Опубликовано 10 июля 2022, 00:09
3 мин.

Как понять, что ваш контрагент скоро станет банкротом. Простые советы

советник юридической фирмы «Прецедент консалтинг»

Каждая компания ― часть логистической цепочки, все звенья которой прямо или косвенно взаимосвязаны. Если одно звено ломается, цепочка рвётся. Больше всего при этом страдают соседние звенья. Вывод: для поддержания эффективности своих бизнес-показателей компании необходимо отслеживать финансовое состояние контрагентов и по возможности предупреждать их банкротство.

Как понять, что ваш контрагент скоро станет банкротом. Простые советы

Пять признаков банкротства контрагента

Добытые сведения позволят определить степень состоятельности контрагента и риска заключения сделки. Но и в процессе работы в рамках подписанного договора расслабляться не стоит. Обанкротиться компания-контрагент может на любой стадии сотрудничества.

Рассмотрим основные признаки несостоятельности юрлица.

Наличие судебных дел

Высокая исковая нагрузка контрагента отражает его отношение к выполнению обязательств. О чём говорят судебные дела:

  • ненадёжность контрагента в целом, высокая вероятность его финансовой несостоятельности выражается в исках о погашении налоговой задолженности, неисполненных обязательствах перед заказчиками/поставщиками, возмещении материального и морального вреда;

  • привлечением вашей компании к участию в судебных процессах грозят частые судебные споры с госорганами (налоговиками, таможней и др.);

  • на высокую вероятность банкротства контрагента прямо указывает большое количество удовлетворённых исков о неисполнении договорных обязательств.

Ухудшение финансовых показателей

Его можно распознать, когда:

  • расходы превышают доходы;

  • растут кредиторская и дебиторская задолженности;

  • снижается ликвидность.

Нужно обратить внимание на действия или бездействие руководства компании в целях улучшения финансовых показателей. Это может быть финансирование собственной деятельности, рациональное распределение ресурсов, своевременное проведение взаиморасчётов для предотвращения образования задолженностей и кассового разрыва.

Стоимость чистых активов ниже уставного капитала компании

Это следующий признак несостоятельности контрагента. Соотношение чистых активов и уставного капитала отражает реальную стоимость имущества компании, свободную от обязательств. Когда первый показатель снижается ниже уровня второго, контрагент балансирует на грани банкротства.

На поднятие чистых активов до должного уровня российское законодательство отводит компании 3 года. Не справится ― подлежит ликвидации в связи с неплатёжеспособностью.

Неуплата налогов

Если контрагент фигурирует в сервисе ФНС «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчётность более года», это тоже повод насторожиться.

Налоговики могут инициировать судебное банкротство компании-должника при возникновении совокупности обстоятельств:

  • уплата налогов просрочена на 3 месяца;

  • долг по налогам достиг планки в 300 000 рублей;

  • решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств или имущества контрагента вынесено больше 30 дней назад.

Тёмные лошадки в руководстве компании-контрагента

Частая смена руководящих лиц компании-контрагента также может говорить о её несостоятельности.

В статье 9 закона о банкротстве перечислены обстоятельства, при которых глава компании-должника в течение месяца после их наступления должен подать заявление о банкротстве. Чтобы не делать этого, некоторые компании принимают решение сменить директора до истечения срока подачи заявления. На его место приходит новое, часто никому не известное лицо, и месячный срок начинает отсчитываться заново. Потом история повторяется. Так может продолжаться довольно долго, пока кто-то из кредиторов компании не созреет подать заявление о её банкротстве.

Где можно проверить контрагента


Каждый из перечисленных признаков сам по себе не повод ставить крест на контрагенте: никто не застрахован от временных неудач. Но это повод «прогнать» контрагента через все сервисы детальных проверок, чтобы объективно оценить его потенциал и принять решение о дальнейшей работе в свою пользу.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash