Оно вам надо? Как понять, стоит ли ввязываться в стартап и чем вы рискуете
Предпринимательство — это особый жизненный опыт, но он нужен не всем. Как понять, что вы готовы открыть собственное дело, и правильно оценить возможные риски — рассказывают СЕО «Нетологии» Максим Спиридонов и инвестор Вячеславом Макович. «Секрет фирмы» выбрал главное из их книги «Стартап на миллиард: пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса».
Шаг 1. Принять решение
Можно заниматься чем угодно: путешествовать, быть музыкантом, политиком или юристом. Но основателей стартапов объединяет одно: они страстно хотят изменить окружающую действительность.
Всем ли нужно открывать своё дело? Нет. Только тем, кто готов:
- рисковать, отвечать за свои решения и держать удар в непредвиденных ситуациях (а они точно будут);
- жить в неопределённости и сохранять интерес к своему делу;
- очень много работать в первые месяцы (а чаще годы) жизни проекта;
- работать над собой и воспринимать трудности в бизнесе как вызов.
Шаг 2. Определиться с таймингом
Начинать лучше с работы по найму: получить опыт и, не уходя из офиса, запустить собственный бизнес. Тогда большинство ошибок вы совершите в чужой компании и за чужие деньги.
Не всякая работа по найму полезна для будущего бизнеса. Можно работать кладовщиком на складе — но это ни на шаг не приблизит вас к созданию собственного бизнеса.
Нужный опыт можно получить только там, где обсуждают и принимают бизнес-решения. Старайтесь максимально участвовать в судьбе компании или хотя бы того подразделения, где работаете. Но если у вас уже есть необходимый опыт и желание начать собственное дело — лучше не затягивать. Пока вы «работаете на дядю и набираетесь опыта у старших коллег», можно потерять азарт и интерес к собственному делу.
Шаг 3. Оптимизировать риски
Качество стартапа определяют болевые точки проекта. Самая распространённая — это оптимизация рисков. Речь идёт именно об оптимизации, а не минимизации, потому что любой бизнес — это риски, вопрос лишь в том, как снизить их до приемлемого уровня.
В любом деле есть два вида рисков: риски проекта и личные риски основателя. Личные риски — это то, как изменится жизнь основателя, если бизнес «выстрелит» или провалится.
Финансовые риски
- Вы потеряли деньги, которые вложили в проект.
- Уволились, а вам выплатили не всю зарплату.
- Пришлось инвестировать в проект из собственного кармана.
Решение:
- привлечь партнёра;
- оптимизировать бюджет или формат проекта;
- заранее создать «подушку безопасности» для семейного бюджета;
- прописать stop loss — чёткие критерии, при которых проект нужно закрывать, а убытки — компенсировать за собственный счёт.
Психологические риски
- Высокий уровень стресса и страх провала.
- Нужно быть готовым к любым неудачам.
- Заранее оптимизировать все финансовые риски.
- Относиться ко всему как к обучению.
Репутационные риски
Неудачный стартап может угробить вашу репутацию. Но репутационные риски сильно переоценивают, особенно в России. Если этично вести бизнес и создать правильный круг общения, возможный провал не испортит вашу репутацию. Но даст вам важный опыт.
ВременнЫе риски
Вы тратите время на стартап в ущерб своей профессиональной деятельности.
Важно сформулировать жизненные цели ещё до создания стартапа. А после — следовать им, вне зависимости от судьбы стартапа.
Считается, что открыть своё дело — это большой риск. Но подумайте вот о чём: рискуют и те, кто НЕ открывает бизнес. Все предприниматели рискуют потерять время, деньги и нервы. Но рискуют и те, кто не открывает бизнес.
Впрочем, перед открытием бизнеса нужно просчитать не только предпринимательские риски, но и перспективы вашей карьеры, если продолжить работать по найму или как самозанятый.