Опубликовано 04 августа 2022, 23:00
6 мин.

Экономическое чудо. Как крошечный Тайвань стал 21-й экономикой мира и почему из-за него ругаются сверхдержавы

2 августа внимание всего мира было приковано к Тайваню — небольшой цепочке островов у берегов Китая. Вокруг этого частично признанного государства разыгралась история, по накалу страстей не уступающая голливудским боевикам. 82-летняя конгрессмен Нэнси Пелоси прибыла с визитом на Тайвань и переполошила многие страны, как никогда сильно приблизив возможность военного противостояния США и Китая*. А ещё — поставила весь мир под риск остаться без микрочипов, полупроводников и айфонов. Как вышло так, что непризнанное государство площадью с Ярославскую область стало монополистом на рынке высокотехнологичной электронной продукции (и по совместительству — самым экономически развитым частично признанным государством в мире)?

Экономическое чудо. Как крошечный Тайвань стал 21-й экономикой мира и почему из-за него ругаются сверхдержавы

Дисклеймер: Пекин считает остров Тайвань, который объявил о независимости от КНР в 1949 году, своей территорией. Суверенитет Тайваня (или Китайской Республики) признало всего 14 государств. США придерживаются политики «единого Китая», но тем не менее поддерживают с островом прочные экономические и политические связи.

Как Тайвань стал «анти-Китаем»

Основы будущего экономического чуда Тайваня заложили ещё в 1895 году. Тогда после китайско-японской войны остров «навечно» перешёл к Японии (последняя благодаря этому стала единственной неевропейской колониальной державой в Азии).

Именно Япония первой разглядела бизнес-потенциал Тайваня: начала строить железные дороги, фабрики, заводы и оборонные предприятия. Индустриализация сыграла на руку, когда остров по итогам Второй мировой вновь вошёл в состав Китайской Республики — и вскоре туда хлынули переселенцы, эвакуированные после того, как на материке установилась коммунистическая власть.

«После поражения националистического режима Гоминьдан* в гражданской войне в Китае в 1950-м, сторонники режима эвакуировались на Тайвань и прилегающие острова, так называемая Китайская Республика получила полную поддержку и покровительство США, включая военную поддержку, претендовала на свою юрисдикцию на весь материковый Китай. Таким образом, Тайвань выступал в роли "анти-Китая" и "витрины капитализма"», — рассказал «Секрету» Сергей Зайнуллин, доцент экономического факультета РУДН.

*После окончания Второй мировой войны в Китае обострились отношения между правительством Китайской Республики, которое возглавлялось партией Гоминьдан, и Компартией, которая контролировала территории освобождённых районов.

1949-й — это год, когда изменилась история современного Китая и вместе с ней — история всего мира.

В период между 31 января, датой захвата Пекина Народно-освободительной армией Мао Цзэдуна, и 10 декабря, когда генералиссимус Чан Кайши (представитель правительства партии Гоминдань. — Прим. «Секрета») бежал на самолёте на Тайвань после разгрома своих войск, самая густонаселённая страна на планете перешла в коммунистический лагерь.

_По статье журналиста Le Figaro Адриана Жольмеса. _

Экономическое чудо. Как крошечный Тайвань стал 21-й экономикой мира и почему из-за него ругаются сверхдержавы

Для Соединённых Штатов это стало потрясением, писал Жольмес. «Таким гигантским поражением было сметено всё — первые американские успехи холодной войны против коммунистического блока, доктрина Трумэна, создание НАТО, план Маршалла, воздушный мост для снабжения Берлина. В коммунистический лагерь попал Китай — одна из четырёх держав, победивших во Второй мировой войне, один из пяти постоянных членов недавно созданного Совета Безопасности ООН», — отмечал он.

Как бы то ни было, Чан Кайши с помощью американцев эвакуировался с материка на единственную подконтрольную территорию — Тайвань. Общее количество китайских переселенцев тогда составило около 2 млн человек. До начала 70-х США и союзники поддерживали Чан Кайши как единственного законного правителя всего Китая (и даже отдали ему китайское место в Совбезе ООН до 1971 года, когда его сменил на этом посту представитель КНР).

Остров пользовался всесторонней поддержкой США несмотря на то, что до 1988 года представлял собой военную диктатуру. Деятельность оппозиционных партий была запрещена, критиков власти жестоко преследовали, а коррупция — процветала. Что, впрочем, не мешало Чан Кайши рассуждать о демократии.

«Демократия — это свобода, свобода, которая не посягает ни на свободу, ни на права других. Свобода, которая поддерживает строгую дисциплину и делает закон своей гарантией и основой её осуществления. Только это и есть настоящая свобода, только это может произвести настоящую демократию», — говорил он.

Как не мешало и резко критиковать коммунизм: «Коммунистическая партия Китая — не природное китайское явление. Она — порождение Советского Союза. Будучи по своей природе несовместимым с достойным человека образом жизни и, в частности, с китайским укладом, коммунизм в Китае как отпрыск советского коммунизма был вынужден в ранней стадии своего развития паразитировать на теле Гоминьдана для того, чтобы проникнуть в китайское общество, проводить подрывную деятельность, вызывать конфликты, а впоследствии под флагом Гоминьдана организовать рабочих, крестьян и другие массы населения для развязывания классовой борьбы».

Экономическое чудо. Как крошечный Тайвань стал 21-й экономикой мира и почему из-за него ругаются сверхдержавы

Секрет экономического чуда Тайваня: фермеры, микрочипы и производство Apple

Сейчас экономика Тайваня находится на 21-м месте в мире по уровню ВВП. Это 15-й в мире поставщик по величине экспорта. Основная доля поставок приходится на Китай и Гонконг (42%). На США приходится менее 15%, на Россию — 0,3%. Но так было не всегда. 70 лет назад остров не только не был экспортёром, но и в основном зарабатывал на фермерстве.

Годы формирования тайваньской экономики, какой мы её сейчас знаем, в основном пришлись на времена военной диктатуры Чан Кайши. Активные преобразования начались в 1953 году, когда с одной стороны власти ввели «четырёхлетки», близкие по концепции к советской продовольственной программе. С другой — ввели аграрную реформу под лозунгом «каждому пахарю своё поле». Так на Тайване появилась мощная прослойка фермеров.

Следующим шагом стала лёгкая промышленность. Зарплата среднестатистического рабочего в 1972 году составляла всего $1,62 в день — это вкупе с сохранившимися логистическими цепочками поставок с Японией и поддержкой США позволило наладить мощный экспорт (с 60-х по 80-е динамика роста экспорта из страны составляла около 20% в год, а в 1968 году лёгкая промышленность в доле ВНП впервые обогнала аграрный сектор).

Большую роль в активном развитии экономики Тайваня сыграли и щедрые американские инвестиции. За период 1951–1965 годов США перечислили $2 млрд военной и около $1,5 млрд экономической помощи.

Сергей Зайнуллин
доцент экономического факультета РУДН

До 1970-х Тайвань был преимущественно аграрной страной. С 1970 годов при поддержке государства, как в виде прямого финансирования, так и создания льготных условий, вложений в систему образования, возникло так называемое Тайваньское чудо. Стала развиваться электронная промышленность, ориентированная вначале на поставки комплектующих для американских корпораций.


Эра электроники наступила на Тайване с началом 80-х. Если США или Японии на перестройку экономики с промышленности на высокие технологии потребовалось порядка 20–30 лет, Тайвань совершил качественный скачок всего за семь лет. И стал одним из ключевых игроков отрасли.

Так, крупнейший в мире завод микрочипов TSMC появился на этой волне в 1987 году. Сейчас на его долю приходится 52% мирового рынка полупроводниковых микросхем.

United Microelectronics Corporation — eщё один тайваньский производитель микроэлектроники, который сейчас входит в пятёрку лидеров мирового рынка, — появился в 1980-м. Также на острове расположен Foxconn (основан в 1974 году) — главный сборщик продукции Apple.

У Тайваня мощная нефтехимическая промышленность, развитая энергетика, но при этом мало собственных природных ресурсов, рассказал «Секрету» Сергей Зайнуллин. И именно на эту болевую точку (как и на мощный импорт тайваньских товаров, о котором мы упоминали выше) уже начал давить Китай, разъярённый недавним визитом Нэнси Пелоси.

Экономическое чудо. Как крошечный Тайвань стал 21-й экономикой мира и почему из-за него ругаются сверхдержавы

Какие санкции уже ввели против Тайваня и чем обернётся высокотехнологичная блокада

На фоне визита Нэнси Пелоси на Тайвань Китай временно запретил поставлять на остров природный песок и импортировать оттуда цитрусовые и некоторую рыбную продукцию. В общей сложности ограничения коснулись более 3000 товаров от 100 с лишним продовольственных компаний Тайваня. И это не предел.

Акции крупнейших тайваньских производителей чипов TSMC и UMC упали на 3% на фоне обострения ситуации на Тайване. При этом TSMC предупредила, что её завод на Тайване будет вынужден полностью прекратить работу в случае вторжения Китая.

«TSMC, конечно, — это центр тайваньской электроники, это не просто одна корпорация, это десятки связанных компаний, которые представляют разные компоненты. Неслучайно США выделяют большие деньги, несколько десятков миллиардов долларов на поддержку компании, понимая, что сейчас TSMC находится под ударом», — пояснил Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ.

Но самое интересное, что многие из тайваньских предприятий работают физически на территории материкового КНР: там дешевле рабочая сила и есть необходимые материальные ресурсы, в том числе редкоземельные металлы.

«Главная проблема в том, что на Тайване критическая нехватка своих собственных ресурсов, все эти компоненты делаются в основном из ресурсов, которые идут с территории КНР либо Японии, а потом уже туда идёт финальная продукция», — добавил Маслов.

При этом от производства чипов на заводе TSMC сейчас зависят такие крупные игроки, как Apple, Qualcomm, Nvidia, AMD, Intel, Huawei и многие другие. А значит, опосредованно китайские санкции может почувствовать на себе практически каждый.

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Timo Volz,Thierry Meier, Max van den Oetelaar, wikipedia.org