Выводим бизнес на экспорт. Чек-лист по работе с дистрибьюторами
Как и где искать дистрибьюторов, зачем проверять их и как начать работу без негативных последствий для бизнеса?
Мы вышли на экспорт не благодаря, а вопреки. Оказалось, что выйти на российский рынок довольно дорого. Дистрибьюторы в нашей стране требуют невыполнимых условий, «ломают» цены на ваш товар и не хотят вкладываться в его продвижение. Когда нам, разработчикам аппаратов для лечения позвоночника, предложили аптечную полку за 7000 рублей (а это много — такую сумму надо платить каждый месяц, и в неё не входит продвижение от фармацевта), я понял, что пора выходить за рубеж. Сейчас наши аппараты продают в США, Франции, Бельгии, Испании, Словакии, в Колумбии и Мексике. А экспорт составляет около 80% от всего дохода компании.
Где искать дистрибьюторов: 3 источника
- Профессиональные выставки
Найдите выставки по теме, близкой вашему бизнесу, — и те, которые уже прошли, и те, которые еще будут. На сайте выставки посмотрите список участников — около 10% из них будут дистрибьюторами релевантных товаров. Именно с ними и надо выходить на связь — назначьте встречу или сразу предложите протестировать свой продукт. Скорее всего, 90% либо «уйдут в тишину», либо откажут, поэтому берите охватом и объёмом. Из всей груды контактов вы выжмете две-три серьезные встречи, которые могут перерасти в долгое сотрудничество.
- Хантинг у конкурентов
По ключевым словам в интернете можно найти много крупных компаний-производителей, которые будут продавать товары из вашей сферы. Фишка в том, что на сайте они почти всегда указывают своих дистрибьюторов. Это могут быть ваши косвенные конкуренты. Выпишите их и индивидуально проработайте каждый контакт.
Лайфхак — вероятность ответа повышается, если вы напишете дистрибьютору на его родном языке. Дистрибьютору из Болгарии мы писали по-болгарски — он ответил в тот же день и сразу купил несколько аппаратов на пробу.
- Социальные сети
Важно, чтобы ваше предложение о сотрудничестве дошло до ЛПР (лицо, принимающее решения), а не до линейного сотрудника. Пользуйтесь соцсетями — через Linkedin или Facebook в большинстве случаев можно найти CEO или топов компании. При добавлении в контакты на Linkedin отправьте вдогонку сообщение, где кратко изложите суть вопроса. Это хороший фильтр — если дистрибьютор заинтересован, то добавит вас.
Отдельно скажу про РЭЦ (российский экспортный центр), МЭЦ (московский экспортный центр) и региональные центры поддержки экспорта. Эти могут помочь вам на протяжении всей коммуникации с дистрибьюторами — от поиска до реального сотрудничества. Например, такие центры сами занимаются поиском иностранных партнёров. Нужно просто оставить заявку, перечислить нужные вам страны и добавить информацию о вашем продукте. Сотрудники центра сами займутся поиском байеров (закупщиков), а потом организуют для вас переговоры, встречу, обеспечат переводчиков, подготовят презентационные материалы и частично профинансируют ваше участие на выставке.
Как проверять дистрибьюторов: 3 критерия
- Понимает ваш рынок
В идеале он должен работать в вашей сфере несколько лет. Зайдите на сайт к дистрибьютору, посмотрите линейку продукции и решите, вписывается ли туда ваш товар. От его опыта зависит, как хорошо он знает рынок, умеет ли продавать и будет ли продвигать ваш продукт. Не работайте со стартапами, которые хотят выйти с вашим продуктом на рынок. И не берите новичков, которые год назад продавали картошку, а сейчас хотят заняться вашим товаром. Для этого можно снова проверить сайт — например, с помощью сервиса Internet Archive. Так вы узнаете возраст сайта и отследите, не было ли на нём радикальных изменений.
- Знает местное законодательство
Иначе вы разоритесь на юристах, которые специализируются на законодательстве чужой страны. Ищите тех, кто живет в той стране, в которой вы будет продавать ваш товар, минимум пять лет. Чтобы это проверить, можно запросить документы у дистрибьютора (адекватный всегда их предоставит) или проверить локацию в его социальных сетях.
- Сам занимается продвижением
В начале сотрудничества определите, где дистрибьютор будет реализовывать ваш продукт. Если товар сложный, то промежуточные оптовики сыграют негативную роль. Когда розничные сети требуют от неопытного дистрибьютора маркетинговое сопровождение к продукту, он сдувается и идет на площадки вроде маркетплейсов. Это автоматически обесценивает ваш товар. Дистрибьютор сам продвигает товары, которые реализует.
Заранее узнайте у дистрибьютора видение вашего продукта на рынке.
Как работать с дистрибьюторами: 3 рекомендации
- Работайте на своих условиях
Вместе со своим юристом составьте типовой договор для дистрибьюторов, где будете менять только внешние детали — контакты дилера, страну, цены… Ключевые положения должны защищать вас. Например, в графе о форс-мажорах укажите суд, который будет удобен именно вам.
- Пройдите сертификацию за рубежом
Можете сделать это заранее или по достижении предварительных договоренностей с дилерами. Чтобы сэкономить, лучше найти прямых исполнителей в США или Европе — за сертификат соответствия можно уложиться в $3000 – 5000. Это самый бюджетный вариант. Это CE-сертификат, который подтверждает, что продукт безопасен и соответствует обозначенному функционалу. Без такого сертификата за рубежом продавать можно, но только физикам и при условии, что вы не производите медицинские товары. Если же вы планируете продавать юрлицам, то без него не обойтись. В этом случае вы просто не пройдёте таможенную проверку.
- Детально обсудите реализацию вашего продукта
Обговорите, где, как и с помощью чего будет продавать дистрибьютор. Продвижением он должен заниматься сам, причём на свои средства. Сразу исключите все невыгодные вам каналы реализации, например, маркетплейсы. Ограничьте дистрибьютора в территории — он может продавать только в пределах своей страны, чтобы не создавать конфликтов с другими партнёрами. Для всего остального есть дополнительные соглашения.
В выходе на иностранный рынок много плюсов. Во-первых, у вас есть возможность продавать без НДС или даже вернуть часть этого налога. Если вы покупаете комплектующие, часть этих налогов вернётся за счёт экспорта. Экономически это выгодней, чем реализация на нашем рынке. Иностранцы готовы покупать дороже, если технология уникальна — благодаря этому можно увеличить стоимость единицы продукта на 20–30%. Да и у государства есть хорошие программы поддержки экспортёров — оно может компенсировать часть денег при транспортировке груза или на 70% оплатить стоимость оформления патента.
Фото: depositphotos.com