Разрушитель поневоле. 5 парадоксов первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва
30 августа скончался первый и последний президент СССР Михаил Горбачёв — весной 2022-го ему исполнился 91 год. Став главой страны, он почти сразу приступил к масштабным реформам. Молодой генсек запустил в Союзе перестройку, ввёл политику гласности, демократических выборов, свободы слова и печати и даже пытался внедрить в социалистическую экономику рыночные механизмы. Нововведения, несмотря на стремления политика укрепить страну, в конечном счёте завершились крахом Советов. До сих пор споры о личности Горбачёва всё ещё не утихают. Его историческая фигура неоднозначна, а результаты его действий зачастую не соответствовали намерениям, из-за чего мнения о Горбачёве встречаются диаметрально противоположные. На что люди обращают внимание в первую очередь — «Секрет» разобрался.
Был порождением советской системы — но стал политиком нового типа
Михаил Горбачёв родился в селе Привольное Северо-Кавказского (ныне Ставропольского) края 2 марта 1931 года. На его детство пришлась Великая Отечественная война, на юность — восстановление экономики под руководством Иосифа Сталина.
Горбачёв был самым настоящим порождением советской эпохи — учёбу он совмещал с работой комбайнёра, окончил школу с серебряной медалью, поступил в главный вуз страны (и окончил его с отличием), а также прошёл традиционный путь партийного работника КПСС от рядового члена до первого секретаря Ставропольского краевого комитета, секретаря ЦК КПСС, члена политбюро и затем — генсека.
Тем не менее современникам Михаил Сергеевич запомнился как уникальный для советской системы политик. Он был открытым человеком, который хотел общаться с обычными гражданами страны. К тому же был куда (пост руководителя страны он занял в 54 года) — и эта условная молодость играла ему на руку. Когда Горбачёв только вступил в должность, он сразу начал менять привычные, неизменные на протяжении десятилетий условности.
Народ взбудоражило выступление Михаила Горбачёва в Ленинграде в 1985 году — вскоре после его вступления в должность. Вот какую оценку этому мероприятию давали журналисты:
«Выступление в Смольном перед ленинградским партийным активом было необычным, но вполне объяснимым — советский генсек, в отличие от своих предшественников, был молод. Но неожиданная остановка Горбачёва на площади Восстания была для всех шоком. Эмоция у всех была одна: "Он живой!" В этом "живой" было всё — отсутствие привычной для первых лиц СССР монументальности, умение понимать и видеть мир, какой он есть. Но самым главным было другое — он мгновенно, одним махом убрал привычную властную перегородку между собой и обществом. Все понимали, что долгожданные перемены пришли».
Профессор факультета социальных наук департамента политики и управления НИУ ВШЭ Алексей Макаркин с этой оценкой согласен — та поездка (кстати, первая за пределы Москвы в качестве генерального секретаря) стала для Горбачёва крайне важной с точки зрения имиджа.
Он нарушил стандартный протокол и стал неформально общаться с жителями. Тогда это было событием, потому что его предшественники очень строго его соблюдали, и если общение и было, то с избранными представителями рабочего класса, которых тщательно отбирали и с которыми репетировали, кто и что будет говорить. А здесь действительно было неформальное общение с обычными жителями города. И потом это многократно повторялось. Вопрос: почему?
По мнению специалиста, такое поведение можно объяснить двумя факторами.
Первый: образование Михаила Горбачёва. В 1950 году он без экзаменов поступил в МГУ им. Ломоносова — этому поспособствовали рабоче-крестьянское происхождение, трудовой стаж, правительственная награда (орден Трудового Красного Знамени) и статус кандидата в члены КПСС. Для учёбы Горбачёв выбрал юридический факультет. Он не был либеральным, тем не менее Горбачёв учился произносить речи (студентов готовили к работе в прокуратуре или адвокатуре), а также общался с интересными людьми — представителями своей эпохи.
Второй: поездка Горбачёва за границу. Ещё будучи секретарём Ставропольского краевого комитета КПСС в 1977 году он побывал во Франции.
Наши партийные деятели выезжали за границу, но у них зачастую не было интереса к тому, как там живут и общаются люди. Были официальные мероприятия, причём с нашей стороны существовал такой подход немного свысока, что у нас всё, конечно, лучше. А Михаил Сергеевич заинтересовался.
Он поехал во французскую провинцию, поговорил с людьми (конечно, через переводчика), посмотрел, как люди живут и общаются, в том числе на коммунистических мероприятиях, на которых было достаточно неформальное общение (как это бывает в любой политической партии). И Горбачёву понравилось, как это у них происходит.
Всё это способствовало формированию довольно открытого стиля общения Михаила Горбачёва. В то же время в США его манеру поведения называли «популистской» — об этом говорится в рассекреченных документах ЦРУ. А встречи Горбачёва с обычными гражданами в них сочли спланированными PR-акциями.
Сам генсек отрицал якобы «новый метод общения». В 1985 году он утверждал, что лишь следует пути Владимира Ленина (так называемый ленинский стиль работы), который предполагает «широкое общение с трудящимися и гласность в работе».
Видел в перестройке путь к укреплению СССР — но в итоге положил начало его краху
Михаил Горбачёв известен в первую очередь как главный реформатор СССР. Но многие политики и простые граждане уже в 2000-х годах винили его в крахе Союза и появлении на его территории отдельных государств. Очевидно, что такой цели Михаил Сергеевич перед собой не ставил. Более того, все его действия на посту генсека СССР и президента страны были направлены на укрепление государства.
- Широкая демократизация и политика гласности (предполагала свободный доступ граждан к информации и общественное обсуждение — это привело к ослаблению цензуры).
- Реабилитация жертв политических репрессий и возвращение гражданства диссидентам.
- Установление многопартийной системы.
- Появление новых органов власти: организация выборов и проведение съезда народных депутатов, учреждение поста президента.
- Госприёмка (новые контролёры на предприятиях не были материально заинтересованы в выполнении плана).
- Закон о государственном предприятии (организации перешли на хозяйственный расчёт и самофинансирование).
- Закон об индивидуальной трудовой деятельности (разрешил работу ИП).
- Закон о кооперации (расширил возможности предпринимательства).
По словам Макаркина, Горбачёв «вполне искренне верил», что СССР можно реформировать и улучшить — именно эти цели он преследовал, когда предлагал свои идеи.
Он совершенно не хотел ничего разваливать, ведь он, в конце концов, не был самоубийцей — потому что распад СССР означал в том числе и конец его политической карьеры. В 1996 году он пытался вернуться на президентских выборах, но попытка оказалась неудачной — на это уже мало кто обратил внимание и он получил совсем немного голосов. Так что он, конечно, не собирался сам демонтировать свою власть.
Более того, именно он, как человек, который инициировал введение в СССР института президентской власти и сам стал президентом, как раз был заинтересован в укреплении этой власти и в укреплении своей роли как главы государства — президента, а не только главы партии.
Схожей точки зрения придерживался и председатель Совета министров СССР в 1985–1991 годах Николай Рыжков:
«При "раннем" Горбачёве страна уцелеть могла, при "среднем" — трудно, но могла, но при "позднем" — конечно, не могла. Понимаете, поздний Горбачёв — как больной палач. Кризис — это что такое? Один после него выздоравливает, а другого — ногами вперед. Я не думаю, что Горбачёв старался развалить Союз, это же тогда надо быть идиотом полнейшим. Ситуация сложилась такая, что он своими действиями — публикациями и прочим — к этому привёл. А вначале, когда он только начал проповедовать, он мог сохранить Союз».
Аналогично считают и историки, например доктор исторических наук Александр Шубин:
«Перестройка — это ведь не только Горбачёв, но большой круг руководителей и интеллектуалов, которые двигают эту реформацию, а потом на арену выходят уже широкие массы — идут митинги, демонстрации, на них тоже выдвигаются идеи. И если курс перестройки был изначально направлен на обновление социализма, на построение демократического социализма, то потом было желание превратить страну в подобие одной из стран Запада, сначала в социал-демократическом варианте, а потом в либеральном. И это Горбачёв уже не контролировал».
По мнению Алексея Макаркина, неудачи Горбачёва в реформах можно было объяснить сразу несколькими причинами.
Во-первых, сами реформы сильно запоздали. В 1960–1970-е годы ещё существовали шансы перестроить экономику СССР, но к концу 1980-х годов многие возможности были упущены.
Во-вторых, большую роль сыграла непоследовательность в проведении реформ. К примеру, при Горбачёве разрешали кооперативное движение, в то же время пытаясь его ограничить. «Более того, тогда и партийная номенклатура, и государственное чиновничество всё время пытались уйти от понятий, связанных с рынком и капитализмом, как тогда говорили. Искали какие-то паллиативы: чтобы не было частной собственности, но в то же время чтобы провести какие-то реформы. В результате проводили реформы, часть из которых была откровенно нецелесообразной и только ослабляла экономику», — отметил Макаркин.
Не имея возможности найти оптимальный вариант реформ, Горбачёв искал временные компромиссы, которые были только полумерами. Прежняя экономическая модель была уже нежизнеспособна, а переходить к рынку никто не решался. Это только оттягивало проведение реальных реформ, делая их куда более болезненными, и ослабляло действующую экономику.
Во-третьих, Горбачёву не на кого было опереться. Партийную номенклатуру всё устраивало, а более молодые политики, наоборот, были недовольны консервативной политикой. Таких коммунистов-реформаторов в СССР было слишком мало — причём в большинстве своём они не занимали ключевые посты в партии.
«Что касается населения в целом, то оно очень смутно понимало, что происходит, но, видя, что ситуация в экономике ухудшается, люди исходили не из того, что это связано с (они даже об этом не задумывались), а возлагали вину на Горбачёва, на бюрократию, на чиновников и так далее. Так что на население в целом он тоже опереться не мог», — заключил специалист.
Эти факторы ускорили уже запущенные процессы и привели к печально известному результату — Советский Союз благополучно распался в 1991 году. Помешать этому Горбачёву не удалось — его политического ресурса не хватало на то, чтобы примирить партийную номенклатуру и деятелей нового типа, требующих радикальных перемен.
Атеист, который сделал Рождество официальным праздником в СССР
Всю свою жизнь Михаил Горбачёв был атеистом — об этом он неоднократно говорил в многочисленных интервью (к примеру, Владимиру Познеру. Но это не помешало ему провести Поместный собор, приуроченный к 1000-летию Крещения Руси, возродить в Советском Союзе традицию празднования Рождества Христова и .
На Соборе в 1988 году приняли новый устав Русской православной церкви, который согласовал Совет по делам религий при Совете министров СССР — чиновники подтвердили, что он полностью соответствует действовавшему в стране на тот момент законодательству о культах. Документ вернул настоятелям право на административное руководство своими приходами.
А в 1990 году Верховный совет СССР принял закон «О свободе совести и религиозных организациях». Он утвердил за отдельными церковными учреждениями и приходами статус юридического лица. Это позволило религиозным организациям владеть недвижимостью, распространять литературу, обучать людей и вести хозяйственную деятельность.
С 7 января 1991 года Михаил Горбачёв вернул стране Рождество — с этой даты праздник стал не только официальным, но ещё и нерабочим днём. Под запретом он был с 1929 года — тогда советские власти сочли его буржуазным.
Все эти решения можно назвать неожиданными для человека, воспитанного в рамках научного атеизма и отрицавшего существование высших сил. Тем не менее Михаил Горбачёв обратил свое внимание на верующих и церковь в целом, предоставив им немыслимые ранее возможности.
«За этим, я думаю, стояло уважение чувств верующих, которое свойственно и многим неверующим людям. Горбачёв, судя по всему, даже когда был в комсомоле партии, не был активным атеистом, то есть именно сторонником ликвидации церкви. Таких активных атеистов в СССР было, кстати, уже совсем немного, если мы берём брежневское время», — считает профессор.
Вообще, в СССР существовал огромный интерес к истории — и даже представители партийной номенклатуры обращались к разным отечественным традициям. История страны всегда неразрывно была связана с церковью, поэтому здесь Горбачёв выступал человеком, уделяющим внимание истории страны и уважающим роль церкви в ней. Но была и ещё одна причина повышенного интереса политика к религии.
Тогда многие люди, в том числе в КПСС, искали, как сохранить коммунистическую идеологию, при этом её реформировав и адаптировав. Было ясно, что в старом виде она никого не привлекает. Тогда были весьма популярны такие идеи — поискать общее между коммунизмом и христианством. Владимир Ленин относился к этому очень плохо в своё время, но к концу 1980-х годов снова появилась идея о том, что есть нечто общее между заповедями из Евангелия и моральным кодексом строителя коммунизма.
На самом деле это была абсолютная утопия — это разные традиции. Но такие попытки были, и такое ощущение, что Горбачёв тоже этим интересовался, именно воспринимая церковь не как носителя веры, а как источник морали, нравственных ценностей, которые тоже можно как-то инструментально использовать и таким образом обновить обветшавшую идеологию.
Тем не менее попытки соединить коммунистические идеи и православие не удались. Отвоевать свои позиции церкви удалось уже после распада СССР.
Политика была делом его жизни — но он умудрился ещё и получить «Грэмми»
Ещё одна интересная деталь из биографии Михаила Горбачёва — в 2004 году бывший генсек ЦК КПСС и экс-президент Советского Союза получил американскую премию «Грэмми» в номинации «Лучший текстовый альбом для детей». Горбачёв озвучил текст в сборнике музыкальных сказок «Петя и волк» — вместе с ним над альбомом работали бывший глава США Билл Клинтон и популярная итальянская актриса Софи Лорен.
В альбом попала сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева, а также её продолжение «Волк и Петя» француза Жана-Паскаля Бейнтуса. Российский национальный оркестр, который записал музыку к сказке, стал первым отечественным коллективом, удостоенным такой награды.
Звучали предположения, что это решение было политическим. Отчасти так оно и есть. По мнению Макаркина, тогда и Михаил Горбачёв, и Билл Клинтон были довольно актуальными фигурами, и в руководстве премии решили привлечь их для рекламы мероприятия (к тому же на Западе обоих политиков воспринимали крайне положительно).
В то же время присуждение премии могло выступать неким сигналом руководству США — тогда президентом страны был Джордж Буш — младший, за год до церемонии начавший войну в Ираке. Вполне вероятно, что ему пытались противопоставить двух экс-глав государств.
«Ощущение, это был такой политический ход в смысле альтернативы Джорджу Бушу — младшему. Мол, смотрите, был такой замечательный открытый Горбачёв, который устроил перестройку, гласность, открыл СССР, демократизировал страну. Был Клинтон, который тоже воспринимался как человек-демократизатор, человек будущего. И на его фоне Джордж Буш — младший такой консерватор и империалист», — заключил профессор.
Был одним из самых известных людей на земле — но в итоге соотечественники его возненавидели, а потом почти забыли
Ещё в годы советской перестройки о Михаиле Горбачёве заговорил весь мир — кто-то восторженно, кто-то с критикой. При нём завершились холодная война и конфликт в Афганистане, что стало огромным подспорьем для разряжения политической напряжённости в мире (ядерная война казалась тогда не таким уж и маловероятным сценарием).
В 1990 году Михаилу Горбачёву присудили Нобелевскую премию мира — за вклад в мирный процесс в советско-западных отношениях, который открыл перед мировым сообществом новые возможности. Он стал вторым человеком из России, который был удостоен такой награды. До него лауреатом Нобелевской премии мира становился советский физик-ядерщик Андрей Сахаров в 1975 году.
Несмотря на одобрение на Западе, после развала СССР Михаил Сергеевич стал чуть ли не самым ненавистным человеком в России. За границей его забыли уже к концу нулевых (хотя он даже снимался в рекламах таких иностранных брендов, как Pizza Hut и Louis Vuitton). Реже его стали упоминать и на родине.
Конечно, имя первого и последнего президента СССР простые россияне иногда произносят — но интересуются его фигурой только люди старшего поколения, отметил отметил Макаркин.
«В России вспоминают скорее негативно, но вспоминают — у нас страна историческая. Люди постоянно апеллируют к истории, думают, как можно было бы переиграть, и о Горбачёве вспоминают. Другое дело, что это в основном люди старшего поколения, а для молодых он уже глубокая история. То есть то, что было 30 лет назад, их уже очень мало интересует — они живут настоящим и будущим, а не прошлым», — отметил он.
На Западе сложилась иная ситуация. Во-первых, Горбачёв для них человек из чужой истории. Во-вторых, он относится к поколению политиков, про которых уже пишут в учебниках (к ним же можно отнести Маргарет Тэтчер и Гельмута Коля). В-третьих, люди на Западе предъявляют к Горбачёву совершенно иные претензии.
В России многие обвиняют Горбачёва в том, что он развалил СССР. Что касается Запада, там обвиняют его в том, что он действовал в интересах советской номенклатуры, что он допустил кровопролития в Тбилиси, Вильнюсе и так далее — то есть претензии прямо противоположные.
То есть если у нас считают, что он был нерешителен, что он был слишком слаб, что он не доводил дело до конца, то там, если брать вот таких молодых людей, у которых уже не было той эйфории, которая была на Западе, когда рухнула Берлинская стена и объединилась Германия, молодые люди задают вопросы, что он тоже как-то отвечает за эти судорожные попытки спасти СССР, которые вели в том числе к кровопролитию.
Горбачёва активно критиковали его современники и даже коллеги. К примеру, глава аппарата президента СССР Валерий Болдин в своих мемуарах утверждал, что генсек не был заинтересован в процветании Союза, интересовался только своим авторитетом и в итоге не справился с поставленными перед ним задачами и подменил необходимые стране реформы либо разрушительными действиями, либо вовсе бездействием.
Некоторые, наоборот, считают, что к Горбачёву в современной России относятся чересчур негативно. В частности, ректор РГГУ Александр Безбородов утверждал:
«Думаю, мы имеем право думать и говорить о Михаиле Сергеевиче немного более позитивно, чем сейчас. Конечно, очень сильно отражаются на сегодняшнем восприятии Горбачёва 90-е годы, которые последовали сразу за перестройкой. Некоторые несправедливо рассматривают их как единое целое. Это неверно. В то же время мне как гражданину Российской Федерации, как человеку, длительное время занимающемуся историей и преподающему её, очень сложно понять, объяснить распад СССР».
Тем не менее в 2021 году Михаил Горбачёв возглавил рейтинг антигероев СССР, обойдя Иосифа Сталина и Лаврентия Берию. Лишь история рассудит, каким политиком он был на самом деле.
Фото: By Vladimir Vyatkin / Владимир Вяткин - RIA Novosti archive, image #850809 Originally uploaded by RIANbot, CC BY-SA 3.0