Как отличить бизнес-образование от профанации
Время инфобизнесменов и паникёровИнтерес к профессиональному образованию зачастую вовсе не обязательно связан со стремлением получить знания, равно как не все образовательные курсы этому способствуют. За рубежом успех вуза связан с успехом его выпускников. А в России —множество инфобизнесменов и «диких коучей».
Интерес к профессиональному образованию зачастую вовсе не обязательно связан со стремлением получить знания, равно как не все образовательные курсы этому способствуют. За рубежом успех вуза связан с успехом его выпускников. А в России —множество инфобизнесменов и «диких коучей».
Кто учит?
Первое, что стоит знать о любых курсах и любом учебном заведении: они решают не только рыночные задачи, но и рабочие задачи своих авторов. Например, свою первую образовательную программу для менеджеров в сфере интернет-технологий я создавала в 2006 году на базе ГУУ. Тогда в компании, где я работала руководителем проектов, наблюдался острый недостаток управленцев среднего звена — проджект- и продакт-менеджеров. Проинтервьюировав не один десяток соискателей, я поняла, что схожие проблемы наблюдаются у большинства IT-компаний: бурный рост рынка требовал от компаний быстрых изменений, программистов у них был избыток, а руководителей, способных ставить им задачи и заниматься развитием бизнеса, попросту не найти. Я взяла за основу собственной методики академический курс MBA, дополнила его прикладными блоками, специфичными для отрасли, и сконцентрировалась на команде, предложив руководителям тех компаний, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке и испытывали кадровый голод, читать лекции на новом факультете. Аналогичный подход я применяю и сейчас в Школе новых медиа, но уже на другом сегменте — e-commerce и маркетинге в сфере IT.
«Правильное» учебное заведение — важная часть деловой экосреды. Первое, на что следует обращать внимание, выбирая нужный курс, — учебный план и состав преподавателей. Вы мечтаете о лидирующей компании и знаете, чем хотите там заниматься? Ищите школу, в которой преподают либо работают менторами представители «компании мечты». Хотите найти стратегического партнёра? Выясните, какие знания помогут вам повысить вероятность получения контракта. Помимо обязательных составляющих курса — базовых понятий и рабочих инструментов — вы получите главное: понимание, какими интересами «живёт» компания-лидер, какие цели она ставит перед собой, насколько вы им соответствуете.
Сейчас программы корпоративного обучения развиты в крупных холдингах, которые способны обеспечить внутри компании карьерный рост и оплачивают переобучение своих сотрудников примерно один раз в 5 лет. Некоторые компании открывают собственные факультеты на базе вузов: к примеру, «Яндекс» в сотрудничестве с Высшей школой экономики год назад запустил факультет компьютерных наук, а Mail.Ru открыла собственные аудитории в МГТУ им. Баумана.
Не гонитесь за быстрым эффектом и считабельными показателями. Наряду с профессиональными академическими программами, которые разрабатываются специалистами, в образовательном бизнесе весьма успешно и агрессивно действуют так называемые инфобизнесмены — предприниматели, нашедшие пару удачных коммерческих ходов, разработавшие шаблон пошагового повышения продаж и сделавшие предметом своего дохода обучение начинающих коллег. Один из отличительных признаков инфобизнесмена — обещание «быстрых чудес» и апелляция к цифрам: мы увеличим вашу конверсию! Мы поднимем ваши продажи! Мы станем творцами ваших побед!
Инструменты инфобизнесменов и «диких коучей» действительно помогают. На какое-то время. Главный секрет состоит в том, что бизнес-среда непрерывно изменяется — завтра старые правила перестают работать, а выпускник, который не обладает базовыми знаниями в своей предметной области, ощущает себя дезориентированным и бросается на поиски следующего «магического семинара». А поскольку обязательной частью семинаров любого «дикого коуча» является эмоциональная мотивация, имеющая временный эффект, или по-русски «накачка», выпускник не задумываясь возвращается за следующей порцией адреналина.
Кто учится?
Мы живём в прагматичное время, и большинство абитуриентов бизнес-школ задаются вопросом «Насколько мне будет полезна эта программа?». Но давайте разберёмся в том, что такое «польза». Вот несколько портретов слушателей бизнес-школ.
«Я менеджер среднего звена. Меня скоро уволят!»
Весной мы проводили опрос абитуриентов и слушателей, чтобы выяснить, что стало основной причиной, по которой они решили пойти учиться. Результат опроса впечатлил: оказалось, что почти в половине случаев за красивыми обтекаемыми выражениями «новые карьерные горизонты» и «личное развитие» скрывается банальная паника (даже так: ПАНИКА!!!). Кстати, паника далеко не всегда связана с кризисом. Просто человек понял, что достиг предела собственной компетентности, он перестал чувствовать себя уверенно на фоне молодых коллег либо столкнулся с сокращением штатов в компании. Значит, нужно срочно бежать учиться. Становиться ценным, незаменимым, уникальным кадром!
Проблема в том, что паника неконструктивна. Она мешает толком сосредоточиться и поставить перед собой действительно достойную цель. Вместо стратегических решений паникующий человек выбирает мелкие тактические шаги, например, «получить корочку» профильного вуза. При этом он забывает, что диплом — это не свидетельство интеллектуального развития и не гарантия трудоустройства, а просто свидетельство о количестве проведённых в аудитории часов и выполненных заданий. К тому же теперь студент делит своё внимание и время между работой и учёбой, тем самым только увеличивая вероятность своего увольнения. Редкий начальник будет счастлив, узнав, что его сотрудник учится по вечерам, — для него это сигнал, что сотрудник может халатно относиться к своим обязанностям, а скоро и вовсе будет искать лучшую должность на стороне.
Прежде чем отправляться на обучение, сотруднику, который решил расти внутри компании, стоит обсудить с руководством свои перспективы. Насколько приобретённый профессиональный опыт будет ценным для фирмы? Готово ли руководство к изменению компетенции сотрудника и — что весьма вероятно — к его возросшим финансовым и карьерным аппетитам? Идеальный вариант — предупредить, что вы планируете повышать свой профессиональный уровень и обучаться, прямо при поступлении на работу.
«Я стартапер. И у меня ничего не получается»
Руководители компаний хорошо понимают, что возросшая конкуренция требует от бизнеса серьёзной реструктуризации и изменения бизнес-инструментария, но не рискуют идти на преобразования, не заручившись солидным багажом теоретических знаний. Я называю таких людей «прагматики наоборот».
Когда учиться приходит ребёнок, он, как правило, не ставит перед собой прагматичных целей. Он просто открыт любым идеям и склонен дифференцировать их лишь по признаку «интересно-неинтересно». Когда учиться приходит владелец бизнеса, он производит в уме примерно такую операцию: посмотреть общую стоимость курса — вычислить среднюю стоимость одного занятия — посчитать число полезных занятий — пересчитать стоимость курса. Мне встречались индивидуумы, которые были настолько прагматичны, что выбирали из всего учебного плана пару-тройку профильных лекций узкой тематики, игнорируя всё остальное. Часто они используют преподавателей как бесплатных менторов для своего бизнеса. Их проблема в неумении смотреть шире: они с трудом соглашаются вылезти из узкого панциря своей бизнес-ниши и поискать новые возможности.
Стартаперу часто трудно согласиться с тем, что его бизнес растёт вместе с ним. Он пытается «ускорить время», найти магические рецепты и поэтому часто становится жертвой инфобизнеса. Но ведь если применить системный подход к обучению, а параллельно изменять компанию, действительно можно «решить» собственный бизнес как бизнес-кейс! Правда, для этого придётся честно отслеживать все изменения и все задействованные инструменты — а в итоге на выходе получатся не только возросшие бизнес-показатели, но и хороший диплом.
«Я топ. Я не хочу учиться — я хочу тусоваться»
Менеджеры высшего звена крупных компаний приходят в вузы «за вдохновением» и «за связями». Зачастую им крайне трудно согласиться с тем, что их вообще может кто-либо чему-либо обучить. Довлеющий опыт и вес — кажется, что перед вами сидит памятник самому себе, отлитый в бронзе. В академических заведениях руководителей за партой видно за версту. Именно эти парни радостно троллят преподавателей, задавая вопросы из узкой предметной области, и именно они поручают своё домашнее задание заместителю. Но это большая ошибка — смотреть на них как на скучающих пассажиров круизного лайнера. Если топы видят перед собой достойную цель, они готовы впахивать, чтобы достичь наилучшего результата. Особенно если есть с кем соревноваться. Потому что они просто не могут себе позволить быть вторыми.
Важная задача для управленца — осознать собственное обучение как бизнес-предприятие. Написать бизнес-план и понять, какую задачу на самом деле решает проект «Бизнес-школа». Рассчитать ключевые параметры успешности своего обучения. Визуализировать желаемый результат. И наслаждаться привычным и любимым процессом — управлением! Только управлять придётся собой.
Кто выигрывает?
Капитализация большинства современных компаний — это класс команды. Поэтому для компании важно не только получение сиюминутных результатов, но и капитализация человеческого ресурса. Многие фирмы в digital-среде вообще создаются под новые направления бизнеса, и их руководителям и сотрудникам постоянно необходимо поддерживать свой уровень компетентности, чтобы оставаться ценным кадром. Переход из компании в компанию — это отличный стимул к обучению.
Поэтому крайне важно сделать учёбу постоянной, неотъемлемой частью своего рабочего процесса. Оптимально — отправляться на систематическую переподготовку и давать преференции тем сотрудникам, которые проявляют интерес к повышению своего уровня. Если команда тратит время не на барбекю и бег в мешках, а на совместные походы за знаниями, она резко улучшает свои ключевые показатели.
Сегодня, дописав эту статью, я отправляюсь слушать лекцию по менеджменту. Зарядка для мозгов — что может быть лучшим занятием на вечер?
Фотография на обложке: Caiaimage/Chris Ryan