secretmag.ru
Опубликовано 13 декабря 2021, 12:57
7 мин.

Затроллить тролля. Как российская фирма выиграла три патентные войны в США

Разорить предпринимателя могут патентные тролли — небольшие фирмы, которые покупают или регистрируют патенты. Они ждут, пока какая-нибудь компания начнёт использовать схожую технологию, подают на неё иск в суд и требуют компенсацию якобы за нарушение своих прав. Гендиректор облачного сервиса удалённого видеонаблюдения Ivideon Андрей Юдников рассказал «Секрету», как его компания трижды боролась с патентными троллями в США.

Затроллить тролля. Как российская фирма выиграла три патентные войны в США
Андрей Юдников, гендиректор облачного сервиса удалённого видеонаблюдения Ivideon

Андрей Юдников, гендиректор облачного сервиса удалённого видеонаблюдения Ivideon

В России такие разборки — не очень распространённое явление. Другое дело — США, где троллинг в бизнесе поставлен на поток. В Америке любое подобное дело, доведённое до суда, стоит сотни тысяч, а то и миллионы долларов для обеих сторон. Представьте: юристы берут от $500 до $1500 за час работы. Издержки враждующих сторон выходят колоссальные.

Разбирательство в суде не выгодно никому, в том числе троллю. Поэтому его план заключается в том, чтобы шантажировать жертву, не доводя дело до заседания. Тролль стремится получить от компании отступную сумму и завершить дело мировым соглашением — тогда компания сможет и дальше спокойно работать, а тролль обязуется снять претензии.

Действительно, откупиться от этого уродца куда проще, чем участвовать в суде. Но чтобы «задушить» тролля и понести при этом минимальные убытки, нужна выверенная стратегия. Компания должна изучить, чего хочет нападающая сторона, и понять, как вести переговоры. Эта концепция нас никогда не подводила. А на нас нападали не один, а целых три раза.

Первый кейс: «С нас взять нечего»

Когда читал страшилки о патентных троллях, не думал, что нашу компанию такое затронет. Но это произошло. И произошло весьма некстати. В 2015 году мы решили масштабировать бизнес и открыли офис в США. На новом континенте мы ожидали чего угодно, но не этого. Для нас патентный иск был как гром среди ясного неба.

К нашему юрлицу, зарегистрированному в Лас-Вегасе, пришёл с претензией жирный патентный тролль и потребовал сотни тысяч долларов в качестве отступного. Мы не на шутку испугались. У нас не было опыта борьбы с троллями, и нам пришлось разбираться во всём с нуля. Тогда даже зарегистрировали новую компанию в Делавере — на случай блокировки деятельности основного юрлица. Мы старались просчитать все до мелочей, потому что понимали: ошибка погубит компанию.

Плюс, изучив поведение тролля на рынке, мы заметили, что он подаёт порядка 30 патентных претензий в год. То есть это поставленный на поток бизнес. Кстати, под раздачу попал и наш конкурент. Тогда мы не связались с ним, чтобы объединиться в борьбе. Это было упущением, ведь противостоять троллю вместе намного проще.

Но отступать было некуда. Был вариант оспорить патент в суде, но это привело бы к потере времени и денег. Мы пошли другим путём. Я зацепился за то, что наша совокупная выручка формировалась несколькими компаниями. И на американское юрлицо приходилась лишь небольшая доля. Как правило, российские компании, выходя на американский рынок, мимикрируют под местный бизнес. Мы же в общении с троллем говорили о себе как о российской компании с весьма скромными результатами выхода на американский рынок. Такая концепция понадобилась, чтобы выйти из спора с минимальными потерями.

Мы наняли юристов и вступили в прямую переписку с троллем. Я звал их на встречу в Россию и сводил диалог к тому, что у нас нет денег. Договориться не получилось, в итоге я напрямую спросил: «Чего вы хотите?» Они запросили $250 000–300 000.

Затроллить тролля. Как российская фирма выиграла три патентные войны в США

Тогда я ответил: «Такой суммы у нас нет. Мы готовы заплатить $7000. Сейчас у меня на счету есть только $5000. Дайте мне две недели, и я достану ещё $2000». Конечно, это был откровенный блеф, но он тролль клюнул.

Разбирательства тянулись два года. Наконец, в апреле 2017-го мы подписали с троллем мировое. Мы договорились на небольшую компенсацию, заплатив в десятки раз меньше, чем тролль требовал изначально. Однако тяжба всё равно больно ударила по нам. На выкуп и юристов мы потратили $50 000–70 000. А с учётом штрафных санкций со стороны суда мы влипли на более чем $100 000. Но это была плата за опыт.

Второй кейс: «Мир, дружба, жвачка»

Если вам кажется, что молния дважды не бьёт в одно место, то вам кажется. В бизнесе молния бьёт туда же и трижды, и четырежды. И к этому надо быть готовым.

В 2018 году к нам снова прилетела патентная претензия, но уже от компании-конкурента. Мы получили подробный пакет документов с первичной формулировкой претензии. Я понял, что ребята не лыком шиты: они хорошо знают отрасль. Но и у меня уже был опыт разбора подобного кейса.

Дело было так: со мной связалась юридическая контора, представляющая интересы той компании. Я тут же полез искать информацию о ней. Нашёл юрлицо, реквизиты и гендиректора, который уже давно на этом рынке, договорился с ним о встрече.

Как и в случае с патентным троллем, я хотел доказать ему, что выгод от судебного производства никто не получит. Я делал упор на следующее: чтобы что-то с нас поиметь, им придётся организовывать интернациональный судебный процесс, а это не имеет смысла. Так или иначе претензии приведут их в Россию, где защита интеллектуальных прав не даст им ничего, кроме потраченных ресурсов.

Но это была только одна из концепций встречи. Изначально я приехал к нему с флагом дружбы. Я хотел объяснить, что будем полезны друг другу. Следуя стратегии, я плавно перевёл разговор от патентного троллинга к взаимному сотрудничеству — и спор потихоньку рассосался. Возвращаться к вопросам патента после этого они не сочли необходимым.

Стратегически запартнёриться не получилось, потому что мы занимались разными рыночными стратегиями. Но важно другое: концепция «мир, дружба, жвачка» сработала. При этом мы справились без участия юристов, которые всегда обходятся в копеечку.

Этот кейс показывает, что зачастую обычные компании могут мимикрировать под троллей, копируя манеру их поведения, чтобы заработать на конкурентах.

Когда мы внимательно изучали поведение этой компании на рынке, нашли её инвестиционные материалы. Выяснилось, что эта организация напрямую заявляла инвесторам о том, что один из их способов привлечения средств — использование патентов для «выманивания» денег из конкурентов. Таким образом, они фактически привлекали инструменты троллинга в своей работе.

Третий кейс: «Съесть собаку и не подавиться хвостом»

Ещё один патентный иск мы получили в марте 2021 года. Сам факт я воспринял спокойно: хотел избавиться от этой язвы максимально быстро и с наименьшими издержками. К тому времени на патентных разборках мы съели собаку. Теперь важно было не подавиться хвостом.

Я подробно изучил тролля, старался понять, нападал ли он ещё на какие-то компании. Когда я выяснил, что да, начал искать о них информацию, а потом вышел на фаундеров этих организаций. Я связался с ними, чтобы проконсультироваться: как они себя вели в рамках этого кейса и какие стратегии применяли.

Но главное — мы собрали команду юристов-профессионалов, которая работала именно с интересовавшим нас троллем и успешно закрыла этот кейс. Тролль понял, что мы пришли с сильной армией и с нами лучше не связываться.

Наша стратегия оказалась максимально эффективной. Мы меньше нервничали в процессе и почти не обращали внимание на блеф и шантаж со стороны тролля. В итоге мы потратили в 7 раз меньше денег и в 5 раз меньше времени, чем в первый раз. Если первая тяжба длилась у нас два года и измотала всех, то это дело мы закрыли через три месяца.

Что мы поняли

С документами и технологиями у нас всё было в порядке. Мы знали, что если пойдём в суд, то выиграем его с высокой долей вероятности. Но, повторюсь, суд в США — это огромные расходы, которая потянет не каждая компания. С помощью патентных манипуляций тролли шантажируют свою жертву судом, а сами хотят другого — получить с компании денег.

Важно отметить, что патент тролля, как правило, имеет весьма условное отношение к описанию реальной технологии. Тролли сравнивают свои патенты с чужими и выискивают схожесть. Даже малейшее и условное совпадение может стать поводом для претензии.

Патентных троллей нельзя игнорировать: один такой монстр вполне может разорить компанию. От их нападения не застрахованы даже крупные игроки рынка. Недавно жертвой такого смутьяна стал техгигант Apple: Optis Cellular Technology захотела отсудить у производителя iPhone $7 млрд. Британский суд встал на сторону истца, и теперь Apple грозится свернуть свою деятельность в Великобритании.

Защищаясь от троллей, важно понимать, что их действия — комедиантство и шантаж. Сами тролли не хотят доводить дело до суда: это попросту может их разорить. Поэтому, начиная коммуникацию с троллем, помните: вы вступаете в психологическую игру. А значит, важна стратегия. Обычно она сводится к тому, чтобы убедить хитреца в том, что связываться с вами — гиблая затея. Но сохраняя в борьбе серьёзность намерений, не пренебрегайте блефом. Поразите врага его же оружием. Среди ослов будь ослом, среди троллей будь троллем.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com