secretmag.ru
Опубликовано 25 сентября 2020, 19:57

Почему буксует импортозамещение в России. Мнение промышленника

Путь к загниванию или стимул для развития?

Политику импортозамещения в России часто критикуют. Её противники считают, что она ущемляет интересы российских потребителей и может даже привести к загниванию российской экономики. Действительно ли это так, в чём проблемы российского протекционизма и можно ли их решить?

Почему буксует импортозамещение в России. Мнение промышленника

Нужно ли вообще России импортозамещение

Не нужно думать, что импортозамещение — это чисто российское явление. Его в том или ином виде практикуют почти все страны, просто эту практику называют по-другому. Например, в Европе есть жёсткая система сертификации, которая ограничивает вход иностранных производителей на рынок — по сути, это тоже аналог импортозамещения.

Регулировать рынок и поддерживать внутреннего производителя необходимо любой экономике, это не позиция слабого игрока в безвыходных условиях.

В России принимают всё больше нормативных актов, чтобы стимулировать госорганы приобретать за бюджетные деньги именно отечественные товары. Некоторые скажут: «Чиновники заставляют покупать плохое, но своё, вместо хорошего иностранного». Возможно, в каких-то отраслях это и так, но точно не в нашей — в электротехнике.

Оппоненты импортозамещения также говорят: усиленный протекционизм приводит к загниванию экономики (например, эту мысль в недавней колонке для Forbes высказал директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. — Прим. «Секрета».).

Это очень спорный тезис. Чем больше добавленной стоимости формируется внутри страны, тем лучше для её экономики. Например, предприятие, поддерживающее политику импортозамещения, заказывает услуги другим отечественным производствам, покупает отечественные комплектующие и платит специалистам, сопровождающим этот процесс. Таким образом деньги остаются в экосистеме российской экономики.

Действительно, импортозамещение не развивает свободную конкуренцию, но надо же с чего-то начинать. Сильная господдержка хороша на старте, а с развитием отечественной промышленности её регулирование уже может быть не таким жёстким, чтобы не нарушать механизмы свободной конкуренции. Импортозамещение в руках чиновника должно быть инструментом и стимулом для развития производства.

Правильно ли власти проводят эту политику

Идеализировать нашу политику импортозамещения я бы не стал. Проблем хватает.

В этом деле важно найти баланс между мерами господдержки российских производителей и при этом не нарушить свободное рыночное регулирование экономики. В России эту задачу решают два ведомства: Минпромторг и ФАС. Первое разрабатывает нормативные акты для стимулирования производства, второе следит, чтобы в стране не создавались условия для недобросовестной конкуренции.

Согласовать все постановления между собой — большая сложность. На старте документ может очень сильно отличаться от своей финальной версии, принятой после долгих согласований. Это цена компромисса между интересами разных ведомств.

Ещё одна проблема — конкуренция долгосрочных задач с краткосрочными. Скорость, с которой ведомства принимают регулирующие акты, очень низкая — это месяцы и годы, а бизнес живёт совсем другими темпами. У нас инвестиционные циклы ограничены по времени — деньги нужно возвращать в конкретные сроки.

Кроме того, нельзя просто взять и резко запретить всех зарубежных поставщиков — отечественные могут не справиться с большими объёмами, а риски на крупных проектах будут очень большими. Нельзя решить проблему в один момент только нормативными актами.

Почему буксует импортозамещение в России. Мнение промышленника

© Фото: keaz.ru

Помогло ли импортозамещение нашему бизнесу

КЭАЗ начал новый виток своей инвестиционной программы в 2010 году. Тогда ещё про импортозамещение никто не думал, все жили в условиях глобальной экономики. Мы вошли в тот инвестцикл с верой, что такая страна, как Россия, не может остаться без производителя низковольтной аппаратуры.

Но программа импортозамещения, запущенная властями в 2014 году, особо нам не помогла. Единственный реальный эффект, который мы получили, — к нам пришли сильные сотрудники из иностранных компаний. Они поверили в перспективу импортозамещения и сделали ставку на российского производителя. Однако чуть позже они поняли, что в существующем виде государственная программа — это лишь рекламный слоган, а по факту им приходилось работать в условиях идеальной конкуренции, где мы были не самым сильным игроком.

В итоге мы реализовали лишь две трети своей программы. Два года назад остановили свои активности в этой сфере, потому как поняли: импортозамещение не работает, а попасть на рынок с нашим маркетинговым бюджетом практически невозможно. Иностранные конкуренты тратят очень много денег на продвижение. Поэтому, даже если мы произведём дешёвый и качественный продукт, у нас просто не хватит ресурсов переубедить заказчиков поменять производителя.

Верим ли мы в импортозамещение 2.0

В 2020 году в стране запустили импортозамещение 2.0 — подходы к регулированию сильно изменили. Раньше чиновники поддерживали конкретные продукты, а заказчики объединяли все свои запросы в огромные лоты, внутри которых всё равно были закупки импортного оборудования.

Теперь Минпромторг регулирует состав этих услуг и вводит перечень используемого оборудования. Это может дать серьёзный толчок в политике использования российской продукции в госпроектах.

В целом новый подход кажется оправданным. Сейчас главная сложность — определить, какие продукты попадут в программу импортозамещения. Эти вопросы только предстоит решать чиновникам.

Мы надеемся, что ситуация с реальными результатами импортозамещения в России всё же сдвинется с мёртвой точки.

Фото: keaz.ru