Андрей Кривенко. Почему бизнесмен должен уметь программировать
Основатель «Избёнки» кодит самIT стали одним из основных конкурентных преимуществ в любом бизнесе. Даже если ты торгуешь молоком, не стоит думать, что сможешь просто купить себе готовый софт для управления бизнесом. Чтобы отличаться от других, неминуемо придётся создавать IT-продукт. В идеале — собственными руками.
IT стали одним из основных конкурентных преимуществ в любом бизнесе. Даже если ты торгуешь молоком, не стоит думать, что сможешь просто купить себе готовый софт для управления бизнесом. Чтобы отличаться от других, неминуемо придётся создавать IT-продукт. В идеале — собственными руками.
Я — непрофессиональный программист, ни строчки кода никому не продал. Но программировал ещё в школе и вузе, мой диплом в МФТИ был посвящён компьютерному моделированию термоядерных реакций. И когда я начал создавать собственную компанию, то вскоре вновь стал писать код. Дело в том, что у «Избёнки» специфический бизнес, готовых IT-решений для него попросту не было и нет. В нашей сети были товары только под собственной торговой маркой (СТМ). Во всех существующих IT-системах нужно было вводить бренды — «Домик в деревне», «Простоквашино», а у нас стандартный товар «Молоко 3,2%» мог быть от совершенно разных производителей. Я попытался первое время работать с одной консалтинговой компанией, чтобы доработать их решение под себя, потратил деньги и время, но ничего хорошего не получилось. Стало понятно, что нужно создавать софт с нуля.
Начинал я работать в Microsoft Access — не самой приспособленной для управления масштабным бизнесом среде. В итоге мы стали, наверное, крупнейшей компанией в мире, работающей на Microsoft Access. В прошлом году благополучно перешли на базу SQL и «1С». Конечно, сейчас я всё реже сам пишу код, больше занимаюсь постановкой задач — с нами сотрудничает небольшая IT-компания «Автоматизация и консалтинг». У них много программистов работает на удалёнке — в Оренбурге, Костроме и других городах. Они справляются без технических заданий — я просто говорю, что мне нужно, а они оформляют ТЗ. Компания небольшая, что позволяет общаться с собственником напрямую и быстро всё решать. Но иногда я по-прежнему делаю всё сам. Например, в прошлом году написал программу-робота. Мы получаем около 15 тысяч SMS в месяц — люди активируют скидочные карты, привязывают к ним чеки и пр. Они часто ошибаются. Я написал программу, которая отвечает людям, исправляет их ошибки. Многие думают, что общаются с человеком, отвечают — «Спасибо».
Почему не бывает хороших готовых IT-решений? Весь аналитический софт на рынке подразумевает, что продавцы вбивают данные, а потом бухгалтеры, финансисты их разбирают, анализируют. У нас обычный пользователь, продавец-кассир, работает с самой аналитической программой напрямую, потому что интерфейс рассчитан на людей, далёких от IT. Поэтому больше чем на 1000 человек персонала у нас работает бухгалтеров по товародвижению всего 5 человек. Причём они готовят отчётность не только по РСБУ, но и по МСФО.
Традиционное IT-решение предполагает, что в каждый магазин ставится сервер и к нему подключаются кассы, раз в день серверы скидывают информацию в общую базу. У нас все магазины всё время онлайн — мы видим продажи и ошибки в реальном времени. Не нужно совершать дополнительных действий, чтобы искать проблемы. Например, продавец решил списать 5 кг колбасы. А у нас информация о всех списаниях на сумму больше 400 рублей отправляется к управляющему. Более того, письмо и SMS сразу же получает технолог. Значит, ему нужно пообщаться с поставщиком этой колбасы — откуда взялся некачественный товар? Мы не работаем задним числом. Нельзя что-то исправить или скрыть. У всех наших менеджеров телефоны с двойными батарейками — они целый день «в полях», а информация о продажах сразу же идёт к ним на почту.
Большая проблема нашего бизнеса — списания, так как мы работаем со скоропортящимся товаром. Склад ошибся, спрос упал — мы теряем миллионы рублей. Вот товар, он ещё свежий, но уже пришёл новый. Что же делать? В апреле прошлого года мы были в Англии — это был бизнес-тур по крупнейшим британским сетям. В Tesco мы подсмотрели интересную систему скидок — ближе к вечеру цены на скоропортящиеся товары, которые надо быстрее продать, снижаются на 50%. Уже в июне мы внедрили это решение у себя и полностью избавились от списаний товара по сроку, которые до этого занимали до 5% выручки. Когда я рассказываю это программистам, никто не верит в такие скорости.
Проблема всех «коробочных» IT-решений — компания должна подстраиваться под программу. Это неправильный подход — софт должен подстраиваться под бизнес. У нас много менеджеров, которые ничего не понимают в IT. Они придумывают решения и не задумываются, а реально ли это сделать. Обычно всё наоборот. Сидит IT-директор, которому нужно уложиться в бюджет, менеджеры его просят о чём-то, а он отказывает — нет, так нельзя сделать, это будет стоить миллионы. В моей компании роль IT-директора выполняю я сам, и я редко отказываюсь от достойных идей. Точно так же у нас нет директора по персоналу — каждый менеджер отвечает за своих людей.
Когда у автомобиля заканчивается гарантия, ничто не мешает начать его обслуживать в неофициальном сервисе. Если вы приобрели ERP-систему, например SAP, то никто, кроме сотрудников SAP, с ней работать толком не сможет — ты навсегда подсел на эту иглу. Все IT-компании зарабатывают на поддержке и внедрении. Им выгодно внедрять IT-продукты вечно, как нашим дорожникам выгодно вечно менять асфальт.
На создание своей собственной IT-системы мы потратили миллионов 5 рублей, если бы пытались купить что-то готовое, то ушло бы $10 млн как минимум. При этом у нас бы не было гибкости. Более того, свой софт вполне может стать отдельным бизнесом — сейчас я подумываю, как его можно было бы упаковать и продавать коллегам-ритейлерам.