Когда детям можно телефон, а когда это превращается в зависимость? Рассказывают врачи
Дети и гаджеты — больной вопрос для современных родителей. Одни при каждом удобном случае дают ребёнку смартфон или включают мультики для детей на телевизоре. Другие считают их едва ли не главным врагом детского развития. Насколько обоснованы такие опасения, существует ли влияние гаджетов на детей, можно ли детям смотреть телевизор и как технологии влияют на детское развитие, «Секрету» рассказали врачи «СМ-Клиники» в Санкт-Петербурге.
Влияние гаджетов на детей
Педиатр Дарья Маркова, заведующая отделением педиатрии в «СМ-Клинике» в Санкт-Петербурге, разъясняет, что развивающие игры на смартфоне, онлайн мастер-классы и видеокурсы могут принести определённую пользу. Если, например, ребёнок смотрит телевизор, это поможет обогатить словарный запас, а научно-популярные передачи — расширить кругозор.
«Но в ситуации "ребёнок и телевизор" или при использовании смартфона контент должен быть адаптирован для детского восприятия. Включать ребёнку взрослые передачи, даже научно-познавательные, стоит не раньше 10–12 лет. И всё же педиатры сходятся во мнении, что чем позже ребёнку в руки попадёт планшет или телефон — тем лучше», — говорит Маркова.
Детям можно давать телефон и разрешать смотреть телевизор не раньше 3 лет. До 5 лет просмотру ТВ и активностям в телефоне стоит уделять не более часа в день, а с 6 лет и до подросткового возраста — не более 2 часов. В эти часы входит и распространённый вопрос, сколько детям можно смотреть мультики, — так называемое экранное время относится и к ТВ, и к смартфонам, и к планшетам.
Американские учёные выяснили, что более трети родителей детей от 3 до 5 лет приобрели телефон для ребёнка: свой планшет или смартфон имеют 35 % маленьких пользователей. Среднее ежедневное использование собственного устройства составило 115,3 минуты в день. Наиболее часто используемыми приложениями были YouTube, YouTube Kids, интернет-браузер, быстрый поиск или Siri, а также сервисы потокового видео.
Как развивается мозг и помогает ли в этом телефон для ребёнка?
Педиатр Дарья Маркова подчёркивает, что формированию мозга и мышления в большей степени способствует мелкая моторика. Её развитию помогают разнообразные кубики, пазлы, игрушки-сортеры, кинетический песок, но никак не умение нажимать кнопки на телефоне или искать видео на «Ютуб детям» и телевизоре.
«Повальное увлечение гаджетами и телевизором уже привело к настоящей эпидемии близорукости и нарушения осанки среди детей. Оно опасно и негативными последствиями для психики: от утраты творческого мышления до социальной дезадаптации и формирования зависимости», — говорит Маркова.
При этом, по мнению Марковой, большую часть полезных функций гаджетов вполне могут взять на себя обычные игры, развивающие тетради и чтение.
Неинтересный реальный мир
Психотерапевт «CМ-Клиники» Марина Фонтен также уверена, что увлечение гаджетами в раннем возрасте может навредить гармоничному развитию ребёнка.
«Маленький человек должен знакомиться с миром, что называется, на ощупь — трогать предметы, изучать их возможности, интересоваться природой и т.д. Постоянное зависание в телефоне отвлекает ребёнка от окружающей реальности, а со временем и вовсе делает её неинтересной», — говорит психотерапевт.
Врач объясняет, что игры и мультики отличаются нереалистичными красками, постоянной сменой картинки, нарочито громким и навязчивым музыкальным сопровождением. Ребёнок постепенно привыкает к яркому виртуальному миру, а настоящий мир начинает казаться ему недостаточно интересным.
«Одновременно атрофируется способность к воображению и абстрактному мышлению. Вместо того чтобы придумывать сценарии ролевых игр («дочки-матери», «магазин» и т. д.), проявлять смекалку, мастерить что-то из подручных материалов, ребёнок превращается в потребителя информации — пассивного и не способного к критическому мышлению или анализу», — предупреждает Марина Фонтен.
Вред хаотичного контента
Особый вред психике наносит хаотичный просмотр видео в том же «Тиктоке» или через рекомендации на YouTube, говорит психотерапевт. После просмотра потока разномастных роликов сознание начинает буквально кипеть. В дальнейшем у ребёнка появляются проблемы с концентрацией, а восприятие информации становится поверхностным.
«Гаджеты для детей также опасны развитием социальной дезадаптации. Дети теряют интерес к общению друг с другом, заменяют телефонами беседы и совместные игры. Во взрослом возрасте это может привести к проблемам с коммуникацией», — поясняет врач.
Экраны портят зрение
Владимир Агеев, кандидат медицинских наук, офтальмолог «СМ-Клиники» в Санкт-Петербурге, предупреждает, что, приучая детей к гаджетам едва ли не с рождения, мы буквально обрекаем их на близорукость.
«Раньше считалось, что зрение портится от чтения. Однако потенциальный вред от бумажных книг не идёт ни в какое сравнение с тем ущербом, который глазам ребёнка наносят телефон и планшеты. При постоянном контакте с экраном у детей развивается ложная близорукость или спазм аккомодации. Регулярное «сидение в телефоне» перегружает эту мышцу, из-за чего глаз больше не может переключаться между предметами вблизи и вдалеке. Спазм аккомодации можно устранить при помощи глазных капель, физиотерапии и различных упражнений», — рассказывает Агеев.
По словам офтальмолога, если не установить жёсткий лимит на использование гаджетов, проблема всё равно будет прогрессировать. В результате у ребёнка сформируется уже полноценная близорукость.
По исследованиям учёных из США, почти все дети в возрасте 4 лет (96,6%) пользовались мобильными устройствами. Большинство из них начали использовать их в возрасте до 1 года. Родители давали детям устройства, когда занимались домашними делами (70%), чтобы дети не нервничали (65%) и перед сном (29%). В таких случаях пытаться ограничить время использования и предпринимать такие меры, как защита телевизора от детей и родительский контроль на телефоне ребёнка, становится бессмысленно.
Гаджеты для детей: без них уже нельзя учиться
По словам педиатра Дарьи Марковой, совсем обойтись без гаджетов сегодня уже невозможно. Тотальная диджитал-аскеза может сделать из ребёнка белую ворону. Пока одноклассники будут обсуждать героев мультсериала или тонкости прохождения новой онлайн-игры, дети без телефона будут лишь стоять в сторонке и помалкивать.
Как поясняет Маркова, с мнением педиатров, увы, не согласна и сама система образования.
«Сегодня уже во втором классе дети должны владеть навыками создания презентаций и поиска информации в интернете. Так их готовят к средней и старшей школе, где учиться без интернета уже точно не получится. Всё это требует значительно большего времени, чем рекомендовано педиатрами», — говорит врач.
Что делать с гаджетами для детей?
Смартфоны сильно изменили нашу жизнь и жизнь наших детей. Родители часто не могут правильно выстроить «отношения» ребёнка и мобильных устройств, потому что в их собственном детстве не было такого опыта.
Ограниченное и контролируемое использование смартфонов и планшетов может быть полезным. Тогда проблем со зрением, коммуникацией и задержек в психоэмоциональном и когнитивном развитии можно избежать.
По словам врачей «СМ-Клиники», для здорового баланса нужно не только ограничивать время использования смартфонов, но и фильтровать контент, показывать хороший пример, не использовать устройства в раннем детстве в качестве «пустышки» для успокоения. Тогда ребёнок будет гармонично развит и здоров.