Как поддержка малых предприятий работает сейчас и почему этого недостаточно. Мнение бизнесмена
В период пандемии коронавируса малые и средние предприятия оказались на грани выживания. Но, к счастью, государство пошло навстречу. Например, не может не радовать послабление по выплатам соцотчислений. Помимо такой «косвенной» поддержки, есть ещё и адресная помощь малым предприятиям, подобным нашему. И на деле её сложно назвать эффективной. Если доработать некоторые механизмы, малый бизнес в России мог бы не просто выживать, а расти и развиваться значительно быстрее, чем сейчас.
Финансовая поддержка малого бизнеса
На уровне госзакупок есть механизм, призванный финансово помогать малому бизнесу: малые инновационные предприятия должны быть исполнителями или соисполнителями НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) у крупных заказчиков. Зачастую, когда объявляется конкурс на сайте госзакупок, участие в нём малых предприятий (МП) прописывается как обязательное условие. При этом не указывается конкретный состав и объём работ. Предполагается, что этот вопрос останется на откуп головному исполнителю, и он сам добросовестно выберет состав работ, найдёт соответствующего исполнителя из числа МП, а соответствующее министерство увидит отчёт о том, что МП действительно выступило соисполнителем.
Как это работает на деле
Предположим, объявляется конкурс на 100 млн рублей. Для МП это фантастическая сумма! Это как годовая выручка нашего бюро при активной работе по нескольким проектам. Шансы хотя бы на то, чтобы заявиться на конкурс, у малой компании нулевые: в портфолио ещё нет проектов и близких по стоимости. И конечно, крупное предприятие просто задавит новичка. Но есть условие о привлечении МП, а значит, есть надежда хотя бы на участие в качестве соисполнителя. К сожалению, реальная вероятность такого сценария крайне низка.
Естественно, главный исполнитель контракта старается минимизировать риски. Технически ему проще иметь управляемую дочернюю структуру, де-факто являющуюся частью его же компании, а не искать нового подрядчика лишь на часть работ. Нежелание связываться с «незнакомцами» и рисковать вполне понятно.
В итоге соисполнитель в лице малого инновационного предприятия есть, работа выполнена. На бумаге всё выглядит красиво, формальности соблюдены. Вот только реальные МП почти не видят ни денег, ни таких заказов. Исключения случаются, но крайне редко. На практике адресные проекты на 5, 10, 15, 20 млн рублей выпадают на долю таких компаний разве что чудом.
А ведь если говорить про выпуск инновационной и технологичной продукции, то как раз малый бизнес может стать самым простым и быстрым решением. Оперативная проверка продуктовых гипотез, быстрое прототипирование и разработка, гибкое построение процессов и умение реагировать на изменения рынка и его конъюнктуры — вот что теряется, если исключить из цепочки небольшие компании. Большие предприятия хорошо справляются с серийным производством, но при работе с прототипами «молодёжь» явно проворнее. При запуске инновационных продуктов время — это не только деньги, но и порой ключевой фактор.
Как же действительно помочь малым предприятиям
Первый путь: проводить адресные сателлитные конкурсы именно под малые компании, на 5–20 млн рублей. То есть сразу отделить сумму, заложенную на малый и средний бизнес, и провести по ней отдельный конкурс от заказчика. При этом одновременно должно проходить два конкурса: на головного исполнителя и на МП в связке.
Второй путь: сразу выделять из бюджета объём средств (уже запланированный на поддержку МП), но проводить по нему отдельные конкурсы с научно-техническим консультационным советом. Либо это будет дополнительная нагрузка на существующую загруженную структуру, либо будет создано новое подразделение, отвечающее за поддержку и развитие кооперации с МП, со своими соответствующими показателями эффективности. Технически и организационно это самый простой сценарий. Но при этом вклад малого бизнеса в экономику страны может оказаться колоссальным.
И таких конкурсов должно быть больше. Иначе 100 млн рублей (те самые 10% на поддержку МСП), распределённые по ряду проектов с большим составом работ и ещё неопределённым исполнителем, МП даже не увидят, а крупные эту сумму легко «переварят» на своих условиях.
А вот те же самые 100 млн рублей в виде 20 проектов по 5 млн придутся очень кстати для МП: развиваясь сами, они будут развивать и отечественную промышленность. Это будут именно те условия, за которые малые компании смогут и будут бороться, а крупные не захотят им мешать. В перспективе промышленность от этого только выиграет.
Если сразу разыгрывать те самые 5–10% и через конкурсы давать их напрямую малым компаниям, они покажут отличный результат. Может быть, эти «крохи» дадут 80% всего полезного результата от выполняемых НИОКР. Да, это дополнительная административная нагрузка, но эти проекты нужно выставлять пакетами и в разных направлениях.
Ещё желательно, чтобы у малой компании была возможность продлить срок выполнения работ без риска штрафов. Бюрократические процедуры иногда так затягиваются, что с момента заключения контракта до сдачи остаётся совсем мало времени и сторонам приходится балансировать между рисками, обязательствами и штрафами. А МП просто не может начать работу без аванса.
Конечно, одними лишь механизмами ситуацию не исправить. Изменения должны произойти и на ментальном уровне. Руководителям отделов и предприятий в целом нужно увидеть плюсы от взаимодействия с МСП и начать выстраивать правильную работу.
Малому бизнесу нужно чувствовать адресную поддержку и взаимодействовать со структурными подразделениями крупных ведомств, которые будут заинтересованы в совместной работе и станут не только оглядываться на состоявшийся крупный бизнес, но и верить в растущий малый.