secretmag.ru
Опубликовано 14 августа 2021, 22:05
3 мин.

Бизнес-гамбит. Или как мы открыли шахматную школу

В 2015 году мы с моим товарищем-шахматистом, выйдя после очередного турнира, обсуждали рост интереса к шахматам. На турнирах в Центральном доме шахматиста практически не было свободных столов для игры, половину зала занимали дети. В этот момент в голову пришла идея создать собственную школу. У меня уже к тому времени был опыт ведения своего бизнеса (студия дизайна), я также работал топ-менеджером в сетевом ретейле и девелопменте. Поэтому мы были уверены, что с этим стартапом всё будет просто: продукт мы понимаем, считаем экономику — и вперёд. Но на деле оказалось иначе.

Бизнес-гамбит. Или как мы открыли шахматную школу

Первая же помпезно открытая школа в центре Москвы на ул. 1905 года (мы хотели работать, тем более оба недалеко жили) провалилась. Мы допустили много ошибок. Открылись в низкий сезон (в марте), вдали от жилых домов, детских садов и школ. В точку мы вложили около 200 000 рублей собственных средств. Клиенты по рекламным объявлениям почти не звонили, зато обращались тренеры — устроиться на работу. Но зарплату платить им было нечем, да и обучать несколько детей мы могли и сами.

Тем не менее мы не сдались и продолжили тестировать гипотезы. Первую школу закрыли и нашли помещение с почасовой арендой — в библиотеке. Мы набрали около 30 учеников, тренировали их сами. Сами же расклеивали объявления, разносили листовки в школы и детские сады.

Тогда же мы запустили аккаунты в социальных сетях, самый простой сайт и рекламу в «Яндекс.Директе», потратив на это около 20 000 рублей.

Второй точкой стал детский клуб, который сам к нам обратился и попросил организовать занятия. Мы заезжали уже в готовое помещение и не рассматривали фиксированную аренду, ремонт, покупку мебели. Точка почти сразу выходила на самоокупаемость — вложения были минимальными, около 50 000 рублей. Поэтому филиалы открывали всё быстрее и быстрее.

Наняли первых тренеров. На этом этапе возникли новые проблемы — они не могли с ходу реализовать нашу программу, в основе которой лежала советская методика, но с адаптацией под детей-дошкольников — это мы и считали своим главным отличием и конкурентным преимуществом. Пришлось писать подробные инструкции и обучать. Детей на занятия других тренеров ходило меньше, чем на уроки основателей школы.

К сожалению, столкнулись с совсем дикими, по нашему мнению, вещами — приём тренером оплаты от детей мимо кассы, пропажа части инвентаря и книг. При выявлении подобного с людьми мгновенно прощались. Повесили, где могли, камеры. Перевели многих клиентов на безналичный расчёт.

Бизнес-гамбит. Или как мы открыли шахматную школу

© maxpixel.net

Параллельно с этим мы написали свой учебник, который в 2016 году издал «Русский шахматный дом» — одно из самых авторитетных шахматных изданий. Книга разошлась по большинству российских городов. Вошли в Шахматную федерацию и провели официальные турниры.

В 2018 собственных точек у нас стало более 20. Часть открывали полностью сами и примерно 30% с партнёрами — владельцами детских клубов. У школы появилась серьёзная организационная структура с администраторами, бухгалтерами и юристами.

Запустили продажи франшиз — за 100 000 рублей паушального взноса с роялти 5%. Денег с этого мы практически не зарабатывали. Но первоочередная цель была не в этом — нам хотелось роста шахматного комьюнити и расширения сети.

Тогда же мы постепенно запустили онлайн-занятия. И это на данный момент стало одним из ключевых решений в бизнесе.

26 марта 2020-го. Пандемия. У школы 44 работающих филиала. Завтра надо закрыть всё. Дичайший кассовый разрыв. Единственное, что можно придумать, — максимально и быстро снизить расходы и срочно перевести всё, что можно, в онлайн. Этим мы и занялись. В итоге удалось выстоять.

На данный момент мы открыли половину наших точек в офлайне. А остальные занятия до сих пор проходят онлайн. Кстати, по некоторым параметрам онлайн-занятия шахматами оказались даже эффективнее и интереснее для детей.

В сентябре мы планируем восстановить школу по объёму филиалов, выручке и количеству до 70% от объёмов 2020 года (до пандемии), а также дальше развивать онлайн-направление.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com