secretmag.ru
Опубликовано 20 марта 2019, 14:01

Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

Простой гид от винного критика
Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

Многие из нас до сих пор приходят в ужас при одном взгляде на винную карту в ресторане: не дай бог продемонстрировать дурной вкус или дать окружающим понять, что вы чего-то не знаете. «Махните на всё рукой, — советует Джон Бонне, возможно, самый дружелюбный винный критик в мире. — Страх управлял нами слишком долго. Хватит. Вино слишком хорошо для того, чтобы отказывать себе в нём из-за страха».

В его крошечной, но обаятельной книге «Вино по правилам и без» (вышла в издательстве «Альпина Паблишер») нет рассказов о сортах и регионах или снобских рекомендаций в духе «пейте это, не пейте вот то». Вместо этого Бонне доступным языком рассказывает, как выбрать вино, которое наверняка понравится, и — что важно — не переплатить.

Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

ПРАВИЛО №71

Если бокал вина стоит больше, чем одна четверть бутылки, не берите

Бутылка объёмом 750 мл — это около пяти бокалов вина. С учётом некоторых отклонений от нормы, (скажем, вам налили больше обычной порции) максимальная справедливая цена на бокал может составлять одну четвёртую цены бутылки. Это уже будет много, особенно если принять во внимание, что вина, которые ресторан подаёт «бокалами», он, как правило, закупает со скидкой. Так что у него нет никаких оснований требовать с вас больше денег за «привилегию» взять один бокал, а не целую бутылку. В общем, правила такие: бокал за четверть цены бутылки — это экономически обоснованное предложение, бокал за одну пятую цены бутылки — щедрость со стороны ресторана. А вот если просят треть — это обдираловка.

В России, как правило, цена за бокал — это одна пятая стоимости бутылки, так как вино в большинстве ресторанов и баров сервируется по 150 мл (однако есть практика сервировать по 125 мл, и, соответственно, стоимость бокала составляет одну шестую бутылки)

ПРАВИЛО №72

В ресторане объём вина в бокале должен составлять примерно 150 мл

Если он больше, вам повезло с рестораном. Если меньше — и вы при этом не заказывали полбокала или пробную порцию, вас обсчитывают. И это не просто гипотеза — это математический расчёт, основанный на стандартной экономической политике ресторанов (см. выше).

Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

Поэтому имеет смысл заказывать полбокала: этот условный объём оставляет вам пространство для манёвра и зачастую оказывается больше, чем фактические полбокала. Обратите внимание, что в хорошем ресторане бокал должен быть такого размера, чтобы 150 мл вина заполняли менее половины его общего объёма.

В нашей стране не практикуется подача вин по полбокала

ПРАВИЛО №73

Если официант наливает вам слишком много вина в бокал, остановите его

«Достаточно, спасибо» — обычно эта фраза помогает. Если вы станете размахивать руками, как рефери на поле, будет, конечно, хуже — для официанта, не для вас, — но это тоже допустимо. Вы же клиент. (Вот противоположная просьба: чтобы официант налил больше — может, признаю, вызвать большее чувство неловкости.) Хороший официант сам нальёт вам ровно столько, сколько нужно.

ПРАВИЛО №74

Большая винная карта не лучше маленькой

Придерживайтесь простой истины: важен не размер, а умения. Традиционно больше признания — и наград — получали карты, в которых был представлен максимально широкий ассортимент вин. Конечно, карта толщиной с энциклопедию — это очень любопытно. Но селекция не менее важный навык сомелье: он должен уметь отбирать лучшие (или самые необычные) вина каждого типа, а не просто скидывать всё в одну кучу. Как говорит лондонский сомелье Майкл Сейджер, посетителям не нужны пять разных шабли под рыбу — им нужно всего одно. Если составлением занимался грамотный человек, хорошо скомпонованная винная карта на одной страничке может быть не хуже, чем талмуд из пятидесяти.

ПРАВИЛО №75

Заказ вина — это диалог, а не проверка знаний

В идеале этот диалог не должен превращаться в сольное выступление. Вы и сомелье должны говорить друг с другом, а не друг другу. Старайтесь подобрать то, что придётся по вкусу лично вам. Что для этого требуется?

— Чётко объясните, какие типы вин вам нравятся. Если предложение официанта или сомелье вас не вдохновляет, не стесняйтесь спросить, нет ли у него других идей.

— С самого начала обозначьте сумму, которую вы готовы потратить. Если предложенное вино слишком дорого, так и скажите. Если вам не хочется обсуждать за столом денежный вопрос, просто укажите на вино, цена которого вписывается в ваш диапазон: «Может, что-то вроде этого?» Или: «Мне больше нравятся вина из этого региона». Сотрудник ресторана должен понять намёк.

— Само собой разумеется, что персонал ресторана всегда должен знать свою винную карту лучше вас. Спросить, какое вино им самим больше нравится, — самый простой способ в этом убедиться. Но будет даже лучше, если вы попросите предложить вам два-три варианта вин, которые подошли бы к вашей еде. Пусть сотрудник сделает для вас персональную подборку.

Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

© fran hogan / Unsplash

— Если ответить на этот вопрос он не в состоянии, вежливо попросите позвать кого-то более сведущего. Мы для того и платим более высокую цену за вино в ресторане, чтобы нам его подобрал профессионал.

— Если сомелье называет вино, которое не входит в нижнюю половину диапазона цен, представленного в винной карте, спросите ещё раз.

— Если сами вы выбрать не можете, а ресторан довольно прост (впрочем, даже если и непрост), попросите налить вам на пробу немножко того вина, которое показалось вам интересным. Только пробуйте не больше двух вариантов — и, естественно, выбирайте исключительно из тех вин, которые у них подаются бокалами.

Если вам правда не понравится вино, которое они вам предложили, скажите сразу после первого глотка: «Это не совсем то, чего бы мне хотелось». В наши дни бывает допустимо отослать обратно предложенный вариант — но только не в том случае, если вы уже начали его пить.

— Наконец, порой лучше выбрать не вино, а что-нибудь другое. Помимо фантастического многообразия коктейлей рестораны могут предложить интересную подборку пива, сидра или даже саке и соджу (а ещё целый ряд заманчивых безалкогольных напитков).

ВОТ ЕЩЁ ПОДСКАЗКИ

Сделайте домашнюю работу

Заведения, которые гордятся своей винной картой, всегда выкладывают её у себя на сайте — вместе с ценами. (А ресторан, который не публикует в сети цены на еду или вино, вероятно, что-то скрывает.) Посмотрите винную карту заранее, изучите цены и, если возникнет желание, сверьте их с розничными. Цена на бутылку в ресторане всегда будет выше, чем в магазине, но, если она выше в два раза — это повод задуматься и выбрать другое место.

Самые расхожие вина, как правило, оказываются самыми невыгодными

Шардоне по бокалам, хорошо известные бренды, шампанское и т. д. Наценка на них самая большая, хотя они могут быть самыми дешёвыми в винной карте.

Почти в каждой винной карте есть раздел малоизвестных вин, которые оказались там из-за чьего-то личного пристрастия

Это может быть, например, блок австралийских или греческих вин или раздел, обозначенный как «Белые вина, которые заслуживают внимания». Как правило, там и будут все лучшие предложения: сомелье часто делают скидку тем, кто пожелает разделить их страсть.

Если шампанское в винной карте бросается в глаза, есть шанс, что стоить оно будет больше, чем это оправданно

Вероятно, эти бутылки продавались оптом со скидкой. А ещё, возможно, более высокий ценник объясняется тем, что названия этих вин у всех на слуху и большинство посетителей ассоциируют их с престижностью, а потому возьмут их вне зависимости от стоимости. (Хотя, справедливости ради, надо заметить, что теперь это случается уже не так часто, как раньше. Сейчас многие знают розничную цену, скажем, «Вдовы Клико», так что мудрые рестораторы уже перестали её сильно накручивать.)

Совет: обратите внимание на другие игристые вина — не шампанское и не просекко: цены на них часто разумнее.

ПРАВИЛО №77

Вино, которое приносят к столу, должно быть правильной температуры

Одна из главных услуг, оправдывающих ресторанную стоимость вина, — правильная подача. Как ни печально, встречается она реже, чем должна бы. Очень часто вместо того, чтобы хранить бутылки в винном шкафу, их выставляют на стойку или полки бара. Если вино принесли слишком холодным, стоит настоять на том, чтобы ему дали согреться, или попросить, чтобы его декантировали. (Во-первых, оно немного согреется, пока его будут переливать, во-вторых, стенки у декантера теплее, чем у самой бутылки.) Но гораздо чаще вино приносят слишком тёплым, особенно красное. Попросите ведёрко со льдом — да, и для красного вина тоже, — и вежливо объясните, что вино нужно охладить. (Будем надеяться, что сотрудники ресторана уловят этот тонкий намёк и поймут, что хранят вина неправильно.)

ПРАВИЛО №78

Если вы делите счёт на всех, вопрос с вином нужно решать коллективно

А это значит, что винную карту ни в коем случае не должен узурпировать кто-то один. Лучше попросите принести ещё несколько экземпляров. Если ваш «главный транжира» позарится на дорогущую бутылку, вежливо предложите более экономный вариант. Если он не поймёт намёка, всегда можно пошутить: «Как мило, что ты решил угостить нас таким шикарным вином». А для себя отметьте, что с этим человеком лучше по ресторанам за компанию не ходить.

Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

© skynesher / Flickr

Следите за тем, чтобы вина равномерно распределялись между всеми — кто-то пьёт быстрее, а кто-то медленнее.

ПРАВИЛО №79

Если за всё платите вы, то выбор вина остаётся за вами

Конечно, всегда можно прислушаться к мнению гостей — во всяком случае спросить, что бы они хотели выпить, нужно обязательно. Но ваш кошелёк — ваши правила. А если платить вы договорились вместе, но вам хочется заказать конкретную бутылку, угостите всех ею за свой счёт. Плюсы к карме вам обеспечены.

ПРАВИЛО №80

Как клиент, вы обладаете определёнными правами

Бутылку вам должны приносить закрытой — даже если потом её унесут, чтобы открыть. И хотя многие сомелье любят открывать бутылки за сервировочным столиком, вы имеете полное право убедиться, что вам принесли непочатую бутылку.

Вам обязаны дать возможность попробовать предлагаемое вино — и я советую вам всегда ею пользоваться. Если его порекомендовал сотрудник, но оно вам не нравится, именно в этот момент вы можете от него отказаться. Будет лучше, если вы попросите подобрать вам другое вино, а не станете требовать замены, однако большинство хороших ресторанов в наше время сами без проблем забирают не понравившееся клиентам вино — но только если они сообщили об этом сразу, а не после того, как выпили полбутылки.

Иногда бывает, что сомелье подают куда более непритязательную бутылку вина тем клиентам, которые отказались от предыдущей. Это хамство, но, к счастью, такое случается относительно редко.

Как выбрать вино в ресторане, чтобы не разориться и удивить всех за столом

© Didler Robcia / Getty Images

Если хотите, можете понюхать пробку, хотя, возможно, её запах вам ни о чём не скажет. Есть вероятность, что время от времени вам будут попадаться бутылки испортившегося вина. Определить это не так просто: даже мы с женой — оба специалисты по винам — нередко спорим о том, нормальное нам вино подали в ресторане или нет.

Если вкус вызывает у вас сомнения, попросите сомелье попробовать вино — хотя, если он настоящий профессионал, он должен был сделать это ещё до того, как подать его вам. (Если вино разливал официант, попросите его позвать сомелье или менеджера.) Если с вином и правда что-то не так, его, как правило, можно отослать обратно — впрочем, стоит прислушаться к сомелье: хороший специалист может с уверенностью сказать, в порядке вино или нет.

«Никогда не отказывайтесь от вина, если уже начали его пить» — из этого правила есть только одно исключение: порой случается, что неестественный привкус вина проявляется только через несколько минут. Если вам вдруг показалось, что вкус вина резко ухудшился, вежливо сообщите о проблеме официанту. Хороший официант позовёт компетентного сотрудника, чтобы тот с ней разобрался.

Фотография на обложке: Herry Kerr / Getty Images

Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в Telegram и «Яндекс.Дзене».