Кто такой самозанятый, как им стать и платить меньше налогов. Объясняем простыми словами
Самозанятый — человек, который работает сам на себя и платит налог на профессиональный доход (НПД) по льготной ставке. При этом не нужно дополнительно отчислять подоходный налог или налог на прибыль. Физлица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим для самозанятых, не заполняют налоговую декларацию.
Слово «самозанятость» начали активно использовать с 2018 года, когда в России появился НПД. Это упрощённый режим налогообложения со сниженной льготной ставкой. Его ввели, чтобы вывести из тени доходы граждан, не желавших платить НДФЛ 13% со своих подработок и других доходов. Самозанятость позволила таким людям легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков нарваться на штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Самозанятость позволяет легально продавать товары собственного производства, самому оказывать услуги или выполнять работы. В основном самозанятыми становятся представители сферы услуг — нянечки, программисты, дизайнеры, копирайтеры, таксисты, репетиторы и т. д. Но иногда в качестве самозанятых побуждают оформляться своих сотрудников компании, не желающие платить за них налоги в полном объёме.
Какой налог платят самозанятые
Налог, который должны заплатить самозанятые со своих доходов, зависит от источника этих самых доходов.
- Если самозанятый оказывает услуги фирме или юрлицу, то с вознаграждения он должен будет отдать налоговой 6%.
- Если клиенты самозанятого — физлица, то с полученных от них денег он отдаст 4%.
При этом, согласно условиям упрощённого налогового режима, годовой доход самозанятого не может превышать 2,4 млн рублей. Если его «подработка» принесёт больше, налог с превышения придётся платить по полной ставке НДФЛ — 13%.
Как оформить самозанятость
В 2023 году стать самозанятым можно буквально в несколько кликов. Оформить специальный налоговый режим можно в мобильном приложении, на сайте ФНС России, через банк или на портале госуслуг.
Проще всего это сделать через мобильное приложение «Мой налог». Его можно скачать в магазинах приложений App Store или Google Play.
В приложение можно вносить свои доходы, вести их учёт, автоматически формировать данные для налоговой и выдавать чеки клиентам.
Как настроить приложение «Мой налог»
После установки на смартфон откройте приложение, примите соглашение на обработку данных и пользовательские правила.
Затем выберите способ регистрации: по паспорту, через личный профиль налогоплательщика на сайте nalog.gov.ru или через единый профиль ЕСИА с сайта «Госуслуги». Если не помните пароли от личных кабинетов, проще всего будет зарегистрироваться по паспорту.
Приложение также попросит указать номер телефона, электронную почту и регион, в котором вы ведёте свой маленький бизнес, а также подтвердить данные паспорта через инструмент камеры смартфона «Распознать». Если приложение верно считало данные с вашей паспортной странички, нажмите «Подтвердить».
Подтвердить придётся и свою личность — для этого приложение попросит сделать селфи. Проверка введённых данных займёт несколько секунд, после чего можно будет наконец зайти в личный кабинет.
Только обязательно проверьте указанную электронную почту: на неё должно прийти «письмо счастья» от налоговой о постановке вас на учёт как самозанятого.
Для регистрации через портал госуслуг у вас должен быть там аккаунт. После открытия приложения «Мой налог» выполните простые действия:
- Выберите в приложении пункт «Регистрация через портал госуслуг».
- Введите логин и пароль.
- Укажите номер телефона (связанный с «Госуслугами») и получите код в СМС, его нужно ввести в соответствующее окно.
- Выберите регион, в котором вы планируете работать как самозанятый.
- Проверьте свой ИНН.
- Подтвердите регистрацию.
Как оформить самозанятость в банке
Интуитивно понятно можно оформить самозанятость в специальном разделе большинства мобильных приложений российских банков. Там нужно указать все те же сведения и послать анкету на проверку. Но, так как в деле задействован посредник — банк, подтверждение от налоговой и внесение вас в реестр самозанятых может потребовать больше времени. Официально на это закладывают три рабочих дня, но на практике обычно справляются за час-другой.
Как зарегистрироваться через личный кабинет на сайте ФНС
Если же оформить самозанятость нужно гражданину иностранного государства, ему сначала нужно завести свой профиль налогоплательщика на сайте ФНС и получить ИНН. Зарегистрироваться по паспорту или по профилю с «Госуслуг» не получится.
Если личного кабинета у вас нет, можно создать его через любую налоговую или портал госуслуг. Если у вас есть личный кабинет плательщика налога на профессиональный доход на сайте ФНС, можно оформить самозанятость через него.
- Зайдите в личный кабинет.
- Введите ИНН и пароль.
- Нажмите «Зарегистрироваться».
- Сайт попросит согласие на обработку персональных данных. Нажмите «Согласен», «Далее» и «Подтвердить». Регистрация пройдена.
В чём плюсы самозанятости
У самозанятости есть много плюсов и льгот, которые делают этот режим довольно привлекательным.
- Простая регистрация без визита в налоговую инспекцию.
- Нет необходимости вести бухгалтерскую отчётность и заполнять налоговые декларации — учёт доходов и передача сведений в ФНС делается автоматически в мобильном приложении «Мой налог».
- Не нужно специально считать налог к уплате — налоговый счёт выставляется в приложении и должен быть оплачен не позже 28-го числа следующего месяца. Нет дохода за месяц — нет налога.
- Есть возможность выдать клиенту электронный чек с помощью того же приложения без покупки кассового аппарата или заведения онлайн-кассы.
- Можно не платить обязательные страховые взносы в социальный фонд, уплата пенсионных взносов оставляется на добрую волю самозанятого.
- Не нужно регистрироваться в качестве ИП при малых оборотах бизнеса и исполнять множество требований к индивидуальным предпринимателям.
- С заказчиками необязательно заключать договор, можно работать и по принципу публичной оферты — указав условия сотрудничества, например, в своём профиле в соцсетях или на сайте объявлений.
- Предоставляется налоговый вычет — 10 000 рублей в год. При этом пока этот вычет не исчерпается, действуют пониженные налоговые ставки — 3 и 4% вместо 4 и 6%. Израсходовать вычет на другие цели, кроме уменьшения НПД, не получится.
- Можно совмещать с работой по трудовому договору без прерывания стажа.
- Можно привлекать помощников на разовые или периодические работы.
- Оформить самозанятость могут не только россияне, но и граждане Евразийского экономического союза и Украины. В 2023 году в ЕАЭС, кроме России, входят Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия.
Минусы самозанятости
Увы, облегчённый налоговый режим имеет свою цену. И ограничения, чтобы предоставленными льготами не злоупотребляли.
- Если самозанятый не устроен параллельно на работу со стандартными 13% НДФЛ, он не может получить никаких налоговых вычетов, кроме вычета для самозанятых.
- Самозанятыми не могут быть ИП, применяющие специальные налоговые режимы (например, упрощённую, патентную систему налогообложения).
- Есть ограничения на деятельность: нельзя перепродавать чужие товары (если не создаётся добавленная стоимость); торговать подакцизными товарами (алкоголь, сигареты) и товарами, требующими обязательной маркировки (молочная продукция, одежда, духи и т. д.), зарабатывать на сдаче в аренду нежилой недвижимости (гараж, машиноместо и т. п.).
- Нельзя оформить самозанятость для работы в качестве посредника чужого бизнеса.
- Нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору — это уже требует как минимум статуса ИП.
- Нельзя получать как доход самозанятого зарплату от работодателя — компании, которые таким образом маскируют трудовые отношения с сотрудниками, ждёт штраф от трудовой инспекции и доначисление налога в случае, если махинацию обнаружат. Это касается также любых переводов от прошлого работодателя, если с момента увольнения не прошло двух лет.
- Госслужащие могут использовать самозанятость только для сдачи жилья в аренду.
В случае если самозанятый нарушает один или несколько этих запретов или его доход начнёт систематически превышать 2,4 млн рублей в год, ему надо будет приостановить работу, пока он не зарегистрирует ИП. Это даст ему большую свободу действий и возможностей для продвижения бизнеса — но и больше ответственности. При этом индивидуальные предприниматели тоже могут использовать НПД, если выполняют необходимые для того условия.
Критика
Самозанятые сталкиваются с рядом проблем. Например, при НПД не начисляются страховой стаж и взносы в Пенсионный фонд. Это значит, что их ждёт минимальная пенсия. Хотя никто не мешает самозанятым добровольно платить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для того, чтобы этот период шёл в страховой стаж для назначения пенсии.
К тому же банки не любят давать самозанятым кредиты и ипотеки, потому что считают их ненадёжными плательщиками, даже если в приложении налоговой у них есть стабильный доход.
У самозанятых есть и другие проблемы. Так, могут быть проблемы со справкой о доходах из приложения «Мой налог»: суд в одном из регионов отказался принять её как документ, подтверждающий размер доходов. Также самозанятые не могут) подавать иски в арбитражные суды.
А если недобросовестные работодатели переводят сотрудников в режим самозанятых, чтобы не отчислять средства в пенсионный фонд и фонд соцстрахования, самозанятые лишаются положенных им трудовых прав.
Цифры
Число самозанятых в России растёт год от года. Например, 16 апреля 2021 года в России насчитывалось около 2 млн самозанятых. По данным правительства, ежедневно в этом качестве регистрировалось около 5000 человек. Большая их часть входит в возрастную группу от 30 до 40 лет, 60% — мужчины.
По прогнозам Минтруда России, количество самозанятых должно было достичь 5–6 млн к 2024 году, однако этот порог был преодолён уже в 2022 году, а темпы прироста увеличились до 7500 человек в день. За первую половину 2023 года количество самозанятых выросло ещё на 23% в сравнении с 2022 годом и составило 8,06 млн человек по итогам июля.