Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Пандемия затянулась, бизнес теряет деньги, предпочтения покупателей меняются, а значит, пришло время для нестандартных и, возможно, забытых решений. Одно из таких — даркстор. Разбираемся, что это за формат, какие у него особенности и на какие тонкости стоит обратить внимание при его открытии.
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
- перераспределение инвестиций с места покупки на доставку;
- поддержание ИТ-составляющей сервиса.
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
- Подобрать удачную локацию.
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
- Продумать ассортимент
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
- Предусмотреть логистику в помещении.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
- Организовать сервисное обслуживание.
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.
Фото: depositphotos.com