Еда в тренде. На что стартаперам обратить внимание при развитии фудтех-проекта
Идея открыть ресторан сегодня уже не выглядит чем-то особо прибыльным, чего нельзя сказать про фудтех-проекты. В 2020 году в европейские стартапы этой отрасли инвесторы вложили €2,4 млрд. При этом в сфере появляется всё больше «единорогов», в запросов у потенциальных клиентов становится все больше: от желания видеть упаковку с наворотами до полностью персонализированного ИИ меню.
Чем больше потребностей, тем больше возможностей для бизнеса — каждый может зайти на рынок и попробовать найти свою нишу. На что стартаперам стоит обратить внимание при запуске и развитии фудтех-проекта? Разбираемся вместе с экспертом.
Чёткий и понятный кейс
Одна из ведущих проблем большинства стартапов — невнятное предложение. Клиент не хочет разбираться, что за бренд перед ним и что он производит. При знакомстве потребитель должен чётко понимать, что приобретает и зачем.
Например, «Самокат» — онлайн‑магазин с доставкой за 15 минут. А HelloFresh помогает сэкономить время и нервы благодаря еженедельной доставке наборов для приготовления блюд. Компания помогает вкусно готовить даже тем, кто совсем это не умеет.
Чтобы построить успешный бизнес, компании необходимо найти product market fit (PMF, соответствие продукта рынку, один из главных показателей успешности стартапа) — без него невозможно создать продукт, обладающий ценностью для клиента.
Достижение PMF — одна из важнейших задач на пути к высокодоходной компании. Для этого нужно изучить целевую аудиторию, понять, какие из её потребностей не удовлетворены или удовлетворены слабо, найти возможное решение, запустить MVP (минимально жизнеспособный продукт, первый прототип продукта) и продвижение, а потом смотреть на реакцию пользователей. В зависимости от последней либо доработать продукт, либо тестировать новую гипотезу.
Технологические решения
От того, какую проблему какой целевой аудитории решает стартап, зависит выбор технологических решений. Можно выделить несколько направлений фудтеха в зависимости от технологий.
Производство. К этой категории относятся все решения, связанные с инновационным созданием продуктов. Например, российский проект iFarm разработал ряд технологий для выращивания в вертикальных фермах на маленькой площади натуральных овощей, ягод и зелени. Beyond Meat создал самое известное искусственное мясо в мире.
Рекомендательные сервисы. Сегодня потребители хотят получать продукты, учитывающие их предпочтения и ограничения — от непереносимости лактозы до возможности выбрать блюдо без сельдерея. Интересно, что при этом люди не готовы тратить время на настройку продуктов под себя — сервис угадывает пожелания сам. В целом подобная персонализация сейчас в тренде: одни стартапы разрабатывают проекты на стыке медицины и еды, чтобы клиент получал созданное специально для него меню; другие — создают сервисы, упрощающие выбор продуктов.
Снижение издержек ресторанов. Например, проекты, позволяющие автоматизировать работу ресторанов во всех сферах — от приёма заказов до снижения количества пищевых отходов. Так, Restik помогает ресторанам снижать расходы на внедрение технологий, а Foodcast — прогнозировать продажи, экономить на списании продуктов и снижать остатки на складе.
Выделенные направления — далеко не всё. Сюда можно добавить как минимум технологии контроля качества, умные устройства для домашних и ресторанных кухонь, супераппы, логистические решения и роботизацию кафе. Многие проекты используют не одно решение, а комплекс — это даёт конкурентные преимущества, позволяет быстрее и успешнее расти и привлекать инвестиции.
Тренды-2021
- Экологичность
Сейчас важно быть экологичным брендом. Тренд на эко будет только усиливаться — свыше 40% европейцев в опросе GlobalData отметили, что после пандемии стали больше думать об экологических вопросах. Кроме того, около 60% людей в мире хотят больше знать о том, как производится продукт, который они покупают: готовят ли его на местных фермах, берут ли молоко от свободно пасущихся коров, выращивают ли там, где применяются экологичные агротехнологии.
В марте 2021 года аналитики «AliExpress Россия» подсчитали, что россияне стали вдвое чаще выбирать экологичные товары. Думаю, что через пару лет появятся требования со стороны государства по использованию экологичной упаковки, магазины обяжут отказаться от полиэтиленовых пакетов. Стартапам в фудтехе уже сейчас стоит обратить внимание на «зелёные» решения и позаботиться об экологичности — не только в упаковке, но и на производстве. Например, финский Paptic уже создал инновационный материал из бумаги, нетканого материала и текстиля — с компанией работает Stockmann и ряд других европейских брендов.
- Снекофикация
Скорость жизни в больших городах постоянно увеличивается. Многие люди перекусывают на ходу, дети берут снеки в школу, родители покупают еду в маленьких форматах, потому что её удобно хранить в сумке или автомобиле. При этом производители разрабатывают два вида упаковок: большие — для дома, маленькие — чтобы взять с собой. Тренд пришёл к нам с Запада и набирает обороты — по данным GfK, они остаются одним из самых быстро увеличивающихся сегментов рынка FMCG.
- Привлекательный дизайн
Согласно [исследованию] (https://www.researchgate.net/publication/346647702_The_Effect_Of_Packaging_Design_Elements_On_Youth_Purchase_Intention_Of_Junk_Food) JBMP (Jurnal Bisnis Manajemen dan Perbankan), для молодых покупателей важен красивый дизайн упаковки — яркий, стильный, привлекающий внимание. Упаковка должна быть «инстаграмной» — молодёжь активно делится покупками и едой в социальных сетях. При этом за образец идеального фото часто берутся кадры из Pinterest.
Оптимальная упаковка для продукта, который зацепит внимание молодого покупателя, должна быть яркой, с выделяющейся графикой. При этом ценится минимализм — не должно быть нагромождений рисунков, надписей и логотипов.
Кроме того, молодая аудитория любит интерактивы. Так, интересным ходом станет внедрение AR-элементов в упаковку: потребитель сканирует QR-код и получает дополненную реальность вокруг товара. Несколько лет назад успешную интерактивную кампанию реализовали PepsiCo совместно с Shazam — через приложение Shazam сканировали код на банке Pepsi. Простая активация давала доступ к фоторамкам, позволяющим увидеть себя на пляже, дискотеке, в парке аттракционов и других локациях. В России кампания получила больше 250 000 фото, а уровень вовлечённости аудитории дошёл почти до 500%.
Коллаж: «Секрет Фирмы», pixabay.com, pxfuel.com