Как выжить основателей из стартапа — рецепт Юрия Мильнера. История Mail.ru
Рождение первого российского ИТ-гигантаСегодня корпорация Mail.ru Group (MRG) — огромный технологический холдинг. В 2017 году MRG была на втором месте среди самых дорогих компаний Рунета. Forbes оценивал её капитализацию в $4 млрд. «Секрет фирмы» в рамках проекта «Суверенный ru.net» проследил историю зарождения одной из самых известных ИТ-компаний России.
Почтовый сервис холдинга насчитывает более 100 млн активных пользователей, MRG также владеет самыми популярными соцсетями СНГ — «ВКонтакте» (38 млн активных юзеров в месяц) и «Одноклассники» (23,4 млн пользователей в месяц).
Однако основатели компании не рассчитывали на такие цифры — 20 лет назад они создавали почтовый клиент скорее в качестве хобби.
До «мыла»
В середине 90-х российский эмигрант Евгений Голанд, окончивший факультет компьютерных наук в университете Нью-Йорка, открыл небольшой бизнес в США. До 1997 года его фирма занималась сборкой и продажей компьютеров, а также обслуживанием локальных сетей. На тот момент в ней уже работало около 20 человек, преимущественно друзей Голанда. Однако со временем он решил изменить вектор развития.
«В 1997 году мне стало понятно, что начал развиваться интернет. Стало понятно, что много того, чего мы касались, будет меняться. С точки зрения бизнеса меня начал больше интересовать софт, чем hardware и network’и. Я по образованию был программистом. Ещё до 1997 года я делал какие-то мелкие программы тем же клиентом, которым мне покупали железки. И до 1997 года я нанял первого программиста в Питере», — вспоминает основатель американской компании.
Программист из Санкт-Петербурга — это Алексей Кривенков, старый знакомый Голанда, который приехал покорять США. Ему надоело учиться на физфаке ЛИТМО (Ленинградский институт точной механики и оптики), и он собирался зарабатывать деньги мытьём машин в Нью-Йорке. Но вместо этого Голанд предложил юноше более увлекательную работу.
«Полгода я жил у Жени, мы собирали и продавали компьютеры. И тогда-то придумалось название DataArt — название компании, которая будет не компьютеры собирать, а должна писать софт и оказывать консалтинговые услуги», — рассказал Кривенков. И софт, и консультации клиентов первое время оставались за ним. Россиянин в один момент стал младшим партнёром и администратором проекта.
Первый офшорный сотрудник
DataArt потихоньку набирала постоянных клиентов, и у бизнесменов появился офис на Парк-авеню. В это же время Кривенков обратил внимание на «повальную моду на корпоративные мейлы», поэтому решил создать собственную систему для оформления рабочей почты.
«Я написал на Perl (язык программирования — Прим. „Секрета“) скрипт, который позволял одному администратору заводить много доменов и давал возможность админам уже внутри них создавать пользователей и управлять ими. Это были первые зачатки того, что позднее преобразовалось в Mail.ru», — из воспоминаний младшего партнёра Голанда.
В один момент у программиста кончилась туристическая виза, и ему пришлось вылететь в Россию на две недели. Но вернуться в нью-йоркский офис не удалось: уже в американском аэропорту Кривенкова обвинили в нелегальной работе и выслали домой. Тогда он созвонился с партнёром и договорился, что будет удалённо вести все свои дела из родного Санкт-Петербурга. По воле случая он стал первым офшорным сотрудником DataArt.
Чтобы оставаться на связи с зарубежными коллегами, Кривенков устроился работать ночным дежурным службы поддержки в офис российского провайдера. Там был не только быстрый интернет (редкость для того времени), но и возможность долго сидеть за компьютером. В итоге Кривенков по телефону консультировал своих сотрудников из Нью-Йорка, а также писал на Perl онлайн-магазины для клиентов.
Справиться со всем потоком задач было сложно, поэтому соучредитель DataArt стал нанимать разработчиков в Санкт-Петербурге и, как говорил Голанд, «продавать их американским клиентам». Так в российский офис попали бывшие одноклассники и однокурсники Кривенкова, которые, по его же словам, были гораздо сильнее его в программировании.
Первый миллион долларов в Рунете
В конце 1997 года Microsoft выкупила американский почтовый сервис Hotmail за казалось бы нереальные $500 млн — крупнейшая сделка для рэдмондской компании на тот момент. Это поглощение воодушевило соучредителей DataArt, которые как раз начали активно заниматься созданием сервиса Mail.ru. Скрипт создали ещё в Нью-Йорке, а дорабатывали идею в Санкт-Петербурге. Самый весомый вклад внёс программист Дмитрий Андрианов, который добавил к интерфейсу управления аккаунтами возможность читать почту.
«В какой-то момент мы решили, что, располагая отличным движком, вполне можем создать в России сервис, представляющий бесплатную почту всем», — говорит Кривенков. Домен Mail.ru нашли быстро — он принадлежал друзьям программиста, которые продали его за $500.
По словам Кривенкова, изначально проект развивался скорее в качестве хобби — создатели «Мэйла» не преследовали цель заработать на нём денег. Однако Евгений Голанд увидел потенциал и предложил запустить почтовый сервис хотя бы в тестовом режиме. Руководителем проекта стал Кривенков, а акционерами — совладельцы DataArt и «несколько физических лиц».
Соучредители решили не вкладывать деньги в маркетинг и пиар, однако их детище быстро обрело популярность — пришлось даже частично перекидывать силы с флагманского DataArt на Mail.ru.
«Стало очевидно, что нам нужны деньги на развитие. Никаких фондов в России тогда толком не было, поэтому стали искать инвестиции в США — тем более что мы в этой стране давно работали», — вспоминает Кривенков. Для этих целей он вместе с Голандом и Андриановым зарегистрировали компанию Port.ru. Стартаперам в короткие сроки удалось привлечь около $940 тысяч от частных венчурных капиталистов и Balestra Capital Managment. Благодаря этим деньгам проект развивался так быстро, что за несколько месяцев привлёк несколько десятков тысяч пользователей.
Курс на Yahoo!
В конце 90-х активно развивались зарубежные поисковые системы. С огромной скоростью росла Yahoo!: в первый день 2000 года капитализация компании оценивалась в $128 млрд — и это всего за шесть лет существования (и четыре года на бирже). Неудивительно, что российские разработчики следили за прогрессом самого популярного в мире поисковика.
Чтобы привлечь ещё больше пользователей, а также заинтересовать старых юзеров, Yahoo! создавала новые сервисы, которые выводились на главной странице сайта. Это были почта, игры и мессенджеры.
«Посмотрев, как развивается Yahoo, мы начали строить портал с кучей сервисов (новости, погода, курсы валют и т.д.). Но главным продуктом была, конечно, почта, и «растили» мы в первую очередь именно её. При этом продукт всегда оставался бесплатным», — говорит Кривенков.
Так, ещё в 1998 году Port.ru стал развивать собственные информационные сервисы: партнёры создали службу виртуальных открыток, новостной сайт, несколько интернет-изданий, рекрутинговую службу, портал об автомобилях и многое другое. В это же время соучредители заключили соглашения с сайтами «Инфоарт», Lenta.ru и Gazeta.ru — новости с порталов размещались на главной странице Mail.ru (причём абсолютно бесплатно).
Проблемы с финансированием
Как вспоминает Кривенков, примерно до 2001 года в Рунете были серьёзные проблемы с продажей трафика, поэтому единственным способом развития проекта выбрали привлечение инвестиций. По разным оценкам, с 1999 по 2000 год в компанию вложили до $15 млн (в декабре Port.ru оценивалась в $27,5 млн).
Однако ситуация изменилась после того, как лопнул «пузырь доткомов». В марте 2000 года индекс NASDAQ (американская биржа, специализирующаяся на акциях высокотехнологичных компаний) рухнул в полтора раза при закрытии, после чего сотни американских компаний-доткомов моментально обанкротились. Инвесторы стали с опаской вкладывать деньги в интернет-сервисы, включая Port.ru.
В ситуацию решил вмешаться инвестбанкир Юрий Мильнер, который возглавлял инвестиционное управление банка «Менатеп» и инвестфонд New Trinity Investments. На тот момент финансист создавал российские версии популярнейших американских проектов, включая интернет-магазин 24x7 (аналог Amazon), аукцион Molotok.ru (аналог eBay) и бесплатный хостинг Narod.ru (аналог GeoCities). К тому же Мильнер поглощал российские сайты Fomenko.ru, List.ru, bk.ru, top.list.ru, Content.ru и Qmail.ru.
Финансист предложил стартаперам план слияния с его компанией Netbridge, владельцы Mail.ru должны были получить в новой компании половину акций. Однако один из бизнесменов не оценил такой вариант развития событий.
«Я был против слияния. Мне казалось неправильным отдавать полкомпании за небольшие деньги и сомнительные активы», — заявил Кривенков в одном из интервью. В итоге он рассорился с Голандом, ушёл из фирмы и продал свою долю Мильнеру за «совсем несмешные по тем временам деньги».
После слияния акционеры решили сократить штат Port.ru: уволили почти весь менеджмент и около сотни рядовых сотрудников. Зато руководители NetBridge получили более сильные должности в руководстве объединённой компании. Название решили сменить на Mail.ru, ведь почтовый сервис на тот момент был самым ценным активом (хотя юридическое наименование Port.ru осталось).
Постепенно Мильнер выкупил доли всех основателей Port.ru. Со своими акциями расстался даже Голанд — он продал свою часть в 2003 году.
Наше время
После слияния Port.ru и NetBridge пути всех бизнесменов разошлись. Алексей Кривенков подписал соглашение о неконкуренции с Mail.ru, поэтому несколько лет не мог заниматься деятельностью, связанной с интернетом. Он уехал жить в Италию, а вернувшись на родину, основал «физический» стартап по изготовлении бумаги ручной работы с водяными знаками (по итальянским рецептам).
я выбрал вместо рекламы.
«На этот проект ушло года три. Два года мы учились делать бумагу, ещё год — её продавать. Ни шатко, ни валко мы научились себя окупать. Стало понятно, что денег мы на этом не заработаем, но компания Paperman.ru просуществовала ещё 10 лет», — вспоминает Кривенков. После бумаги он занимался обменом валют, инвестициями в создание сферических панорам, а также создал несколько телевизионных сайтов и музыкальных сервисов (Zoonbox, Moskva.fm, Piter.fm).
В 2012 году Кривенков вместе с коллегами взялся за сложный проект к выборам президента: он решил сделать систему видеонаблюдения на всех участках для голосования. Система «сработала идеально», так что дело бизнесмена быстро стало развиваться. В 2015 году компанию приобрел «Ростелеком», а Кривенков остался в ней работать в качестве заместителя гендиректора.
Евгений Голанд решил сосредоточить силы на собственной фирме DataArt, благодаря которой и появился Mail.ru. После лопнувшего «пузыря доткомов» у компании дела шли неважно. Однако со временем ситуация стабилизировалась.
«Когда NASDAQ крашнулся, мы остались без клиентов и без денег. Тогда пришлось сократиться, нас осталось всего человек 20–25. У нас был вариант, чтобы разобрать те деньги, которые остались, уйти и каждому сделать, что ему судьба предложит или попытаться компанию возродить. Но мы все единогласно хотели сохранить компанию. Никто из нас не думал об этом как о коммерческом предприятии», — вспоминал основатель DataArt в 2013 году.
Сегодня у DataArt 20 центров разработки и продаж в разных странах мира, включая США, Россию, Украину, Польшу, Аргентину и Великобританию. Согласно данным на официальном сайте, совокупный мировой оборот всех компаний сети DataArt в 2018 году составил $140 млн. Сам же Голанд также состоит в консультативном комитете организации Billion Minds Foundation и является председателем отделения SME Global Sourcing в Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга (IAOP).