25 июня в 12:13
3 мин.

Учимся учить. Четыре типичные ошибки образовательных стартапов

Пандемия дала толчок к развитию образовательных онлайн-платформ. Конкуренция между игроками всех сегментов этого рынка сегодня усиливается, но это не мешает появлению новичков. Но у них остаётся всё меньше прав на ошибку. Разберёмся, какие просчёты важно не допустить EdTech-стартапам, чтобы закрепиться на рынке и наращивать прибыль.
Учимся учить. Четыре типичные ошибки образовательных стартапов

1. Стартап решает надуманные проблемы

Что я имею в виду? Часто основатели стартапов придумывают проекты и технологии, которые призваны решать несуществующие проблемы. Они оторваны от реальных потребностей их пользователей, поскольку основатели гонятся за «идеями будущего». Но ориентироваться нужно в первую очередь на текущие потребности, то, что волнует людей сегодня.

Понятно, что какие-то вещи отмирают, а другие появляются там, где их никто не ждёт. Десять лет назад были популярны бесплатные образовательные курсы. Сейчас большим спросом пользуются нишевые образовательные микротренинги. Какие форматы, программы, способы обучения будут популярны через пять-десять лет, мы наверняка не можем предугадать.

Стоит идти из запроса реального человека, группы людей, организаций — то есть конечного потребителя продукта. Если ваша технология не что-то новое, она не улучшает качество жизни уже сейчас, то не стоит тешить себя иллюзиями — вряд ли она выстрелит.

2. Много интерактива и сложный интерфейс

Речь об отсутствии баланса между развлечением и обучением. Многие частные детсады, например, увлекаются методиками раннего развития, которые подходят не каждому ребёнку. Другая крайность — чрезмерное увлечение геймификацией в образовательном процессе. Квесты, игры, симуляторы с элементами моделирования — это, конечно, прекрасно, но всегда ли они уместны и подходят взрослой аудитории?

Если говорить про EdTech для детей, тут и вовсе нужно быть аккуратным. Детский мозг активно формируется, и одна из множества задач, которая перед ним стоит, — сформировать картину мира, основанную на реальности. Если мы даём очень много интерактива, по сути мы заставляем ребенка быть в параллельных реальностях, что не всегда может пойти на пользу. На мой взгляд, геймификацию в обучении и диагностике использовать стоит, но в ограниченных количествах и очень вдумчиво. Только тогда это позволит избежать негативных последствий.

3. Слабая ИТ-команда

Одна из проблем, с которой сталкиваются разработчики стартапов в этой сфере, — кадровая. В условиях ограниченных средств непросто найти в команду топовых профессионалов.

Но именно профессиональная команда — ключ к успеху. Особенно важна ИТ-команда. Мало найти сильных, квалифицированных разработчиков. Необходимо, чтобы люди понимали твою идею, задачи, приоритеты и чтобы им можно было бы доверять.

ИТ-специалисты должны четко представлять, что ключевое в EdTech — открытость API, возможность интегрироваться с другими платформами, а также использование современного стека технологий.

Я сама на стартовом этапе долго искала ИТ-партнёра, который соответствовал бы этим требованиям. Это была одна из самых сложных задач. Чтобы собрать команду из 20 человек, у меня ушло два года.

4. Незнание специфики рынка

Одно дело — предлагать образовательные продукты для взрослых. Другое — для детей. Третье —для образовательных госучреждений. По своему опыту знаю, что последние процесс цифровизации воспринимают ой как непросто. Я сама руководила детским садом 16 лет и знаю: сфера дошкольного образования довольно инертна.

Несколько лет назад, когда я поделилась идеей диагностики (встроенная функция платформы Smart School Pro. — Прим. «Секрета») со своей коллегой-нейропсихологом. Она с сожалением сказала, что я столкнусь с очень серьёзным сдерживающим фактором при запуске проекта — уровнем квалификации сотрудников дошкольных учреждений. Именно после этого разговора я осознала, что образовательные проекты должны быть нативными и удобными в использовании.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе