Опубликовано 30 апреля 2019, 18:31

7 шагов к провалу фильма «Мстители: Финал»

Как супергерои к успеху шли, спотыкались, но дошли
7 шагов к провалу фильма «Мстители: Финал»

В российский прокат вышли «Мстители: Финал», возможно, крупнейший из супергеройских тим-ап-фильмов (это где все герои встречаются вместе) в истории и на относительно далёкую перспективу. Эта картина ещё надолго закрепится на первых местах рейтинга самых кассовых фильмов всех времён. Получится ли у Disney масштабировать успех? Это как раз неясно, потому что ранее им было принято немало спорных стратегических решений.

Мы будем говорить только о Marvel Studios (кино) и Marvel Television (сериалы). Пусть кино — уже давно не самая главная отрасль Marvel. Ещё в 2014 году сообщалось, что Disney всего за год заработал на мерчандайзе $41 млрд (а на кино — суммарно $20 млрд на сегодняшний день). Впрочем, в основном сейчас это деньги не от супергеройской киновселенной, а от «Звёздных войн». Но, с другой стороны, главным драйвером продаж этого самого мерчандайза, лицензионных прав и прочего стали именно фильмы, которые прославили героев комиксов. Ранее они оставались в тени, поскольку дорогих и известных персонажей студия распродала ещё в нулевые. Тогда она чуть не обанкротилась и пыталась таким незамысловатым способом решить финансовые проблемы.

Итак, что же Marvel сделала не так и что при этом — спойлер! — никак не помешало ей заработать кучу денег и создать самую кассовую кинофраншизу в истории?

Marvel облажалась ещё до того, как стартовала вселенная, — взяла и распродала права на известных персонажей

Американское комикс-издательство Marvel было приобретено мегаспрутом Disney в конце 2009 года. До этого компания долго испытывала большие трудности. В частности, у неё не было денег для создания фильмов о своих же персонажах, что привело к большой распродаже прав на их использование. Так «Люди Икс» ушли Fox, «Человек-паук» — Sony.

Так, в общем, и остаётся по сей день, разве что с «Человеком-пауком» права удалось поделить ради взаимовыгоды, и теперь Питер Паркер резво скачет и во «Мстителях» тоже. А вот чтобы вернуть «Людей Икс», Disney «пришлось» тупо купить весь Fox. В итоге киновселенную строили без самых известных героев и злодеев.

Кадр из фильма «Первый мститель: Противостояние»

Кадр из фильма «Первый мститель: Противостояние»

© Marvel

Впрочем, в сложной ситуации нашлось неожиданное, но изящное решение: продюсеры использовали тех героев, которые были не на слуху, — Железного человека, Тора, Капитана Америку и прочих. Решение оказалось концептуальным: если уж делаешь кинокомиксы, то изволь не перепридумывать заново всю историю под киношные правила, а соответствовать поп-культурной идеологии, которую задаёт первоисточник.

Комикс — пространство для безграничной авторской фантазии. Главное не то, насколько твой персонаж известен, а насколько ты талантлив и что можешь придумать неожиданного, интересного и ни на что другое не похожего. По этой технологии киновселенная Marvel развивается до сих пор: ни Железный человек, ни Человек-муравей, ни многие другие не были известны так, как стали после выхода фильмов о них. Хотя Человек-паук, распечатанный на разнообразном мерчандайзе, ещё несколько лет назад приносил денег куда больше «Мстителей», но неизвестно, изменилась ли ситуация, потому что Disney таких данных не выдаёт.

Они облажались с первым же фильмом

Ладно, не с первым, а со вторым, первым календарно всё же был знаменитый «Железный человек».

О «Невероятном Халке» не любят вспоминать, наверное, не только продюсеры во главе с гендиректором Marvel Studios Кевином Файги, но и его авторы. Затянутый, пессимистичный, однообразный фильм. В результате Халк, права на которого чудом остались у Marvel, — один из наиболее популярных у детской аудитории (по причине того, что его суперспособность понятна, графична и убедительна среди всех прочих) — остался в тени надолго и больше никаких фильмов-сольников не получил. Хотя изначально его хотели плотно подвязать во вселенную: в сцене после титров генералу Россу, несостоявшемуся тестю Халка, жмёт руку Тони Старк — Железный человек и зовёт его вступить в команду Мстителей. Это, правда, вообще никак не соответствует внутренней хронологии вселенной, но мы об этом говорить не будем, потому что «Невероятный Халк» присутствует в киновселенной на птичьих правах, а во вселенной и без этого много временных и сюжетных нестыковок, которые даже ошибками назвать не получается, потому что найти их могут только фанаты.

Эдвард Нортон в фильме «Невероятный Халк»

Эдвард Нортон в фильме «Невероятный Халк»

© Marvel

Впрочем, сегодня смотреть на «Невероятного Халка» как минимум небезынтересно — этот фильм в каком-то смысле разведка боем. Ни режиссёр, ни исполнитель главной роли Эдвард Нортон, как продюсер, толком не понимали, как это всё должно выглядеть, не было никакого эталона для сравнения и сверки. Но Disney в итоге просто повезло, что остальные фильмы Marvel были совсем не похожи на «Халка».

Для работы над фильмами Marvel нанимала лучших актёров, но не лучших режиссёров

С одной стороны, кажется, что это творческое решение, не имеющее отношения к ведению бизнеса, но с другой — раз это был такой комплексный подход, то это превращается во вполне сознательный бизнес-подход, HR-стратегию, если угодно.

Интересный симптом: о каждом из фильмов Marvel можно рассказать, вовсе не упоминая, кто именно его снял. Иначе говоря, авторский стиль здесь куда менее важен, чем всё остальное. Фильмы отличаются друг от друга героями, сюжетами и темами, но при этом продюсерский контроль в студии настолько силён, что из картин вымывается даже подобие индивидуальности. К франшизе не удалось привлечь ни одного из режиссёров первой величины, более того, у тех, кто поработал на благо Marvel, иногда начинались проблемы с построением карьеры. Конечно, это издержка быстрого масштабирования, резко выросших годовых суммарных бюджетов на производство (которые приходилось всё усерднее осваивать и всё больше снимать картин, доведя их количество до трёх релизов в год, начиная с 2017). Надо было, чтобы человек был готов делать то, что скажут, за те деньги, что ему дадут (небольшие).

Райан Куглер на съемках фильма «Черная пантера»

Райан Куглер на съемках фильма «Черная пантера»

© Marvel

С тех пор как Джосс Уидон снял первые две части «Мстителей», он почти что закончил свою карьеру (один раз он поработал штрейкбрехером на «Лиге справедливости», и лучше бы он этого не делал, конечно). Многих постановщиков Marvel сегодня даже вспомнить сложно. Пейтон Рид? Алан Тейлор? Джон Уоттс? Кто все эти люди? Единственный человек с явно выраженной манерой снимать, которого взяли в Marvel, — это Джеймс Ганн. Но даже его уже успели унизить увольнением за шутки десятилетней давности, после чего поторопились вернуть обратно.

В этом плане наиболее удачно закрытой вакансией в Marvel можно считать место режиссёра фильма «Чёрная пантера» Райана Куглера: он уже прославился антирасистской картиной «Станция "Фрутвейл"», который получил на Каннском фестивале приз за лучший дебют в программе «Особый взгляд». Результат не заставил себя ждать: «Чёрная пантера» была одним из главных участников оскаровской гонки, и, несмотря на то, что призы она получила в основном в технических номинациях (музыка, дизайн костюмов и работа художника-постановщика), стеклянный потолок был, наконец, пробит. Marvel, которую считали киностудией для непритязательного зрителя (что правда), создала фундамент для того, чтобы студия вышла за пределы поп-культурного гетто и расширила потенциальную аудиторию на десятки лет вперёд.

Кадр из фильма «Чёрная пантера»

Кадр из фильма «Чёрная пантера»

© Marvel

Впрочем, в потребительском восприятии это свойство кинопродукции Marvel: быть смотрибельной, сглаженной, без режиссёрских трюков — делает фильмы приятно, предсказуемо качественными, что хорошо с точки зрения маркетинга.

Marvel в целом подзабила на сериалы

Кажется, что это не так, но на самом деле это так.

Сериалов в рамках вселенной Marvel запустили довольно много, самые известные (и качественные) выходили долгое время на Netflix: «Джессика Джонс», «Сорвиголова» и так далее. Онлайн-кинотеатру эти сериалы, надо думать, дали весомый прирост подписчиков в первые годы «прихода к власти». Странно, что в Disney, руководя обновлённой студией, наступили на те же грабли, что и само издательство Marvel чуть раньше, когда отдавала свои фильмы в прокат на сторону (первые картины вселенной Marvel, до «Мстителей», выпускали в прокат Paramount и Universal).

Ну тогда они не принадлежали гигантскому конгломерату, который в том числе многие десятилетия занимался прокатом. Но здесь Disney оставил своему каналу ABC только сериал «Агенты Щ.И.Т.», а остальные продавал разным каналам и сервисам.

Кадр из сериала «Джессика Джонс»

Кадр из сериала «Джессика Джонс»

© Netflix

Кроме того, во вселенную Marvel сериалы вписаны слабо: большие тим-ап-фильмы можно понять и без сериалов, потому что они ничего в картину мира толком не добавляют, и даже кросс-связи между телевизионными продуктами не так важны. Фактически можно спокойно посмотреть «Джессику Джонс» отдельно от «Агентов Щ.И.Т.» и всё при этом понять.

Впрочем, Disney, кажется, тоже об этом задумался, позакрывал сериалы, которые выходили на чужих площадках и помогали Netflix захватывать мир, и грозится осенью 2019 года запустить свой сервис, ответ Netflix, где и будут выходить новые сериалы о супергероях Marvel. Что касается добавления сериалов в общую кинематографическую вселенную, то этот шаг выглядит в целом неразумным стратегически. Заставлять киношных фанатов, которые и так три раза в год ходят в кино, смотреть ещё и длинные многочасовые произведения — значит, возможно, потерять их лояльность.

Кадр из сериала «Агенты Щ.И.Т.»

Кадр из сериала «Агенты Щ.И.Т.»

© ABC

Даже персонажей не самых удачных фильмов продолжают задействовать по полной

Самым непримечательными по сборам фильмы во вселенной Marvel после многострадального «Халка» были «Первый мститель» про Капитана Америку, «Тор» про Тора и «Человек-муравей». Все трое персонажей потом сыграли важнейшие роли в глобальных сюжетах фильмов, хотя, казалось бы, зритель проголосовал долларом против них, а не за, и их следовало бы забросить или отвести на второй план. Анафеме не предали даже Халка, который мог всё испортить в самом начале. После того как прославленного артиста Эдварда Нортона, отказавшегося проникнуться корпоративным духом зарождающейся киновселенной (на стадии котлована, где закапывали его карьеру) и слившегося с пресс-мероприятий, сменили на Марка Руффало, персонаж по-прежнему фигурирует во всех важных тим-ап-фильмах франшизы (и даже просто так появляется в «Торе: Рагнарёк»), хоть сольника и не получил.

Марк Руффало в роли Халка в фильме «Тор: Рагнарёк»

Марк Руффало в роли Халка в фильме «Тор: Рагнарёк»

© Marvel

Впрочем, на самом деле это и есть секрет успеха. Marvel Studios рано поняла, что сборы не решают все вопросы на свете и к тому же помнит, что доходы от мерчандайза стабильно больше всех остальных. Поэтому она старается не забывать даже о самых забитых в уголок второстепенных персонажах и выводит их в каких-нибудь «Мстителях: Война бесконечности» хотя бы на 15 секунд, хотя бы ради того, чтобы рассказать шутку про бублик. Что уж говорить о заглавных героях. У них в любом случае больше шансов запомниться зрителю, который даже фильма о появлении этого персонажа не смотрел.

Персонажей стало слишком много (и это определённо сказалось на «Мстителях: Финал»: предысторию теперь очень надо знать)

22 фильма (прописью: двадцать два). Даже если тим-ап-картины, главные генераторы прибыли Marvel в сфере кино (в смысле, четыре части «Мстителей» и ещё «Первый мститель: Противостояние»), наследуют по парочке новых героев из каждого (а на самом деле даже больше), это же полсотни персонажей, почти как в эпопеях Габриэля Гарсиа Маркеса или Марселя Пруста. Всё сложнее вспомнить, откуда взялся тот или иной персонаж, а ведь всю вселенную не получится пересматривать даже ежегодно (а фильмов новых, напомним, в три раза больше выходит в год).

Стоит ли оно того? Не факт. Фильмы становятся всё длиннее и поэтому, очевидно, всё дороже в производстве: первые зрители уже жалуются на трёхчасовой хронометраж «Мстителей: Финал». В частности, на то, что его нелегко высидеть тупо физиологически, а ведь есть ещё трейлеры и реклама, которые подклеивают кинотеатры.

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»

© Marvel

Впрочем, здесь можно аргументировать позицию Disney, исходя из зрительского интереса — пока он не протухает, а только растёт, значит, Disney всё делают правильно. Это гипотеза непроверяемая: когда людям надоест смотреть на бесконечную чехарду одних и тех же героев, которые почти не гибнут (за всё время по сюжету умирали в абсолютном большинстве злодеи — и всё), неизвестно, но такой момент вполне может быть не так уж далёк.

Disney купил Fox, и теперь всё ещё сильнее усугубится

В прошлом и этом году конгломерат закрывал сделку по покупке другого киношного мейджора, и теперь ко «Мстителям» присоединятся и «Люди Икс», и «Дэдпул». Однако саркастически пародийная серия про Дэдпула продолжится не в рамках «Мстителей», а Люди Икс вольются во вселенную не раньше, чем через несколько лет — об этом уже объявил главный вдохновитель студии, продюсер всего и вся Кевин Файги.

Кадр из фильма «Дэдпул»

Кадр из фильма «Дэдпул»

Впрочем, если вы фанат Marvel, вы наверняка будете всему вышеописанному только рады. Вопрос в том, будет ли расти количество таких, как вы, или же непотопляемая, казалось бы, франшиза рано или поздно умрёт, как и все её сёстры по несчастью. Зрительский интерес — вещь недолговечная, но у Marvel, кажется, есть все возможности поддерживать его тление как можно дольше. Начало конца уже наступило: после «Мстителей: Финал» невозможно будет просто поменять флагманских персонажей на новых и сделать вид, словно ничего не произошло, нужно будет заново публику в них влюблять. Получится ли этот трюк ещё раз — хороший вопрос, пока больше ни у кого, включая DC, не получилось. Оставим здесь этот клиффхэнгер и вернёмся к нему через несколько лет, там видно будет. Может, у нас возникнут проблемы и посерьёзнее: например, кто-нибудь снова щёлкнет пальцами в Перчатке бесконечности.

Фотография на обложке: Marvel