11 марта, 05:00
3 мин.

Бизнес обязали работать с сервисом «Работа в России». Как это делать, чтобы не нарваться на неприятности

Весной 2020 года бизнес обязали сообщать о кадровых изменениях и вакансиях на сайте «Работа в России» (trudvsem). Проект был задуман как временный — чтобы оценить ситуацию на рынке труда в пандемию. Через год правило не продлили, и задача ушла сама собой, но сайт не исчез. Вскоре власти приняли закон ФЗ-219, который обязал все компании с 1 января 2022 года размещать вакансии и другие сведения на этом портале. Теперь он называется «Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений». Хотя норма действует третий месяц, у бизнеса к ней остаются вопросы. Разберём основные.

Бизнес обязали работать с сервисом «Работа в России». Как это делать, чтобы не нарваться на неприятности

Для кого это обязательно

На основании закона «О занятости населения» размещать данные (какие именно — в следующем пункте. — Прим. «Секрета») на сайте должны все работодатели (государственные и частные) и индивидуальные предприниматели со штатом более 25 человек (средняя численность за год).

Если людей меньше, отправлять данные в «Работу в России» не нужно. Но п. 3 ст. 25 этого закона всё равно обязывает ежемесячно отчитываться по этим данным в центр занятости. Тем, кто добровольно размещает информацию на «Работе в России», ничего дублировать в службу занятости не нужно.

Что надо сообщать

Сообщать необходимо о вакансиях и условиях привлечения по ним, о наличии вакансий для инвалидов, о процедуре банкротства или ликвидации компании. Данные надо размещать на сайте ежемесячно. Конкретные сроки могут устанавливать власти на местах. Например, Ростовская, Саратовская области — до 5-го числа следующего месяца, Рязанская, Ленинградская области — до 10-го числа следующего месяца, Волгоградская область — не позднее следующего дня после появления вакансии и т. д.

Какой штраф за нарушение

Для должностных лиц — 300–500 рублей, для организаций — 3000–5000 рублей.

В КоАП и других законах не уточняется, за каждую ли вакансию полагается штраф или лишь за сам факт непредоставления сведений. Пока на практике мы штрафов не видели. Будем ждать, когда этот вопрос прояснится.

Как размещать информацию

Первое — зарегистрироваться на портале как юридическое лицо. Можно использовать аккаунт компании с госуслуг, если он есть. Затем надо заполнить карточку компании. Разработчики говорят, что пройти регистрацию можно через МФЦ, но мы таких примеров не знаем.

После проверки специалистами службы занятости (в ведомство придёт уведомление о регистрации) компания сможет приступить к работе.

Кстати, для отправки документов через сайт потребуется усиленная электронная подпись (УКЭП) работодателя — генерального директора или уполномоченного лица.

Технически публикация выглядит так. Вы заполняете описание, отправляете, данные опубликуют в течение дня. В описании 10 обязательных пунктов (должность, регион, зарплата, обязанности и т. д.) и 9 необязательных (премии, релевантный опыт, карьерный рост, контакты).

Размещать вакансии можно самому или через кадровые агентства, если у вас договор на услуги подбора. Главное, чтобы у агентства / сайта по поиску было соглашение с «Работой в России».

Возможные проблемы

Если вакансия закрылась, надо в течение дня после принятия человека в штат сообщить, чтобы на портале вакансию убрали. Через месяц надо опубликовать новый актуальный список. Если компания ничего не пришлёт, то по умолчанию считается, что нет вакансий на данный момент. Кроме того, любая вакансия размещается на 30 дней, и если её не продлить, то считается, что вакансия закрыта. Если это не так, то есть риск нарваться на штрафы.

Согласно ТК РФ, компания должна дать мотивированный отказ, если кандидат об этом попросит. С «Работой в России» пришло новое правило. Если соискателя к вам направит служба занятости, с ним придётся встретиться и сообщить об этом в Службу через портал. Если откажете — ещё и обосновать причину.

Есть риск с публикацией зарплат. Часто для похожих вакансий компании указывают разные ставки. Госинспекция труда (ГИТ) это может посчитать нарушением правила о равной оплате за равный труд. Выхода из ситуации два: или вы создаёте детальные должностные инструкции для каждой позиции, чтобы обосновать разницу, либо в описании вакансии не писать ставку. При публикации должна появиться фраза «по договорённости» — такое условие, к счастью, пока не запрещено. Но неизвестно, надолго ли.

Также остаются и технические сбои. Регулярно мы слышим информацию о том, что не получается загрузить данные на портале, он выдаёт ошибку. Мы рекомендуем при таком сценарии действовать «по старинке»: сделать бумажный документ, к нему — объяснение причин, и отправить почтой в Роструд с уведомлением.

Новости партнеров