы поддержки экономики, тесно взаимодействует с правительством и федеральными органами исполнительной власти. Их контакт усилился во время коронакризиса. И сохранение прежнего руководства в такой ситуации представляется обоснованным, считает собеседник.
Сегодня роль ЦБ чрезвычайно важна, и от совместных согласованных действий регулятора финансового рынка и правительства зависит устойчивость экономики и финансовой системы России.
По словам Безсмертной, одной из очевидных текущих проблем стала оптимизация валютных ограничений и курс рубля, который надо довести до комфортных для развития российской экономики значений.
«Для этого необходим поиск нового механизма, обеспечивающего стабильность рубля в абсолютно новых условиях, в которых ранее страна никогда не оказывалась», — говорит эксперт.
В новый срок Набиуллиной во главе ЦБ РФ предстоит найти нестандартные пути развития финансовой системы России в сложившихся условиях, согласна Ольга Беленькая из «Финама».
Новые времена дополнят роль ЦБ ещё одной ключевой задачей — обеспечением экономического роста, прежде всего за счёт финансирования мегапроектов, считает Роберт Воскеричян из РУДН. А принимаемые для этого решения расходятся с либеральной доктриной, которой следует глава Банка России.
«Думаю, что глава ЦБ противодействовать этому не будет, — говорит эксперт. — Она профессионал высокого класса и опытный чиновник, поэтому ожидать некой фронды не приходится».
«Мир меняется, и меняются взгляды на происходящее: если 10 лет назад одним из главных приоритетов развития представлялась интеграция России в общемировое экономическое пространство, то в сегодняшней повестке главным видится укрепление продовольственного и технологического суверенитета России, — рассуждает Екатерина Безсмертная. — Так, возможно, главным для руководителя ЦБ является не строгое следование тем или иным воззрениям, а достижение поставленных целей?»
Предыдущие 9 лет показали: скорее всего, это действительно так. Набиуллина — либерал, но это не мешает ей решать поставленные перед ней государственные задачи, даже если они не вполне соотносятся с её взглядами.
И делать это так, что это вызывает как уважение со стороны международных структур, так и доверие президента РФ.
Коллажи: cbr.ru, freepik.com