Опубликовано 02 августа 2019, 17:53

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

Почему светские люди покупают товары для представителей этой религии

Мало кто обратил внимание, но в России сформировался один из самых больших в мире рынков мусульманских товаров. Этот сегмент в стране растёт темпами, которым в целом российская экономика может позавидовать, поэтому его штурмуют как мелкие игроки, так и крупные бренды. Светские фирмы видят здесь новую прибыльную нишу, а основанные мусульманами компании — еще и миссию по распространению традиционных ценностей.

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

Почему мусульмане стали интересны светскому бизнесу

В России живут около 14 млн последователей ислама, и ещё около 5 млн временно работают. По состоянию на 2014 год страна находилась на девятом месте в списке крупнейших мусульманских продовольственных рынков. По оценкам компании Salaam Gateway, РФ входит и в топ-10 стран по количеству потенциальных покупателей непродовольственных товаров для последователей этой религии.

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

По мнению экспертов, так происходит по двум причинам.

  • Число последователей ислама в стране растёт. Глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин [предсказывает] (https://www.rbc.ru/society/04/03/2019/5c7d312f9a794786546fa2de), что уже через 15 лет доля мусульман в населении России вырастет до 30%, то есть примерно до 50 млн человек.

  • Товары для мусульман становятся популярными у светской аудитории. В большей степени это касается продуктов питания с маркировкой «халяль», то есть разрешённых для мусульман.

Альберт Давлеев
Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies

Халяль покупают не только мусульмане, но и большое количество других потребителей, считающих, что такая продукция качественнее массовой.


По его оценке, халяльные продукты в среднем стоят на 5–7% дороже обычных.

Что такое халяль

Маркировка «халяль» на продуктах питания означает, что производитель прошёл процедуру сертификации в одном из специализированных центров при муфтияте (организация, объединяющая на добровольных началах мусульманские религиозные учреждения). Таких центров в стране несколько десятков.

Производство должно соответствовать строгим правилам. Чек-лист для птицефабрик и мясокомбинатов регламентирует все стадии производства: от откорма (запрещены ГМО, гормоны роста и корма животного происхождения) до убоя и транспортировки.

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

Молочный халяль тоже жёстко контролируется: запрещены подмесы (добавление животных жиров и растительных масел), некоторые пищевые красители, искусственные ароматизаторы, вкусовые добавки и усилители (например, глутамат натрия).

На производящих халяль предприятиях постоянно находится уполномоченный сертификационного центра, который следит за процессом.

Кто накинулся на халяльную курицу

Крупные игроки продовольственного рынка давно почувствовали перспективу халяльных продуктов. Это наиболее заметно по производству птицы. Известные на всю страну компании скупают отдельные сертифицированные халяльные производства и держат в активе халяльные бренды.

По оценкам экспертов, в целом рынок мяса курицы в России падает (на 5% за первый квартал текущего года), а её производство в сегменте халяля растёт темпами 6% в год.

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

У федерального лидера в производстве мяса птицы, группы «Черкизово», — шесть сертифицированных птицефабрик и два халяльных бренда. В 2018 году компания приобрела белгородский агрохолдинг «Белая птица», который позиционировался как один из крупнейших производителей халяльного мяса бройлеров в России.

Группа агропредприятий (ГАП) «Ресурс» в 2018 году приобрела крупный актив — птицефабрику «Инжавинская» и сразу сертифицировала её для халяля. В том же году ГАП открыла первый и на сегодня единственный в России перерабатывающий комбинат, специализирующийся на производстве исключительно халяля (Птицекомбинат в Невинномысске). Всего у «Ресурса» четыре предприятия, имеющие право выпускать продукты для мусульман.

Ещё один крупный производитель мяса птицы в России, белгородская компания «Приосколье», имеет в портфеле халяльный бренд «аль Сафа» и одно халяльное предприятие.

Директор по маркетингу Группы «Продо» (входит в топ-10 производителей мяса птицы в России) Марина Семёнова считает, что развитие этого сегмента интересно производителям, так как доходность халяля в среднем на 10–15% выше доходности производства обычной курицы.

Какие ещё халяльные продукты выпускают в России

Крупному бизнесу довольно сложно зайти на рынок мяса, потому что практически все мясокомбинаты страны традиционно работают со свининой. А её присутствие на территории предприятия по определению делает продукцию «харам», то есть запрещённой к употреблению мусульманами.

По словам Альберта Давлеева, крупных специализированных промышленных предприятий по убою и переработке говядины, баранины и козлятины в России не существует, только средние и мелкие. Поэтому посчитать долю рынка халяльного мяса в России невозможно.

Но и в эту нишу постепенно заходят крупные игроки. Известные мясные компании «Мираторг» и «Дамате» запустили проекты по промышленному откорму и убою овец для поставок баранины и ягнятины отечественного производства на российский и международный рынок. Прежде всего на Ближний Восток.

Компания «Эколь», принадлежащая гражданам Турции, построила в Домодедовском районе Подмосковья перерабатывающий комбинат. Предприятие производит колбасные изделия, полуфабрикаты, охлаждённое мясо. Большинство работников — практикующие мусульмане, для них прямо на территории комплекса выстроена мечеть.

Небольшие и средние бойни и разделочные цеха на Северном Кавказе, в Поволжье, Подмосковье, на Урале и в Сибири, как правило, поставляют продукцию на рынки, в небольшие магазины и специализированные киоски. Значительная часть такого халяльного мяса просто продаётся после забоя скота соседям, друзьям и знакомым, минуя официальные каналы продаж.

Сегмент халяльной молочной продукции в России относительно неразвит. Самый крупный игрок с федеральным охватом — бренд «Чабан» Нальчикского молочного комбината (НМК). Продукция предприятия продаётся в 20 регионах России и Казахстане, в планах выход на рынки стран Аравийского полуострова.

В реестре Совета муфтиев России содержатся данные о почти 40 компаниях, имеющих право выпускать мясные полуфабрикаты, которые можно употреблять в пищу мусульманам. Среди них бренды «Роллтон» и «Галина Бланка». Ещё полтора десятка компаний получили сертификат на производство кондитерки (самый известный из них — «Ферерро»). Четыре компании производят халяльные куриные яйца, и одна — халяльные рыбные консервы.

Скромная одежда входит в моду

«Ещё пять-семь лет назад было трудно представить себе бутик модной мусульманской одежды в центре Москвы или модель в хиджабе на обложке глянцевого журнала, но сейчас это не вызывающий удивление факт», — говорит соосновательница консалтинговой компании Wandi Group Нармин Ичаева.

Её фирма специализируется на продвижении мусульманских брендов. Нармин констатирует: в течение последних нескольких лет рынок мусульманской одежды укрепляется.

Ичаева говорит, что в России десяток заметных брендов в сегменте мусульманской одежды или, как популярно сейчас его называть, подчёркивая востребованность широкой аудиторией, — modest fashion. Среди наиболее заметных — Firdaws, Arapkhanovi, Araida, Aset, Sabr Store, Sahara, Bella Kareema.

Для женской мусульманской одежды характерна длина макси, свободные силуэты и покрытая голова. При этом одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной и выдающей формы тела. Для мужчин характерны удлиненные рубашки, им не позволяется носить одежды из шёлка.

Основательница и управляющий директор Sahara Зайнаб Ситдикова согласна с Ичаевой. «Мы видим растущий интерес к modest fashion среди девушек, всё больше из них готовы покрываться (носить одежду, соответствующую нормам ислама)», — говорит она.

СЕО компании Bella Kareema Галина Трошина отмечает, что спрос на длинную и закрытую одежду растёт, поэтому такие линейки моделей появились не только у мусульманских брендов.

Галина Трошина
СЕО компании Bella Kareema

Западным производителям, наконец, раскрыли глаза, что огромное количество мусульманок нуждается в том, чтобы их разнообразно и модно одели. И компании устремились туда, из сезона в сезон экспериментируя с моделями, подходящими для такой аудитории. В результате сейчас, на мой взгляд, нет проблем с длинной закрытой одеждой для мусульманок. Подходящую одежду можно купить в любом сегменте светских брендов.


Трошина видит угрозу для российских производителей одежды со стороны китайских и турецких фирм.

«Они легко переправляют нам свою продукцию по низким ценам, да ещё и с бесплатной доставкой. Конечно, покупатель, который не гонится за эксклюзивной дизайнерской моделью, а покупает базовые модели, делает выбор в их пользу. Российские предприниматели с ними тягаться не могут», — утверждает Трошина.

Главный контраргумент отечественных компаний — дизайн. В том числе благодаря ему, например, бренд российского происхождения Asmaria успешно продаётся в странах Ближнего Востока, его носят члены королевской семьи ОАЭ.

Какое будущее ждёт халяль в России

Российские компании полностью закрывают потребности местных мусульман в продовольствии. На рынке непродовольственных товаров они вынуждены конкурировать с зарубежными производителями.

Все опрошенные «Секретом фирмы» эксперты ждут, что сегмент продукции для мусульман будет расти. Например, по оценкам Альберта Давлеева, сейчас производство халяльной птицы в России составляет 250 000 — 300 000 тонн в год – это примерно 5–6% от всех поставок. По словам эксперта, рынок может удвоиться.

Альберт Давлеев
Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies

Халяльную птицу потребляют как минимум половина этнических мусульман, то есть 10–12 млн человек. К этой цифре можно прибавить столько же немусульман, готовых ее покупать. В результате мы получим 20–25 млн человек, или 13–17% всех россиян. При совокупном объеме потребления мяса птицы в России на уровне 5 млн тонн в год отечественный рынок халяльной курятины и индюшатины может составить до 750 000 тонн.


Эксперты ждут роста и по другим видам халяля. «Этот рынок будет расти, в этом нет сомнения: всё больше поставщиков сырья и ингредиентов подтверждают свою продукцию сертификацией "халяль"», — говорит генеральный директор НМК Шамсудин Якубов.

Нармин Ичаева
Соосновательница консалтинговой компании Wandi Group

Крупным узнаваемым брендам, обратившим своё внимание на потенциал аудитории мусульман, при правильно выстроенных коммуникациях с этой аудиторией открыта целая трасса с зелёным светом и без ограничений по скорости. Мусульмане в России становятся всё более стабильным сегментом потребителей, большая доля которых покупают премиум- и люкс-товары во всех областях. А знание о стандартах халяля как о дополнительной гарантии качества станет веским конкурентным преимуществом и для немусульман.


По словам Ичаевой, мусульмане-предприниматели работают не только чтобы удовлетворить базовые потребностей мусульманского сообщества. Это способ делиться с широкой аудиторией информацией о реальном образе жизни мусульман, разрушая несправедливые стереотипы.

Если предсказания муфтия верны, то и другим российским компаниям стоит уже сейчас задуматься об ассортименте товаров для мусульман. Пока эта ниша относительно свободна и может стать точкой роста для многих игроков рынка.