secretmag.ru
Опубликовано 10 марта 2016, 08:00

Павел Стенников. Как власти убивают сервисы такси в регионах

Борьба за безопасность — лицемерие

В конце прошлого года в Кемерово службе заказа такси «Максим» запретили сотрудничать с водителями, у которых нет разрешения на таксомоторные перевозки. Для судебного решения оказалось достаточно предположения прокурора, что существует «опасность причинения вреда в будущем» неопределенному кругу лиц. Результат — в феврале в городе убит водитель, который подобрал клиента с руки. Перекрыв доступ к прозрачной и безопасной системе заказов, чиновники, по сути, создали условия для гибели человека.

Павел Стенников. Как власти убивают сервисы такси в регионах

В конце прошлого года в Кемерове службе заказа такси «Максим» запретили сотрудничать с водителями, у которых нет разрешений на таксомоторные перевозки. Для вынесения соответствующего судебного решения оказалось достаточно предположения прокурора, что существует «опасность причинения вреда в будущем» неопределённому кругу лиц. Результат — в феврале в городе убит водитель, который подобрал клиента с руки. Перекрыв доступ к прозрачной и безопасной системе заказов, чиновники, по сути, создали условия для гибели человека.

Автомобиль есть у каждой второй российской семьи. По обеспеченности жителей личным транспортом наша страна вышла на пятое место в мире. Частники ездят на работу, возят своих родителей, супругов, детей и друзей — и поэтому берегут свои машины, содержат их в исправном состоянии. Могут подвозить и незнакомых людей. Особенно сейчас, когда к этому вынуждает экономическая ситуация. Никто не может запретить такую подработку. Но и разрешить её официально государство не торопится. Фактически чиновники не желают признавать эту категорию водителей, выталкивают их в тень, ставя под угрозу их жизнь.

Государство уже несколько лет не может написать для рынка такси правильный закон, учитывающий реальность. Пока закона нет, в регионах принимаются такие решения, как в Кемерове. То же самое происходит в Белгороде, Благовещенске, Ставрополе, Лениногорске и других городах. Это настоящая война, а на войне всегда есть жертвы. Под лозунгами безопасности чиновники готовы разрушить инновационную инфраструктуру, которая обеспечивает эту самую безопасность водителям и пассажирам. Водители, сотрудничающие со службами заказа такси, находятся в большей безопасности, чем те, кто берёт клиентов с руки, потому что всегда можно отследить, кто заказал такси и куда поехал. Те водители, у кого разрешения нет, получают от службы заказа помощь в его оформлении. Мы проводим осмотр транспорта, контролируем водителей, рассматриваем обращения пассажиров. Запрещая нам работать, чиновники делают услугу опаснее.

Что вообще такое безопасность? Власть думает, что это наличие разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Этим формализмом прикрываются и владельцы прогорающих таксопарков. Они огульно причисляют всех водителей, в свободное от работы время подрабатывающих на своём автомобиле, к наркоманам, алкоголикам, насильникам, с которыми навряд ли доберёшься к желаемому месту. Но статистика ГИБДД говорит об обратном. В 2015 году в РФ количество ДТП по вине водителей с разрешением на деятельность такси увеличилось почти на 5%, зафиксирован 1341 случай. При этом 44 легальных таксиста оказались пьяны. Похоже, никому не удаётся контролировать этот аспект в полной мере.

На самом деле безопасность — это вовсе не разрешение и не утренний медосмотр. В большей степени это социум, в котором живут люди, их обеспеченность, культура и желание исполнять законы. Если человек позволяет себе сесть за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ничто его от этого не удержит. С такими людьми надо просто прекращать сотрудничество. Именно так службы заказа такси и поступают.

Оспаривая право водителя без разрешения перевезти себя и пассажира, чиновники, по сути, оспаривают компетенцию государственных органов, выдавших гражданину водительское удостоверение. Это профанация темы безопасности. Какая разница, везёт водитель, которому государство дозволило управлять автомобилем и считает этот процесс безопасным, членов своей семьи, в том числе детей, или стороннего пассажира? Почему если водитель везёт своего ребёнка, то поездка по умолчанию безопасна, а если посадил постороннего человека — нет?

Смерть водителя в Кемерове — это только первое звено в цепи последствий для рынка, вызванных действиями чиновников, которые не думают, что творят, извращают законы, не видят за своими решениями человеческих судеб. За пять лет действия закона о такси в Кемерове выдано 5072 разрешения. При этом ежедневно на смену в городе, по нашим оценкам, выходят 10 000 — 12 000 перевозчиков. И так во всех городах. Запретят сервисы по заказу такси — куда пойдут все эти люди? Точно не за получением разрешения. Бомбить от бордюра можно и так.

Со словами «опасность причинения вреда в будущем» можно любой вид деятельности запретить. Рынок изменился и не вернётся к старому формату — для этого сначала смартфоны и интернет должны будут исчезнуть. Службы заказа создают условия для легализации таксистов, вводят приоритеты, снижают проценты, помогают с регистрацией и ведением учёта деятельности. Почему власти вместо того, чтобы поддержать эти усилия, проще уничтожать собственных граждан абсурдным запретом работать безопасно — непонятно.

Фотография на обложке: Tobias Titz / Getty Images