secretmag.ru
Опубликовано 16 октября 2015, 08:26

Наконец-то довольны своим бизнесом? Значит — идёте ко дну

Сила перемен

Многие ассоциируют словосочетание «зона комфорта» лишь с печью Емели. В нашем представлении человек, который не желает выйти из зоны комфорта — это тот, кто ленится делать карьеру или боится бросить работу с высоким окладом ради собственного бизнеса. Нас сбивает с толку слово «комфорт», нам кажется, что зона комфорта — это уютное и безопасное место. Но это далеко не всегда так.

Наконец-то довольны своим бизнесом? Значит — идёте ко дну

По интернету гуляет шутка, быстро ставшая мемом: «Большинство книг по личностному росту сводится к тому, что человек из Беверли-Хиллз советует человеку из Магадана выйти из зоны комфорта». Шутка смешная, и в ней есть доля правды. Однако многие ассоциируют словосочетание «зона комфорта» лишь с печью Емели. В нашем представлении человек, который не желает выйти из зоны комфорта, — это тот, кто ленится делать карьеру или боится бросить работу с высоким окладом ради собственного бизнеса. Нас сбивает с толку слово «комфорт», нам кажется, что зона комфорта — это уютное и безопасное место. Но это далеко не всегда так.

Зона комфорта — это положение, которое на самом деле может приносить человеку огромный дискомфорт. Но он не выходит из него потому, что перемены страшат его ещё больше. Тысячи женщин живут с мужьями-алкоголиками и продолжают нести свой крест просто благодаря наличию в их головах мощной установки на то, что жить одной, без мужа, ещё хуже. Им тяжелее остаться в одиночестве, чем выносить очередной запой. И в этом смысле их брак — зона комфорта, как ни дико это звучит на первый взгляд. Всякий раз, когда вы видите человека, который очевидно мучается, но упрямо ничего не делает, чтобы изменить ситуацию, знайте — он находится в своей зоне комфорта.

В бизнесе нежелание выйти из зоны комфорта может обходиться очень дорого. Самый простой пример — слишком долгое увольнение заведомо неэффективных сотрудников. Тяжёлый разговор, ввод нового сотрудника в команду — это дискомфорт, погружение в который мы всячески откладываем, давая сотрудникам второй шанс.

Многим собственникам скучно заниматься оперативным управлением, и они фокусируют всё своё внимание только на своих любимых игрушках. Например, занимаются только производством, только безопасностью или только маркетингом, делегируя всё остальное подчинённым. И это правильно, но только в том случае, если это остальное доверено профессиональным и заинтересованным управленцам, а владелец время от времени просматривает отчёты и следит за ситуацией. Если в «зоне делегирования» происходит сбой, он должен выйти из зоны комфорта и вмешаться. Но многие так и продолжают возиться с любимыми детищами, надеясь, что проблемы рассосутся сами собой.

Однажды мне довелось работать с собственником, считавшим, что он построил мощное высокотехнологичное предприятие. На самом же деле парк оборудования представлял собой десяток разномастных и сильно изношенных станков. Завод требовал глубокой модернизации, но собственника раздражали любые предложения вложить деньги в оборудование, поскольку это выводило его из его личной зоны комфорта — разрушало его собственные представления о себе как о совладельце мощного производственного холдинга.

Другой измерял успех своего бизнеса исключительно объёмом выпуска. В иные отчёты он почти не заглядывал, а опытного финансиста с позором выгнал, когда та попыталась указать ему на очевидные кассовые разрывы.

Один из наших нынешних клиентов, создающий уникальный для российского рынка продукт, испытывает проблемы с продажами. Он не один год пытался интуитивно нащупать решение и потратил на это немало сил и средств, однако заметного результата так и не добился. Мы порекомендовали ему привлечь для изучения потребителя специализированное маркетинговое агентство, многократно доказавшее свою профессиональную состоятельность. Агентство предложило клиенту вполне разумную цену (в Москве столько получает в месяц приличный маркетолог), однако клиент отказался под предлогом отсутствия средств. Истинная причина же состоит в страхе выйти из зоны комфорта — клиент никогда раньше не заказывал маркетинговые исследования и боится рисковать, хотя сам признаёт, что не может решить проблему своими силами.

Руководители, которые сутками напролёт пытаются вдохнуть жизнь в оказавшиеся нежизнеспособными проекты, тоже не хотят покидать зону комфорта. Им проще сидеть до ночи в офисе, чем признаться в собственных ошибках.

Но самый важный и самый губительный для российского бизнеса отказ от выхода из зоны комфорта — это поиск решения проблем компании исключительно внутри неё. Столкнувшись с падением выручки или прибыли, руководители энергично принимаются за снижение издержек, оптимизацию бизнес-процессов, автоматизацию учёта. Всё это важно, но жизнь учит, что падение ключевых показателей в 99 случаев из 100 связано с тем, что ваша компания перестала создавать для своих потребителей ценность, за которую они готовы платить. И тогда диагностику проблем нужно начинать с маркетинга, с клиентов. Однако это сложно, непонятно, непривычно. И потому сотни руководителей по всей стране предпочитают оставаться в зоне комфорта. Как в старом анекдоте — ищем не там, где потеряли, а там, где светлее.

Автор — совладелец и основатель компании Sapiens Consulting Фотография на обложке: mmaxer / Depositphotos