secretmag.ru
Опубликовано 03 августа 2021, 20:03
10 мин.

Самим не хватает. Ждать ли дефицита бензина в России, и может ли запрет на экспорт с ним справиться

Мнения экспертов

Заметный рост биржевых цен на топливо с начала года заставил обеспокоиться не только владельцев АЗС и простых россиян, но и власть. В конце июля Минэнерго предложило ввести запрет на экспорт бензина АИ-91 и АИ-95 за пределы России. Несмотря на то, что рост биржевых цен немного замедлился, ведомство не отказывается от этой идеи и настаивает на введении ограничений в ускоренном порядке. Как эта инициатива может сказаться на рынке и грозит ли России новый дефицит бензина — «Секрету» рассказали эксперты.

Самим не хватает. Ждать ли дефицита бензина в России, и может ли запрет на экспорт с ним справиться

Резкий рост биржевых цен на топливо начался с середины лета, но сама тенденция к повышению прослеживалась ещё с середины февраля. Вслед за биржей росли и цены в рознице, на заправках, подорожав больше, чем за весь предыдущий год. Всего с начала 2021 года оптовая цена бензина поднялась на 30%, к концу июля почти достигнув психологической — 60 000 рублей за тонну АИ-95. АИ-92 при этом торговался по 57 597 рублей.

Рост цен произошёл на фоне дефицита поставок: в июле сразу несколько российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ушло на внеплановый ремонт, отметили опрошенные эксперты. О риске нехватки топлива ещё в мае предупреждал Российский топливный союз, объединяющий сети АЗС. Уже тогда в союзе указывали на необходимость временно ограничить поставки бензина за рубеж, чтобы удовлетворить потребности на внутреннем рынке. Однако тогда Минэнерго заявило, что ограничение экспорта возможно лишь как крайняя мера.

Что же заставило правительство вспомнить об этом варианте? По словам вице-премьера Александра Новака, несмотря на то, что в последние дни цены на бензин постепенно начали снижаться, давление на них сохраняется, так что рынок нужно стабилизировать. Изначально предполагалось, что всё придёт в норму с изменением демпферного механизма, который во многом определяет стоимость бензина внутри России. Однако цены продолжили расти.

Экономисты и представители профильных ассоциаций сошлись в выводах, что сейчас ограничение экспорта — действительно необходимая, хотя и несколько запоздалая мера. Однако для того, чтобы справиться с безудержным подорожанием топлива, её может оказаться недостаточно.

Почему вводят запрет?

Юрий Матвейко
вице-президент Российского топливного союза

2021 год — уникальный с точки зрения ведения бизнеса. Биржевые и оптовые цены на нефтепродукты выросли более чем на 30%, а розничные на 4–4,5% в рамках инфляции, о которой нам говорит Росстат. Если рассмотреть последние 10 лет с первого серьёзного топливного кризиса 2011 года, независимая розница уже знает, что 3–4 месяца в году будут очень сложные, зачастую убыточные, но остальной период позволял частным АЗС по итогам года выйти хоть с небольшой, но прибылью.


В этом году за семь месяцев мы видим постоянный рост биржевых цен, недостаточные объёмы продаж для стабилизации рынка и серьёзное снижение продаж мелким оптовикам на региональных базисах нефтяных компаний.
Первые обращения от Российского топливного союза (РТС) к регуляторам прозвучали ещё в начале года. К сожалению, кроме комментариев «мы делаем всё возможное» и слов, что мы неправильно понимаем ситуацию, мы ничего не получили. Но от таких комментариев топлива на рынке не добавилось, и экономика частных АЗС с каждым днём только ухудшается.

Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Думаю, что запрет экспорта бензина — это крайняя мера. Никто не хочет её применять. Правительство явно пока торгуется с нефтяными компаниями и, угрожая запретить экспорт на три месяца, укрепляет свою переговорную позицию.


Если запрет всё-таки будет введён, то это будет большой конфликт правительства и нефтяных компаний. И, конечно, это нежелательно для министра энергетики и вице-премьера Новака. <…>
Правительство так обеспокоенно даже не потому, что на всех АЗС в стране растут цены на бензин — нет, так было весной, и тогда рост удалось замедлить до нормальных значений, изменив механизм демпфирующей надбавки. Сейчас же проблема в том, что именно на бирже, а не в рознице бензин дорожает.
Во-первых, это нервирует общественность, так как появляются пугающие новости о ценовых рекордах. Перед выборами в Госдуму это очень нежелательно. Во-вторых, когда независимые АЗС покупают дорогое топливо на бирже, они оказываются перед выбором: либо повысить цены на своих АЗС и потерять клиентов, либо держать цены и генерировать убыток, но бесконечно так делать нельзя, так как придётся просто закрыть бизнес в итоге.
Думаю, что компании и правительство во многом сейчас намеренно накаляют обстановку для того, чтобы их конфликт стал достаточно крупным, чтобы в него вмешался президент и как верховный арбитр принял решение. Скорее всего, он просто даст компаниям устный совет увеличить продажи на бирже. Причём это нужно сделать на непродолжительный период времени — до октября, так как сейчас сезон отпусков и многие путешествуют на личных автомобилях, а в сентябре спрос будет падать.

Что будет с ценами для потребителей?

Опрошенные «Секретом» эксперты согласны, что ситуация с ростом биржевых цен, как и запрет на экспорт топлива, совершенно не обязательно найдёт отражение в ценах на бензин для автовладельцев. По их словам, оптовый и розничный рынок работают по совершенно разным правилам.

Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Пока правительство хочет, чтобы нефтяные компании сами добровольно увеличили продажи топлива на российской бирже, так как именно там наблюдается дефицит, и независимые сети АЗС не могут купить бензин в достаточном объёме и по приемлемой цене. Отсюда обновления ценовых рекордов на бензин.


Но важно отметить, что это рекорды бъёт именно биржевая торговля. Это не обязательно должно приводить к росту цен на топливо в рознице. На бирже бензин покупают в основном независимые сети АЗС. Таких заправок много, но по объёму продаж топлива в России они в меньшинстве. Большая часть топлива продаётся на АЗС крупных вертикально интегрированных компаний — ВИНКов. Они продают топливо своим сбытовым компаниям напрямую со своих же НПЗ.

Дмитрий Гусев
вице-президент Независимого топливного союза

На простых россиянах новый запрет никак не скажется, поскольку рост цен для населения зафиксирован не выше уровня инфляции. Рост на уровне 3 рублей на литр — адекватный ценник, заложенный параметрами бюджета.


Татьяна Скрыль
к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова

Действующий демпферный механизм ценообразования исключает возможность значительного превышения цен на топливо внутри страны над мировыми. Не стоит забывать, что в структуре розничной цены на топливо доля цены нефти составляет в районе 15–20% в зависимости от места производства. Остальная часть приходится на акцизы, налоги, затраты на переработку и розничные издержки. Поэтому для достижения стабилизирующего эффекта на топливные цены следует проводить грамотную бюджетно-налоговую политику в плане построения грамотной налоговой нагрузки на предприятия в нефтегазовом секторе.


Впрочем, нашлись и те, кто видит прямую зависимость оптового и розничного рынка. По словам Юрия Матвейко, ситуация больнее всего бьёт по частным АЗС, и их клиенты уже могли заметить последствия роста биржевых цен.

Юрий Матвейко
вице-президент Российского топливного союза

Сегодня частные АЗС покупают топливо на бирже или на сбытах, где это возможно, практически по ценам АЗС нефтяных компаний. С учётом операционных расходов — это 5–7 рублей за литр — такие заправки вынуждены поднимать цены и терять клиентов, но что ещё более важно, получать негативное отношение от россиян, убеждающихся, что частные АЗС —барыги и т.п.


А экономисты считают, что роста цен всё равно не избежать, так что запрет мало что изменит для конечного потребителя.

Мария Долгова
доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова

Запрет касается только 92-й и 95-й марок бензина и будет действовать три месяца. Ограничение экспорта не решит проблемы наполнения внутреннего рынка и не сможет существенно сдержать рост цен.


По аналогии с ранее введенными ограничениями экспорта металлов или зерновых, производители могут потребовать компенсации от государства за упущенную выгоду или будут повышать цены для оптовых потребителей.
Крупные компании, имеющие собственные нефтеперерабатывающие предприятия и АЗС, смогут сдерживать потребительские цены, поскольку они получают выплаты из бюджета. Вследствие корректировки действующего демпферного механизма в этом году они получат из бюджета 60 млрд рублей вместо 40 млрд. Но мелкие компании, владеющие независимыми сетями АЗС, не смогут сдерживать рост потребительских цен и столкнутся с огромными убытками, угрозой банкротства.

Как запрет поможет рынку и не поздно ли его вводить?

Намерения Минэнерго сбалансировать спрос и предложение на внутреннем рынке, запретив торговлю с внешними, вполне понятно и укладывается в повестку ограничения экспорта на фоне дефицита целого ряда продовольственных товаров. Однако в случае бензина в дело вмешивается ещё один фактор — сезонный. Не слишком ли поздно ведомство решило пойти на рискованный шаг?

Дмитрий Гусев
вице-президент Независимого топливного союза

Основной вопрос в том, когда объявят запрет. Последние меры регулирования давали результат в среднем через 2–3 месяца. В принципе, если запрет не введут прямо сейчас, в сентябре уже смысла особого не будет, так как это последний активный месяц для автоперевозок, а затем начнётся уменьшение объёма потребления. Спрос на рынке и так пойдёт на убыль.


Чем новые ограничения грозят российским производителям топлива?

В ситуации с «ручным госрегулированием» и запретом экспорта основными пострадавшими будут производители топлива, которые в основном ориентируются на зарубежный рынок. Среди крупных компаний в наиболее уязвимом положении находится «Сургутнефтегаз», у которого экспортные поставки занимают довольно большую долю в выручке — около 60% от общего объёма произведённого бензина. Однако эксперты уверяют, что не всё так страшно: для экспортёров запрет будет явлением неприятным, но не смертельным.

Дмитрий Гусев
вице-президент Независимого топливного союза

У нас в стране небольшие объёмы экспортного рынка, и они ориентированы в основном на Среднюю Азию, где тоже большие проблемы с госрегулированием, там особо и не думают про эти проблемы. Потеряются какие-то рынки — будет определённое замещение, рынки откроются — всё вернётся. Но, в целом, любые запреты плохо сказываются на экспортёрах, так как мы не можем выстроить долгосрочные программы.


Есть ли риск повторения топливного кризиса?

Первые ласточки топливного кризиса в России прилетели с Дальнего Востока ещё в начале 2021 года. Тогда в Хабаровске из-за ремонта на местном нефтеперерабатывающем заводе возник дефицит топлива. Местные жители начали продавать бензин в канистрах и места в очереди на заправках, а цены на местных АЗС взлетели. Тогда кризис не успел перекинуться на другие регионы, и эксперты связали случившееся с несогласованностью и расхлябанностью на местах. Но возможно ли повторение дальневосточного сценария теперь, и не его ли опасаются власти? Эксперты уверены, что та ситуация была всё-таки экстраординарная, хотя от подобных инцидентов никто не застрахован.

Дмитрий Гусев
вице-президент Независимого топливного союза

От случайностей никто не застрахован. Что случилось на Дальнем Востоке? Невовремя вышел с ремонта Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, в результате сорвались поставки. Что могло бы помочь в этой ситуации? Субсидия на перевозку нефтепродуктов — пошёл третий год как её рассматривают, второй год как вышло поручение президента Минфину, но регуляторы никак не могут её рассмотреть, и в этом — основная причина проблем на Дальнем Востоке.


Дело в том, что Дальний Восток — это очень большие расстояния до НПЗ, так что там очень сложно оперативно подогнать топливо. В Европейской части России и на Урале гораздо больше НПЗ, и если у одного из них какие-то проблемы, то быстренько пригоняют топливо от другого.
Проблема в том, что НПЗ внепланово ремонтируются каждый год, и, к сожалению, информация об этом засекречена Минэнерго. Мы уже несколько раз делали запросы об её опубликовании, но все госинституты её только продают. Отсутствие открытой информации о сроках ремонта НПЗ приводит к тому, что производители просто не знают, когда создавать дополнительные запасы, чтобы не случалось кризисов.

Юрий Матвейко
вице-президент Российского топливного союза

За последние десять лет, минувшие с прошлого топливного кризиса в 2011 году, мы почти ежегодно видим всё те же проблемы с дефицитом предложения и диспаритетом игроков на топливном рынке.


К сожалению, наблюдается такая тенденция, что у регуляторов на бумаге те или иные цифры, которые не отражают реальной ситуации на местах, а из кабинета в Министерстве не видно, что творится в Алтайском крае или на Дальнем Востоке. За десять лет с первого кризиса тенденция повторяется из года в год, видимо, у ФАС России и Минэнерго России не хватает механизмов и рычагов!
На наш взгляд, ограничение экспорта нефти и нефтепродуктов — это крайняя и необходимая мера для насыщения внутреннего рынка и стабилизации биржевых цен. Задача регуляторов — обязать ВИНКи разнести график ремонта заводов, чтобы в пик потребления было достаточно предложения на бирже, и не допустить роста оптовых цен.

По словам Матвейко, у государства достаточно инструментов, чтобы повлиять на цены на топливном рынке. Это и снижение акциза, и ввод демпфера, и принятие индикативных региональных цен, и многое другое.

Фото: Коллаж: «Секрет Фирмы», www.pexels.com

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.