Ешь и смотри. Как Москва превратилась в город для гурманов и путешественников
Индустрия гостеприимства — один из локомотивов экономики Москвы. Ведь развитие туризма автоматически тянет за собой более 50 смежных отраслей — от транспорта до торговли в целом. Только за восемь месяцев 2023 года эта сфера принесёт в городской бюджет порядка 104 млрд рублей. Главными точками роста стали гастрономический и деловой туризм. «Секрет» выяснил, как это отразилось на развитии московского бизнеса.
С января по август Москву посетили 15,5 млн путешественников — больше, чем за все три квартала 2022 года. «Такой рост обеспечил столице "туристические" доходы почти в 104 млрд рублей, это 87% от всех прошлогодних бюджетных поступлений, связанных с туризмом», — сообщили «Секрету» в столичном Комитете по туризму.
Статистика показывает стабильный рост интереса к Москве — это касается и российских, и зарубежных туристов. «Так, за первые шесть месяцев этого года в Москве побывал почти 1 млн иностранных туристов, за лето — более 600 000. Лидером по числу гостей из дальнего зарубежья стал Китай, увеличивается количество путешественников из Объединённых Арабских Эмиратов и Индии. На фоне запуска электронной визы рост потока путешественников из этих стран будет только усиливаться», — рассказал председатель Комитета по туризму Евгений Козлов.
Важный тренд в туризме — развитие новой культуры путешествий, ориентированной на получение впечатлений и нового опыта. Целью поездки становятся яркие эмоции, а выбор ресторана на отдыхе порой оказывается столь же важен, как и выбор направления для поездки.
Гастробум
В Москве сегодня насчитывается более 20 000 объектов общепита, развитие гастрономического туризма становится одним из главных московских трендов. Многие рестораны приглашают гостей не просто пообедать, но и получить незабываемые впечатления от блюд, особой подачи и атмосферы заведения в целом.
По данным Комитета по туризму Москвы, средний чек в ресторанах, кафе и барах столицы за первые шесть месяцев 2023 года составил 1300 рублей. Однако туристы, как правило, тратили на 30% больше: у них средний чек по итогам первого полугодия составил 1700 рублей.
Гастробум уже принёс свои плоды. В 2023 году сразу пять столичных ресторанов вошли в первую десятку лауреатов всероссийской ресторанной премии Where to eat. В списке ста лучших российских заведений на Москву приходится почти половина — 44 места.
В столице сформировались целые гастрономические кварталы и кластеры. Например, в Камергерском переулке, на Пятницкой улице, Сретенке и Большой Дмитровке. Большой популярностью у горожан и туристов пользуются такие современные кластеры, как «Депо».
Сейчас на территории города работает 35 таких гастропространств. Многие кластеры появились на базе традиционных городских продуктовых рынков. Первой ласточкой стал старейший в Москве Даниловский — здесь гастрономический маркет заработал ещё в 2017 году, когда закончился капитальный ремонт исторического здания. Вскоре фуд-холлы появились на Усачевском, Центральном и других рынках.
Часто гастропространства появляются на территории закрытых индустриальных объектов и помогают им обрести новую жизнь. Например, в 2024 году откроется новый ресторанный кластер на площади Трёх вокзалов: он расположится на месте бывшего Рязанского трамвайного депо, которое уже много лет не использовалось по назначению.
Главная идея всех гастрокластеров — это разнообразие. Здесь под одной крышей собраны заведения самых разных мировых кухонь: русской, американской, ближневосточной, вьетнамской, греческой, индийской, мексиканской, кавказской, китайской, корейской, узбекской и японской. На территории фуд-холлов открываются рестораны лучших московских шеф-поваров и молодых гастроэнтузиастов, предприятия фастфуда и уникальные атмосферные заведения. Кластеры объединили более 870 операторов различных кухонь и концепций.
Делу время
Каждый пятый путешественник, то есть 20% всех приезжающих в Москву, — это деловые туристы. В целом с января по июнь 2023 года город посетили более 2 млн бизнес-путешественников, что на 10% больше, чем в 2022 году. Это плюс для города, ведь такие гости стимулируют деловую активность и приносят доход туристической отрасли даже в низкий сезон.
Как правило, в командировках люди тратят в полтора раза больше других гостей. Например, в 2022 году, по данным Комитета по туризму Москвы, средний чек одного российского делового туриста во время стандартной краткосрочной поездки (2–3 дня) в столицу составлял более 46 000 рублей, с учётом расходов на проживание, питание, транспорт и походы по магазинам.
Средний чек у бизнесменов из стран ближнего зарубежья по итогам прошлого года составил 81 900 рублей, а у деловых туристов из стран дальнего зарубежья — 152 000 рублей. В Комитете по туризму отмечают, что каждый третий иностранный путешественник приезжает в Москву с деловыми целями.
Бизнес-туризм стимулирует деловую активность и обеспечивает загрузку ресторанов и гостиниц даже в низкий сезон.
Как правило, бизнесмены, помимо деловой программы, рассчитывают получить новые впечатления и посетить какие-то интересные локации. Многие после командировки возвращаются, чтобы провести в Москве отпуск с семьёй. Поэтому власти столицы стараются объединить деловой и развлекательный форматы, организуют комплексные мероприятия, которые позволяют потенциальным бизнес-партнёрам встретиться в неформальной обстановке.
Москва активно работает на увеличение турпотока, развивает инфраструктуру для туристов. Столичный бизнес получает поддержку от города, когда речь заходит о развитии кафе. В 2022 году заработала программа «1 рубль за квадратный метр в год» для инвесторов, которые восстанавливают неиспользуемые здания и создают там гостиницы.
С этого года Москва реализует новые образовательные проекты — как для профессионалов, так и для начинающих специалистов. В этом году для профессионалов открылся образовательный проект «Школа гостеприимства», а для студентов подготовили молодёжную программу «Твой старт в туризме». С её помощью студенты профильных учебных заведений проходят стажировки и знакомятся с инфраструктурой города.