secretmag.ru
Опубликовано 09 сентября 2021, 17:25
11 мин.

«Всё настолько плохо?» Зачем российский бизнес нанимает психологов и есть ли в этом смысл

В 2020 году руководители российских компаний массово начали обращаться за помощью психологов, онлайн-сервисов по подбору таких специалистов. Всё для того, чтобы помочь сотрудникам преодолеть проблемы, возникшие на фоне пандемии, и поддержать ментальное здоровье команды. При этом многие предприниматели начали рассматривать наличие такой психологической помощи в своей компании как конкурентное преимущество.

«Всё настолько плохо?» Зачем российский бизнес нанимает психологов и есть ли в этом смысл

Предприниматели, топ-менеджеры и эксперты рассказали «Секрету», только ли пандемия была отправной точкой в заботе компаний о ментальном благополучии россиян и считают ли представители бизнеса позитивным опыт психотерапии для своих сотрудников.

Что говорит бизнес

Андрей Алясов
основатель, генеральный директор Changellenge

Эта тема (психологической поддержки сотрудников) была объективна во время удалёнки, так как произошло следующее:

  • Люди перестали чувствовать связь с командой.
  • Людям показалось, что они начали работать круглые сутки. Они по факту не стали работать больше, но перестали существовать границы «работа — личная жизнь». Потребовалось много времени, чтобы начать их выстраивать.
  • Сотрудники начали плохо воспринимать разные задачи.

И в данном случае была необходима сторонняя персональная поддержка. Психолог — человек, которому можно выговориться, выпустить пар, расслабиться и дальше счастливо жить.

Мы заказали сторонние консультации. Это были две-три встречи в месяц, не более. Мы их получили, а дальше начали обратно выстраивать работу управляющих с сотрудниками один на один. Поэтому пока отказались от консультаций.

Консультация психолога для компании — это такая пристройка к управлению. Вообще-то любой менеджер должен быть таким мини-психологом и разбирать с коллегами их проблемы.

За последний год удовольствие сотрудников от работы в компании сильно выросло. Так называемый eNPS (индекс удовлетворённости персонала. — Прим. «Секрета») увеличился практически в 3 раза.

Да, психологическая помощь стоила того. Не сказал бы, что это дало невероятный результат, но свою задачу она решила. Потраченных денег мы не жалеем.

Марина Астафурова
HR-директор Skillbox

Решение позаботиться о психологическом состоянии команды мы приняли в конце 2020-го, а уже в первом квартале 2021 года заключили партнёрство с сервисом подбора психологов. Это было частью серии мероприятий, направленных на улучшение условий работы в компании.

Skillbox компенсирует сотрудникам каждую вторую сессию с психологом в рамках 10 встреч. Мы видим результат по огромной положительной обратной связи, которую дают нам сотрудники.

Чистый эффект этой активности на продуктивность команды посчитать сложно, поэтому мы очень ждём исследования вовлечённости, которое пройдёт осенью этого года, чтобы сравнить результаты с прошлогодними и оценить динамику.

Юлия Комарова
HR-геймдев студии Zillion Whales

Воспользоваться услугами психологической помощи мы решили в конце 2020 года. Сотрудники работали из дома: у кого-то была маленькая квартира и двое детей, у кого семьи не было — стали находиться всё время одни. Как-то затронули эту тему с CEO, и он сказал, что было бы классно такую функцию внедрить — воспользоваться онлайн-платформой для встреч с психотерапевтами.

Тогда мы обратились в одну из таких компаний в надежде на то, что сотрудникам будет легче справляться c трудностями. В итоге кто-то воспользовался услугой один-два раза ради интереса, кто-то прошёл несколько сессий, а некоторые продолжают ходить до сих пор.

В компании мы определили, что полностью оплачивать компания будет три сессии, а дальше смотреть, увеличивать ли их количество. Некоторые проблемы носили ситуационный характер, их можно было решить за пару видеозвонков со специалистом. В итоге продолжили заниматься у нас лишь два человека, поэтому мы остановились на трёх встречах.

Всё было организовано анонимно — не все сотрудники хотели признаться, что им нужна помощь. Нам доступна информация лишь о количестве людей, которые на встречи пошли. Так что насчёт фидбека нам неизвестно, так как это осталось личным делом каждого. Мы предоставили сотрудникам инструмент — а как им воспользоваться, они решают уже сами.

Юля Брук
HR-директор «ВКонтакте»

Не раз сталкивалась с шутливым вопросом «У вас корпоративный психолог? Всё настолько плохо?» Но на мой взгляд, это ничем не отличается от стандартного ДМС.

Корпоративный психолог появился у нас ещё до пандемии, а с прошлого года мы обновили программу ДМС, включив туда онлайн-консультации в онлайн-сервисе подбора психологов.

Количество посещений мы никак не ограничиваем — каждый сотрудник сам определяет вместе со специалистом, сколько консультаций нужно. И, разумеется, обращаться к психологу можно по любым вопросам — как рабочим, так и личным. Всё полностью конфиденциально.

Наталья Тагирова
HR Director в MediaCom Russia

Мы ранее пробовали и различные «классические» способы — тренинги по управлению стрессом и тайм-менеджменту, была общая служба психологической поддержки, которая является частью нашей программы ДМС. Тем не менее не всегда эти инструменты помогали, хотелось чего-то более индивидуализированного, где есть возможность проработки проблем и отдельных случаев с одним психологом.

Финальное решение возникло в тот момент, как только все перешли в режим самоизоляции и стало понятно, что быстрого возвращения к привычной жизни можно не ждать.

Для нас было важно, чтобы услугами психологов могли воспользоваться все сотрудники, поэтому мы выбрали сотрудничество с онлайн- платформой по подбору психологов.

Поскольку мы компенсируем часть затрат на психологическую поддержку, мы поставили ограничения по объёму скидки на определённый период, но не давали ограничения на количество посещений в месяц — неделю: каждый может выбрать удобный для него темп.

Инвестиции в подобные проекты не всегда видны сразу. Более того, напрямую связать это с эффективностью работы сложно. То, что было для нас важно, — это минимизация случаев выгорания у сотрудников, которые обычно приводили к увольнениям. Спустя полгода работы программы мы видим, что этот показатель снижается.

Татьяна Борисова
руководитель отдела охраны труда и непрерывности бизнеса группы компаний «Новартис» в России

Мы подключили сервис по предоставлению психологической помощи сотрудникам 6 лет назад, воспользовавшись услугами одного из провайдеров России.

Во время пандемии мы усилили фокус на психологическом здоровье сотрудников — предложили внутренние ресурсы, в том числе онлайн-платформу, вебинары и различные приложения по восстановлению и сохранению психологического комфорта и здоровья.

Регулярность встреч зависит от потребности сотрудника, и если раньше у нас был лимит в шесть консультаций на одного сотрудника по одной проблеме, то с этого года такой лимит снят. У нас есть отдельный бюджет для этого, он рассчитывается исходя из:

  1. стоимости программы психологической поддержки на сотрудника в год у партнёра;
  2. стоимости дополнительных программ в виде вебинаров и мастер-классов, которые мы проводим по запросам от руководителей или самих сотрудников.

На наш взгляд, в программах психологической поддержки сотрудников есть явная польза. Сотрудники имеют возможность проработать различные проблемы в анонимном режиме. Отзывы коллег помогают тем, кто боится или скептически настроен к тому, чтобы обратиться за психологической помощью.

С другой стороны, нужно понимать, что если человеку нужна длительная психологическая помощь, то сервис имеет ограничения. Здесь сотруднику важно осознавать свои проблемы и брать ответственность за своё здоровье на себя, обращаясь самостоятельно к профессиональным психологам и в данном случае самостоятельно оплачивать свою терапию.

Мы отметили положительное влияние таких программ на общий психологический климат в коллективе, помощь в решении важных проблем, в том числе в построении команды.

Юлия Горбашкова
менеджер персонального развития компании Skyeng

В 2020 году мы начали работать с онлайн-сервисом по подбору психотерапевтов. Начало нашего взаимодействия не было связано с пандемией, однако за время карантина и после (за второй квартал 2021 года) число наших сотрудников, которые воспользовались сервисом, увеличилось в 2 раза.

Форматов сотрудничества у нас несколько: есть постоянная скидка 20% на первые две сессии с психологами для всех сотрудников Skyeng. Есть также компенсация до 50% стоимости некоторого количества сессий для ключевых сотрудников или тех, кто участвует в наших программах развития. По прошествии этих сессий, если человек хочет продолжить работу со специалистом дальше, он оплачивает сессии за свой счёт полностью.

«Всё настолько плохо?» Зачем российский бизнес нанимает психологов и есть ли в этом смысл
Пресс-служба BlaBlaCar

В прошлом году, в пиковый момент распространения коронакризиса, когда мы перешли к формату удалённой работы, для сотрудников компании была организована возможность получения онлайн-консультаций с профессиональным психологом. Мы это сделали, потому что изменилась парадигма взаимодействия с внешним миром и коллегами, что вызывало чувство дискомфорта, а следовательно — подавленность, потерю мотивации, прокрастинацию.

Это был довольно успешный опыт. Сотрудники, которые воспользовались услугой психолога, говорили, что им было проще адаптироваться к новой реальности и к новому формату работы.

Мы считаем, что компании, которые заботятся о функционировании команды в удалённом или гибридном формате, обязательно должны иметь бюджет на подобные инициативы. Конкретно в нашем случае в 2020 году в связи с сокращением затрат на маркетинг и обслуживание офисов мы этих трат просто не заметили.

С учётом позитивного опыта мы продлили эту программу в 2021 году и, возможно, сохраним в будущем.

Антон Кириллов
СЕО финтех-сервиса Jump.Finance

Это моё личное решение — обратиться за психологической помощью для сотрудников. Пандемия на него абсолютно не повлияла. Важный момент — это решение невозможно принять, если у тебя самого нет такого опыта. Ты сам должен поработать с терапевтами.

Встречи с терапевтом в нашей компании происходят по запросу. На самом деле штатного или постоянного психолога у нас нет. Мы оплачиваем работу психолога, когда я вижу, что для компании важно, чтобы человек решил свой вопрос.

Есть средняя стоимость по рынку за час психолога или терапевта, от неё мы и отталкиваемся. Экономить на этом не стоит.

В ближайшее время, когда у нас текущие стратегические вопросы утрясутся, мы возьмём специалиста в штат.

Владимир Тарасов
директор по развитию Ecwid в России

Пандемия однозначно подтолкнула нас к пересмотру важности психологического здоровья сотрудников. С началом карантина мы поняли, что людям сложно так долго не общаться очно, поэтому руководство приняло решение организовать для сотрудников психологическую поддержку — нашли психолога на аутсорсе.

Оказалось, команде это было действительно нужно. Они смогли научиться лучше разбираться в себе, в своих сложностях, стали счастливее. Это видно и по росту компании — удовлетворённые своей жизнью люди работают эффективнее.

Подробности работы с каждым конкретным сотрудником и его роста, конечно, остаются между специалистом и его пациентом — психолог руководству не докладывает о частоте и содержании обращений коллег, поэтому судить об эффективности нововведения мы можем лишь по общему вайбу команды. Он точно улучшился.

Что говорят специалисты

Максим Калюжный
директор b2b-направления в «Ясно»

Корпоративное направление мы запустили за месяц перед пандемией, в марте 2020 года.

В апреле — мае 2020 года у нас был всплеск запросов, после же все будто успокоились. Следующий рост произошёл в октябре — ноябре, с началом второй волны пандемии. В этот период запросом компаний стало решить проблему с выгоранием. Из-за удалёнки и турбулентной ситуации в целом сотрудники стали жаловаться на усталость и утрату чувства команды.

Чаще всего это решение руководства — внедрить онлайн-психотерапию в рабочий процесс. Если компания маленькая — это может быть решение самого генерального директора или основателя, который понял, что психотерапия — это классно. Если мы имеем дело с компанией побольше, то в ней HR c помощью внутреннего опроса видит падение вовлечённости коллег, их ответы о сильном стрессе и утомлении. В этом случае он приходит с результатами к руководству, которому обосновывает необходимость в услугах психолога, онлайн-сервисов и т.д. Но есть третий случай — самый редкий, когда сотрудник либо уже сам пользуется платформой, либо понимает, что в ней нуждается. Тогда он приходит к HR-у со своей идеей. У нас было несколько таких кейсов.

Лилия Хололей
руководитель b2b-направления сервиса подбора психологов Alter

Корпоративное направление появилось у нас только в начале 2020-го. Мы начали его разрабатывать ещё до начала пандемии, наблюдая возрастающее число запросов от корпоративных клиентов. Пандемия повлияла не только на спрос на психологическую поддержку для сотрудников, но и на само предложение, то есть на возникновение новых направлений и новых игроков на рынке.

Ключевой запрос наших клиентов — эмоциональное и профессиональное выгорание сотрудников. На выгорание будет влиять и стресс, вызванный тревогой во время пандемии, и удалённый формат работы, и трудности в коммуникации, возникающие по этим причинам.

Именно поэтому сейчас растёт востребованность таких тем, как эффективная коммуникация, ненасильственное общение, работа с тревогой и стрессом. Также одна из топ-тем, с которой клиенты обращаются всё чаще, — постковидная депрессия у сотрудников.

Татьяна Бурцева
директор программы социально-психологической поддержки сотрудников «Добросервис»

Мы работаем на рынке оказания психологической поддержки сотрудникам компаний с 2018 года. До пандемии такой сервис внедряли прежде всего иностранные компании. А с 2020 года к такой услуге стал массово обращаться и отечественный бизнес.

Еженедельно к нам приходит новых 2–5 запросов на предоставление корпоративного психолога. Не все внедряют, но многие прицельно интересуются, делают расчёты.

По нашей статистике, программой в первый год пользуются от 10 до 18% персонала (уникальные пользователи). В среднем они обращаются к экспертам 3,2 раза в течение года с разными вопросами.

Надежда Давудова
психолог, преподаватель института отраслевого менеджмента РАНХиГС

Спрос на услуги корпоративного психолога в период пандемии существенно вырос. Это связано не только с финансовыми проблемами, с которыми столкнулся бизнес, но также и со всеобъемлющим состоянием стресса и паники, в который погрузился народ. Многие потеряли родных, а травма от потери близкого человека — это серьёзный удар по психологическому состоянию. Переболевшие же стали замечать изменения в своём состоянии: приступы паники, иррациональные страхи, апатия. При этом пока большинство организаций оценивает расходы на корпоративного психолога как нецелесообразные.

Если оценивать вопрос масштабно, то ситуационная или систематическая психологическая поддержка необходима каждому сотруднику. Но обращение к психологу для многих людей имеет негативный окрас: с одной стороны, есть сопротивление («Со мной всё в порядке», «Не хочу открываться чужому человеку», «Психологи для психов»), с другой — убеждение о бесполезности психолога («Ой, всё, что он мне скажет, я и так знаю», «Это всё очевидно», «Болтология это всё»).

По факту за психологической помощью в той или иной форме могут обращаться до 40% сотрудников. При повсеместном внедрении института корпоративной психологии лояльность сотрудников к психологической помощи может увеличиться, что пропорционально увеличит и процент заинтересованных.

Маргарита Богданова
бизнес-психолог, клинический психолог

Изменение отношения к психологической помощи в крупных российских компаниях произошло совсем недавно. В ведущих банках, а затем и других структурах в пакет ДМС стали включать онлайн-консультации с психологами. Бизнес чувствует, что в этот нестабильный период сотрудники должны получать поддержку от профессионалов.

Работодатель может знать о факте обращения сотрудника к психологу, но содержание консультаций всегда остаётся конфиденциальным. Психолог помогает бороться со стрессом, адаптироваться к постоянно меняющемуся режиму работы и антиковидным мерам, поддерживает людей, которые заболели сами или волнуются из-за здоровья близких.

Коллаж: «Секрет Фирмы», www.pexels.com