22 июня в 17:58
История пользователя

Факапы как часть пути. Почему бояться ошибок — главная ошибка в любом бизнесе

Нельсон Мандела говорил: «Я никогда не проигрываю — я либо выигрываю, либо учусь». Этот подход отражает популярный тренд в отношении ошибок, который российские компании постепенно перенимают у лидеров зарубежного рынка. Откуда в нас страх ошибок, почему он приводит к стагнации и как развивать культуру провала?
Факапы как часть пути. Почему бояться ошибок — главная ошибка в любом бизнесе
Статью прислал наш читатель
Инга Паныч
директор по цифровой трансформации продаж AB InBev Efes
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Большинство российских специалистов испытывают страх ошибок или нетерпимо относятся к ошибкам других. А признание ошибки зачастую приравнивается к признанию вины.

В итоге:

ошибки на работе скрываются → информация о рабочем процессе искажается → в компании не могут своевременно отреагировать на проблему → это приводит к потере денег и/или репутационному вреду → в итоге развитие компании и ограничивает личностный рост сотрудника.

Но на самом деле ошибаться — нормально. По данным Startup Genome, 90% молодых компаний терпят неудачу и уходят с рынка. Крупные предприятия тоже регулярно имеют дело с ошибками. Так, по данным всемирной некоммерческой профессиональной организации Институт управления проектами, стратегические инициативы компаний систематически проваливаются.

Умение работать с ошибками, принимать их и анализировать — базис культуры провала (культуры ошибок). Это такой уровень корпоративной культуры, на котором ошибка воспринимается как рабочий процесс.

Сейчас лидерами в работе с ошибками традиционно считаются технологические гиганты (Google, Microsoft, Facebook, Amazon), которые встраивают культуру провалов в корпоративную философию, чтобы оставаться гибкими. Почему именно сфера технологий тут более продвинутая? Это объясняется спецификой продукта: в работе с инновациями провалы неизбежны. Понимая это, в компаниях работают системы «быстрого сбоя», которые ещё на этапе тестирования позволяют определить потенциал идеи.

Однако и это помогает не всегда. Чтобы извлечь пользу из провальных запусков с многомиллионными потерями, эти компании тщательно анализируют причины провала, исправляют их и представляют на рынок новый продукт, который в случае успеха окупит и потраченные на ошибку средства. Такой подход позволяет тестировать самые смелые гипотезы и разрабатывать более универсальные и уникальные продукты благодаря базе знаний и умению рисковать.

Что лежит в основе культуры провалов

Всего пять базовых принципов:

  • высокий эмоциональный интеллект сотрудников и руководителей;
  • рабочие механизмы, в которых совершение ошибки будет этапом работы, а не катастрофой;
  • системный подход к исправлению ошибок и их анализу;
  • выяснение первопричины ошибки и её устранение;
  • постоянное отслеживание работы процессов и их совершенствование.

Как развивать культуру провала

Джефф Безос говорит, что несколько успешных запусков окупят десятки провальных экспериментов. Этот принцип коротко описывает культуру провала. Для её внедрения важно создать в коллективе дружелюбную атмосферу, а также разработать бизнес-процессы, отвечающие требованиям гибкости и адаптивности.

Главный враг культуры провала — консерватизм, потому что при отсутствии инноваций компании только воспроизводят знакомые методы работы. Поэтому важным шагом будет курс на инновации. Речь может идти как о внедрении технологических решений, так и о разработке продуктов, новых подходах в маркетинге и т.д.

Следующий — и самый важный шаг — признание неизбежности ошибок. В технологичных компаниях об ошибках говорят не «если», а «когда». Важно проговорить с сотрудниками, что ошибки случаются и это инструмент роста. Сокрытие ошибок, в свою очередь, ведёт только к усугублению проблемы. Исходить философия должна в первую очередь от руководителя — только в таком случае сотрудники будут чувствовать себя комфортно и смогут делиться опасениями, иначе велик риск того, что проблемы будут скрываться.

Бизнес-процессы в компании следует изначально проектировать с учётом возможных ошибок и с механизмами их анализа и ликвидации. Так, в случае если они ожидаемы, это не станет катастрофой.

Факапы как часть пути. Почему бояться ошибок — главная ошибка в любом бизнесе

Фото: depositphotos.com

Работа над ошибками

В случае с воспитанием культуры провала работает принцип «систему характеризует не ошибка, а реакция на неё». Важен не факт ошибки, а умение признать её и разобраться с последствиями. Мы в компании признаём, что в условиях турбулентной реальности нужно уметь меняться с огромной скоростью, гибко реагировать на изменения и накапливать опыт для прогноза будущих возможных проблем. Чтобы достичь этого, мы несколько лет назад начали больше внимание уделять формированию культуры провала.

В нашем случае это привело к главному: в случае ошибки или проблемного участка ситуация не замалчивается и не доводится до критического уровня. Сотрудник сигнализирует о проблеме для коллегиального решения. Проработав ошибку, мы фиксируем её как кейс и сразу движемся дальше, не зацикливаясь на ней долгое время. Это позволяет оперативно справляться со сложностями и сохранять климат в коллективе. Ошибка заслуживает порицания лишь в трёх случаях — когда это ложь, обман и хищение.

Когда нашей компании предстояло крупное слияние (объединение AB InBev и Anadolu Efes), мы разработали несколько возможных сценариев, и, как только ситуация выходила за границы одного из них, не выдумывали костыль, а в команде обсуждали, как решить проблемы. Это правило относилось к каждому сотруднику независимо от должности. Именно этот подход в итоге позволил нам провести интеграцию с минимальным влиянием на бизнес. Сейчас же мы не ведём статистический учёт ошибок, но уже занимаемся формированием обширной базы знаний в том числе с учётом неудачных кейсов.

Совет

Помните, чтобы ошибки толкали компанию вперед, повышали эффективность, они должны стать частью бизнес-процессов. Однако систематические ошибки на одних и тех же местах говорят не о бурном процессе разработки и проверки гипотезы, а о банальной непродуктивности.

Чтобы избежать проблем, достаточно проводить работу над ошибками и анализировать сбои, изучая каждый шаг.

Например, можно задавать вопрос «почему это случилось?» к каждому шагу, который предшествовал ошибке, чтобы выяснить и устранить фундаментальную причину.

И главное, помните: факапы — часть пути.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе