«Хопёр-Инвест»: семейная финансовая пирамида на $500 млн
«Отличная компания. От всех»В начале 1990-х годов на граждан России обрушилась волна финансовых пирамид. Но больше всего досталось жителям Волгограда, в котором брали начало несколько крупнейших из них. Неделю назад «Секрет фирмы» рассказывал про «Русский дом селенга» из этого города. Вдохновившись успехом инвестиционной компании, волгоградцы Лия и Лев Константиновы, Тагир Абазов и Олег Суздальцев создали свою, даже название выбрали по тому же принципу. Хопёр — река, протекающая в Пензенской, Саратовской, Воронежской и Волгоградской областях России.
Истоки «Хопра»
Первая компания группы — ТОО «Хопёр» — была зарегистрирована в 1991 году в Волгограде Львом Константиновым. В течение полутора лет товарищество осуществляло в городе торговлю сельхозпродуктами через собственную торговую сеть. По словам Константинова, доходы от этой ларьковой деятельности легли в основу дальнейшего развития всероссийской группы компаний. В неё позже вошли страховая компания «СК-Хопёр», риелторская контора «Хопёр-Риэлти», охранная служба «Хопёр-Лекс», инвестиционные фирмы «Хопёр-Инвест» и «Хопёр-Инвест-фонд» и т. д.
Её учредителями стал 23-летний Лев со своей матерью Лилией Константиновой, муж её сводной сестры Тагир Абазов и друг Льва Олег Суздальцев. По первоначальной задумке фирма должна была инвестировать в ценные бумаги предприятий, а также в свою фирменную торговую сеть, которая так и не развилась дальше волгоградских ларьков.
Не вкладчики, а соучредители
Для того чтобы привлекать средства граждан, «Хопёр-Инвесту» была необходима банковская лицензия. В компании не планировали её получать, поэтому придумали, как обойти запрет. С каждым вкладчиком заключался договор «О присоединении к учредительному договору», вместе с которым выдавалось свидетельство о внесении взноса в уставной фонд компании.
По истечении договора вкладчик заключал «Соглашение о выходе из состава учредителей ТОО», получал обратно свой взнос и проценты в качестве причитающейся ему части прибыли компании за указанный период — от 160% до 270% годовых, как утверждал Константинов.
Кроме того, соучредитель получал право совещательного голоса, а также мог досрочно выйти из компании, но только по одной из «уважительных причин» (смерть близкого родственника, внезапные финансовые трудности и т. д.), которые регламентировал «Хопёр-Инвест». Время от времени в этот список вносились изменения. В случае если причина не являлась «уважительной», вкладчик-соучредитель получал только свой взнос за вычетом 10%.
Приём денег от учредителей принимался в 74 филиалах и более 500 представительств ТОО по всей России. При этом не существовало статуса «учредителя на определённый срок с правом совещательного голоса на общих собраниях акционеров», согласно «Положению об акционерных обществах» от 25 декабря 1990 года.
Отдельного внимания заслуживает реклама «Хопёр-Инвеста», на которую тратилось 10% от его доходов. В рекламных роликах, заставлявших россиян нести свои деньги компании, снялись артисты кабаре-дуэта «Академия» Лолита Милявская и Александр Цекало, а также музыкант и телеведущий Сергей Минаев. Позже Лолита рассказала, что им заплатили только 50% гонорара, и предостерегла от дальнейших вложений.
«Хопёр-Инвест» — 2
В сентябре 1993 года товариществами «Хопёр-Инвест» и «Концерн Хопёр» была учреждена вторая инвестиционная структура — «Хопёр-Инвест-фонд». Она представляла собой чековый инвестиционный фонд (ЧИФ) и занималась сбором средств и ваучеров, которые были вложены в более 20 российских предприятий, по словам руководства организации. Например, в АООТ «Большой Гостиный Двор» в Санкт-Петербурге (18% акций), АООТ «Холод-2» (25%), АО «Комбинат пищевых продуктов» (16%), «Центр фирменной торговли» в Санкт-Петербурге, АО «Дом моделей "Кузнецкий мост"» в Москве, а также в несколько промышленных и нефтегазовых предприятий, раскрывать которые владельцы ЧИФа не стали.
Так «сорить» ваучерами и приватизировать компании им позволил указ Ельцина «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который разрешил передавать невостребованные ваучеры ЧИФам.
Чубайс vs. «Хопёр»
Начавшийся в августе 1994 года крах «МММ» привлёк внимание к проблеме финансовых пирамид. В декабре 1994 года Анатолий Чубайс, на тот момент глава Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, рассказал, что «Хопёр-Инвест» и «Хопёр-Инвест-фонд» используют «ущемляющую» права инвесторов схему «временного учредительства». Он также предупредил, что все компании, которые «хотят нормально работать на рынке ценных бумаг», должны будут преобразовать свои неименные бумаги в именные, так как с 1 января 1995 года предъявительские акции будут запрещены.
И действительно, по указу Ельцина «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», с начала 1995 года деятельность по привлечению средств населения без соответствующих лицензий стала незаконной.
После этого вкладчики начали массово забирать свои деньги из компании, и выплаты закончились. На тот момент «Хопёр-Инвест» уже успел собрать более 57 млрд рублей. Больше всего в Кемерове — 7,2 млрд рублей, Нижнем Новгороде — 4,6 млрд, Астрахани — 3 млрд, Чите — 2,5 млрд, Томске — 2 млрд и Кургане — 1,7 млрд.
В августе 1995 года Лев Константинов объявил о намерениях баллотироваться в депутаты Госдумы, а также сообщил, что в 1996 году будет запущена в действие программа реализации ценных бумаг государственного внутреннего займа. Но уже в октябре 1995 года МВД возбудило уголовное дело против учредителей «Хопра», а Константинов с Абазовым сбежали в Израиль. Управлять группой компании осталась Лия Константинова. По её словам, летом 1995 года она начала проверку активов «Хопра» и поддерживала контакты со следствием, периодически подавая заявления с просьбой о возбуждении уголовных дел против проворовавшихся сотрудников фирмы.
6 августа 1997 года Константинову арестовали за хищение средств у вкладчиков, спустя четыре года её приговорили к восьми годам лишения свободы. Но она была освобождена досрочно, так как уже провела четыре года в СИЗО и была больна раком. После освобождения Константинова улетела на лечение в Израиль, где и впоследствии скончалась. Ее сын Лев сейчас продолжает жить в Израиле, занимается преподаванием английского языка и ведет небогатую жизнь.
За годы своего существования группа компаний Хопер собрала с россиян более $500 млн, а задолженность перед вкладчиками составила свыше 500 млн неденоминированных рублей, из них было выплачено всего 8 млн.
Фото: shutterstock.com/vostock-photo