Кулер с водкой и постоянные вопросы. Правила бизнеса «Разрушителя легенд» Джейми Хайнемана

Учимся пасти кошек и смешивать воду с маслом
08 августа в 10:49

Хороший руководитель должен постоянно смазывать механизм, который представляет собой его коллектив, даже если для этого нужно поставить в офисе кулер с водкой. Так считает Джейми Хайнеман, экс-ведущий телепередачи «Разрушители легенд», а ныне бизнесмен, основатель студии спецэффектов для кино и рекламы M5 Industries (M5i).

Во время запуска магистратуры «Цифровые технологии в бизнесе» от МФТИ, бизнес-школы «Сколково» и МТС Хайнеман прочитал лекцию «Как управлять креативными сотрудниками». «Секрет» выбрал наиболее любопытные фрагменты его выступления.

О творческих коллективах

Я управлял людьми, которые были ремесленниками и художниками, условно говоря. Я ими управлял по-бизнесовому, что было достаточно сложно, словно пасти кошек. Возможно, в России нет такого выражения. По определению очень сложно пасти кошек, они разбредаются каждая в свою сторону.

Я изобрёл этот процесс. Регулярно хожу в народ и смотрю, чем люди мои занимаются, каждый по отдельности. Спрашиваю у каждого человека, на каком этапе он находится и на каком этапе будет находиться через два часа. Через два часа я снова прихожу к тем же самым людям и снова задаю те же самые вопросы, спрашиваю у людей, не нужно ли им что-либо.

Я могу убрать рабочее место человека, если понадобится, лишь бы человек работал. С одной стороны, я обслуживаю этих людей, предоставляю им всё то, что им нужно. Хотя я их руководитель. Конечно же, я могу уволить того или иного человека, если он не будет выполнять свою работу.

Люди на меня не злятся, потому что я на них давлю, в цейтноте (недостаток времени. — Прим. «Секрета») они не находятся. Они сами решают, что и когда им делать, а я лишь задаю им вопросы. А они сами всё делают. Так удаётся создать некую гармонию среди сотрудников. Они не бесят друг друга, наоборот, их сам процесс мотивирует, заряжает энергией, им нравится работать, и работают они с приличной скоростью.

Фото: wikipedia.org/Public Domain

Почему важно понимать потребности сотрудников

Иногда между талантливыми людьми разгораются конфликты, даже драки бывают. Это естественно. Я, мне кажется, научился разруливать такие конфликты. Это всё равно что смешивать воду и масло. Если уж проводить параллели, то можно добавить мыло в раствор (таким мылом являюсь я) и произойдёт смешение всех ингредиентов.

Подхожу я к одному персонажу, даю ему какой-то список вместе с карандашом, и он начинает что-то писать на бумаге. Я забираю у него листок, и там написано: «Водка, тоник, лёд» и что-то ещё. В общем, на следующий день, когда он пришёл на работу, знаете, что у него стояло на столе? Кулер с водкой. И лайм тоже был, и лёд мы ему предоставили. Говорю ему: «Я знаю, что тебя привезли сегодня на работу, ты не за рулём. В общем, можешь опустошать кулер».

К чему я это вам всё рассказываю? Бывают ситуации в нашей работе, где люди, подобные мне, должны уметь хорошо смазать работающий механизм. Я прекрасно понимаю, через что проходят такие люди, и знаю, что они переживают. И знаю об их насущных потребностях. Да, я их начальник в официальной иерархии, и в то же самое время я являюсь фасилитатором (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. — Прим. «Секрета»), я их обслуживаю, потому что именно они выполняют ту работу, которую необходимо сделать. Однажды я пришёл к такому заключению и теперь по нему работаю.

Возможно, вы не захотите каждый день обеспечивать всем сотрудникам водку, лайм и лёд, но по крайней мере попробуйте узнавать о том, какая работа выполняется вашими людьми и как помочь им настроиться на эту работу. Вообще, разберитесь в потребностях своих людей.

Как управлять бизнесом, если не любишь этим заниматься

Однажды я высказывал одному человеку сомнения по поводу своих навыков: «Я строитель, я работаю руками и головой. Смогу ли я работать с людьми?» Человек мне ответил: «А зачем себя заставлять быть бизнесменом, когда ты не являешься бизнесменом? Попробуй работу заточить под себя, чтобы она тебе нравилась. Представь, что твой бизнес — это машина. Тебе нужно сконструировать эту машину, спроектировать её и создать её». И я начал мыслить именно в таком ключе. Действительно, бизнес для меня — это некое механическое устройство. Я управляю своим бизнесом именно так.

Фото: flickr.com/photos/genevieve719

Как привлечь инвестора

Вы должны понимать, что инвесторы категориями непрерывных потоков выручки мыслят. Так что, если вы занимаетесь фундаментальной физикой, допустим, и открыли свой стартап, я не знаю, как вам заинтересовывать этим инвесторов. Наверное, можно изучать этих людей, этих венчурных капиталистов и других потенциальных инвесторов. Даже несмотря на то, что вам не нравятся эти люди. И уже узнав их потребности, вы можете затачивать свою работу под то, что требуется им.

Зачем читать неинтересное

Достаточно давно я приобрёл одну привычку. В свободное от работы время я много читал. Более того, читал про те вещи, которые меня не интересовали. Мне хотелось больше узнать про то, что меня не интересует. Вообще, это необычное занятие, скажу вам сразу. Но что оно даёт? Скажем, если я работаю с человеком, похожим на меня, у этого человека те же самые интересы, что у меня. Кажется, что вот как здорово, вот как хорошо. Но на самом деле, если этот человек такой же, как я, зачем он мне нужен?

Об экономике

Всегда с толку меня сбивал один принцип. Все экономисты в него верят: что нерастущая экономика отмирает. Но ресурсы всё-таки исчерпаемые — наша планета может погибнуть. И, мне кажется, искусственный интеллект, наверное, может помочь управлять экономикой и выискать долгоиграющие, долгосрочные решения. Пока что люди с такими вещами не справляются.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе