Имперский размах. Какими реформами запомнился Пётр Великий
2 ноября 1721 года (по старому стилю — 22 октября) тогда ещё царь Пётр I принял титул Императора Всероссийского, Отца Отечества. В честь 300-летия со дня основания Российской империи «Секрет» решил вспомнить самые важные экономические реформы русского императора. В первую очередь он запомнился протекционистскими мерами, которые позволили России добиться статуса великой державы.
Личность Петра I оценивают по-разному: официальная историография сочла первого Отца Отечества одним из наиболее выдающихся правителей страны, однако многие специалисты критиковали его за излишнюю тягу к европейскому, репрессии и временный характер улучшений, которые следовали за его реформами.
Новая денежная единица
Одна из первых реформ Петра I после его прихода к власти — денежная. К моменту его воцарения основной монетой в России была крошечная серебряная копейка весом менее 0,4 г. Её неудобный размер и достаточно крупный номинал (многие товары стоили меньше копейки, но официально разменять её было не на что) мешали обслуживанию всероссийского рынка, а ручная чеканка более мелких монет была для казны невыгодна. В сложившейся ситуации россиянам приходилось самостоятельно нарезать монеты для расчётов и придумывать разные заменители денег, например кожаные жеребьи — клеймённые кусочки кожи.
Решить вопрос пытался ещё отец Петра Великого царь Алексей Михайлович, однако его реформа провалилась и спровоцировала восстания, в том числе Медный бунт в Москве. Пётр I оказался удачливее: благодаря ему в России появилась новая денежная система, главную роль в которой играли медная копейка и серебряный рубль (на который приходилось 100 копеек).
Из-за ещё одного нововведения, машинной чеканки, российские монеты наконец приобрели ровную круглую форму и стандартный вес. В целом денежная реформа Петра I позволила значительно пополнить российскую казну и даже частично отказаться от иностранных займов.
Налоговые нововведения
Основным результатом налоговой реформы Петра I стало введение нового основного налога в России — подушной подати, которая заменила так называемое подворное обложение. Прежде количество налогоплательщиков определяли по дворам, каждый из которых должен был платить в казну определённую сумму. При этом перепись 1710 года показала уменьшение их числа в стране: многие крестьяне обносили несколько домов одним забором, назывались одним двором и тем самым снижали своё налоговое бремя. В казну же поступало меньше денег.
В 1718–1724 годах в России прошла повторная перепись (в списки включали всех представителей податных сословий мужского пола), а в 1722 году началась ревизия населения. Мероприятия позволили уточнить число потенциальных налогоплательщиков — чуть меньше 6 млн человек. На него власти затем разделили необходимую для содержания армии и флота сумму и тем самым определили размер подушной подати. Для крепостных он составил 74 копейки (но вскоре уменьшился до 70 копеек), для государственных крестьян — 1 рубль 10 копеек, для горожан — 1 рубль 20 копеек. Дворян, духовных лиц, казаков и солдат от этого налога освободили.
Из-за острой нехватки денег в казне Пётр I вводил и другие налоги, порой даже несколько абсурдные. Так, россиянам приходилось оплачивать налоги на покос сена, причал и отправку судов, с мостов и переправ, производства воска, квасных напитков, мыльного промысла и продажи свеч. Всего в стране появилось около 40 новых налогов. Один из наиболее известных — налог на бороду. Каждый, кто отказывался её сбривать, платил по несколько десятков рублей ежегодно в зависимости от чина и положения. Налог при этом распространялся на всех, кроме духовенства.
Введение государственной монополии и отказ от неё
Еще одним способом пополнить казну и организовать торговые рынки стало введение государственной монополии на продажу отдельных товаров на внутреннем рынке. Такие меры приняли в отношении соли и табака, а затем ещё и льна, хлеба, смолы, сала, воска, железа и других категорий. При этом зачастую торговлю ими отдавали на откуп конкретным купцам или монастырям. В других случаях продажей занимались собственно казённые учреждения.
В то же время государство отказывалось от собственной монополии в отдельных сферах. К примеру, в 1719 году Пётр I принял закон под названием «Берг-привилегия», который предоставил частным промышленникам право добывать полезные ископаемые (которые продолжали считаться собственностью царя). За минералы и металлы горняки должны были платить владельцам земли, на которой находили залежи, и налог в казну.
Инновации в сельском хозяйстве
При Петре I изменения произошли и в аграрном секторе. Во время его правления в страну пришли принципиально новые сельскохозяйственные технологии. Особое внимание уделялось орудиям труда: за границей стали закупать грабли и косы, которые заменили привычные серпы. Большую роль играло животноводство: в стране активно разводили новые породы овец и лошадей.
При первом русском императоре в стране осваивали новые территории: Поволжье, Сибирь, Украину и Черноземье. Выращивали как новые культуры, в том числе табак, виноград, фруктовые деревья, картофель, лекарственные растения, так и уже освоенные, к примеру лён и коноплю. Решения властей позволили систематизировать сельское хозяйство и выйти на самообеспечение — страна могла прокормить себя сама. В то же время Россия впервые в истории занялась экспортом зерна.
Промышленный скачок
К началу правления последнего русского царя в стране насчитывалось чуть больше 20 мануфактур — совсем немного для огромной страны. Россия не могла обеспечить себя необходимыми товарами и многое закупала за рубежом. Чтобы это исправить, Пётр I сосредоточился на трёх отраслях (металлургии, горной добыче и кораблестроении) и начал формировать в стране промышленные центры, в том числе в Донбассе и на Урале. К концу его правления число мануфактур перевалило за две сотни, а страна добилась относительной независимости в вопросе сырья.
Из-за нехватки квалифицированной рабочей силы власти разрешили владельцам мануфактур покупать крепостных. Сначала в стране появились приписные крестьяне, которые числились за фабрикой и тем самым отрабатывали свои подати, а с 1721 года посессионные — они становились собственностью мануфактуры и трудились на ней всю жизнь. Купцам разрешили покупать целые деревни, чтобы набрать достаточное количество рабочих рук.
С квалифицированными мастерами в России тоже были проблемы. Их решали путём привлечения иностранцев, которым предлагали выгодные контракты, а также отправки русских дворян на обучение в Европу. Становиться фабрикантом было выгодно: их освобождали в том числе от военной службы, податей и внутренних пошлин.
Таможенные изменения
Торговую политику Петра зачастую характеризуют как политику протекционизма, которая заключалась в поддержке отечественного производителя и введении повышенных пошлин на продукцию из-за рубежа. В 1724 году император установил защитный таможенный тариф на иностранные товары, которые уже выпускали или могли выпускать российские заводы.
Его размер зависел от категории: к примеру, шерстяные ткани облагались 25-процентной пошлиной, бархат — 50-процентной, а скатерти и салфетки — 75-процентной, так как производились в стране в больших объёмах. Ввозные пошлины тогда не распространялись на товары, которые в России вообще не производили. В этот список входили в том числе обои, хирургические и математические инструменты, очки и кисея.
Первые российские фискалы
Ещё одно нововведение времён правления Петра I — основание в 1711 году Российской фискальной службы. Фискалы должны были контролировать деятельность государственных служащих, готовить доносы и рассказывать о злоупотреблениях на местах. Основной целью их деятельности было преследование взяточничества и казнокрадства. Рядовые фискалы подчинялись обер-фискалу, который следил за их работой.
Опыт создания фискальной службы оказался неудачным: чиновники начали сами злоупотреблять своим положением, составляли неверные доносы, которые не предполагали преследования, и в конечном счёте дискредитировали весь фискальный институт. Службу упразднили в 1730 году при императрице Анне Иоанновне. Однако долю пользы они всё же принесли и обратили внимание на отдельные преступления, которые в противном случае удалось бы скрыть.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com