16 августа 2017 года в 08:32

Вы привлекли инвестиции и хотите открыть офис в США. Что делать

— советует Андрей Юдников

Вы привлекли инвестиции и хотите открыть офис в США. Что делать

В 2015 году наш облачный сервис видеонаблюдения Ivideon привлёк инвестиции от Impulse VC, и мы смогли позволить себе выйти на американский рынок.

Мы и раньше развивали сервис в Штатах из России, но делать это дальше было невозможно. Нужны регулярные встречи с партнёрами и клиентами, мгновенная реакция на появление новых ниш и возможностей. В итоге весной 2016 года мы открыли офис в Лос-Анджелесе.

В этот год нам удалось увеличить количество пользователей на 130%, до 450 000, и привлечь к партнёрству несколько ключевых игроков американского рынка. У нас бы этого не получилось без офиса в США. Расскажу о главных шагах, тонкостях и ошибках.

1. Регистрация компании

Офис нужно открывать там, где находятся штаб-квартиры основных партнёров или ключевых клиентов. С регистрацией юрлица всё иначе. У каждого штата своё законодательство, поэтому вам нужно место с наиболее удобным налоговым правом для ведения бизнеса.

По неопытности ещё в 2012 году мы зарегистрировали юрлицо в Лас-Вегасе, когда приезжали туда на профессиональную выставку. Уже тогда мы понимали, что когда-нибудь выйдем на этот рынок. Однако во время привлечения средств наши инвесторы попросили открыть офис в Делавэре — одном из самых небольших штатов в США.

Этот штат хорошо знают инвесторы всего мира. Его законодательство прозрачно и понятно и для инвестора, и для стартапа, оно защищает интересы каждой стороны. В отличие от других штатов, налога на нематериальные активы в Делавэре нет, а онлайн-заказы не облагаются налогом с продаж (sales tax). Чтобы зарегистрировать в Делавэре LLC (limited liability company — «предприятие с ограниченной ответственностью») или c-corporation (корпорацию, которая облагается налогом отдельно от своих владельцев), не нужно личное присутствие и даже паспортные данные основателей.

Достаточно заполнить анкету из трёх строк: указать название компании, имена учредителей и количество выпущенных акций. Анкету нужно отправить в один из интернет-сервисов, которые регистрируют компании в Делавэре за $300. Через три недели вам пришлют весь пакет регистрационных документов.

2. Выбор места для офиса

Выбирать локацию нужно исходя из вашей сферы. Софтверные проекты обычно останавливаются в Кремниевой долине, но недвижимость там сейчас очень дорогая. Многие снимают офисы в Канаде и постоянно летают на встречи в Калифорнию — это дешевле. Нам был важен Лос-Анджелес как мировая столица видеонаблюдения. Здесь находятся офисы ведущих игроков рынка, в том числе наших стратегических партнёров — Dahua и Hikvision.

Цены на офисные площади в одном городе могут сильно отличаться в зависимости от места. Снять небольшое помещение можно дешевле, чем в Москве, — за $20 в месяц за квадратный метр. Можно и существенно дороже.

Мы выбрали офисный центр в Коста-Месе — предместье Лос-Анджелеса, где метр площади стоит $100 в месяц. Платить больше не хотелось, к тому же нам было важно, какие компании нас окружают. В столовой бизнес-центра можно узнать последние тренды отрасли, услышать любопытные идеи. Американцы — открытый народ, который ценит живое общение. Пока мы сняли всего 20 кв. м, но в ближайшее время собираемся в разы расшириться.

3. Привлечение сотрудников из России

Самая большая проблема иностранной компании в США — получить для сотрудников рабочую визу. Рабочее миграционное законодательство США многие считают несправедливым. Сложности здесь возникают у всех, будь то небольшая компания или гигант вроде Google и Apple. Привлекать из России линейный персонал даже не стоит пытаться. Власти получают миллионы заявок на рабочие визы, а удовлетворяют только треть с помощью розыгрыша грин-карт в лотерею, причём честную.

Легче перевезти в США человека с редкой профессией. Ваш юрист, который будет обосновывать его наём, должен доказать, что людей с такой профессией сложно найти в самих Соединённых Штатах. Ещё можно пригласить на работу топ-менеджера (виза категории L), но и это непросто. Нужно доказать, что он незаменим для вашего бизнеса и управляет более 20 специалистами. Также у него должен быть хотя бы год опыта работы на управленческой позиции за пределами своей родины.

Штат американского офиса Ivideon сейчас состоит из четырёх человек. Мы ждём перевода ключевых менеджеров из России, которые будут набирать остальных сотрудников среди локальных специалистов.

4. Оформление на работу американских специалистов

Набор персонала в Америке — ответственный процесс. Торопливость может привести к большим проблемам. Это основная причина, по которой мы не спешим быстро заполнить все штатные позиции. Оплата труда в США многим российским компаниям может показаться очень высокой.

Ежегодная зарплата менеджера в нашей сфере — около $150 000 (все налоги из них сотрудник платит сам), но это не всё. Компания должна предоставить соцпакет, а медицина в США не просто платная, а очень дорогая. Хорошая медстраховка стоит $6000–8000 в год, и её наличие в соцпакете — важная мотивация для сотрудников. Помимо обычной страховки многие компании оплачивают стоматологию, а крупнейшие корпорации дают и другие бонусы — например, скидки на отели, авиабилеты, покупку автомобиля у определённых дилеров.

При найме легко ошибиться и пригласить неэффективного сотрудника, но вот доказать, что он плохо работает, очень трудно. Если увольнение покажется работнику несправедливым, он может обратиться в трудовую инспекцию или к юристу, который обвинит вас в предвзятости. Тогда вы должны принять сотрудника обратно или выплатить ему большую компенсацию. Именно поэтому в Америке так много компаний, которые специализируются на увольнениях: они умеют договариваться с нежелательными сотрудниками и избавлять работодателя от проблем.

5. Учёт местных особенностей

Американский подход к работе сильно отличается от нашего. Здесь никто не будет сидеть в офисе после рабочего дня, чтобы показать корпоративную лояльность. Считается нормальным в рабочее время заниматься другими вещами. Например, в Google есть волейбольная площадка, комнаты с компьютерными играми и 15 ресторанов, куда можно ходить в рабочее время. Единственное, чего ждёт от персонала работодатель, — прекрасно выполненная работа в установленный срок.

Исходя из этих негласных правил строится взаимодействие компании с головным офисом в России. Коммуникация происходит на уровне топ-менеджмента, а результаты мониторятся раз в неделю.

Еженедельно менеджмент американского офиса обновляет статусы по проектам и задачам, вместе с российским офисом разрабатывает пути развития на американском рынке. У менеджеров в Лос-Анджелесе есть долгосрочные и краткосрочные KPI, которые необходимо выполнять. Если этого не происходит, в компании начинают задумываться об увольнении.

Фотография на обложке: Google

Обсудить ()
Новости партнеров