Как выйти в США и не разориться на найме сотрудников
— опыт Константина МакароваДва года назад мы запустили сервис для имейл-маркетинга SendPuls. Мы сделали платформу, которая автоматизирует рассылки в разных почтовых службах и мессенджерах. Почти сразу мы вышли за пределы домашних рынков России и Украины, а в прошлом году попали в программу Startup Accelerator и стали работать в США. За год мы научились нанимать сотрудников и экономить на офисе, а теперь готовы поделиться советами.
Два года назад мы запустили сервис для имейл-маркетинга SendPulse. Мы сделали платформу, которая автоматизирует рассылки в разных почтовых службах и мессенджерах. Почти сразу мы вышли за пределы домашних рынков России и Украины, а в прошлом году попали в программу Startup Accelerator и стали работать в США. За год мы научились нанимать сотрудников и экономить на офисе, а теперь готовы поделиться советами.
Где искать сотрудников
В США есть несколько популярных ресурсов для поиска и найма персонала. Самые лучшие — AngelList (нацелен на наём ИТ-специалистов), GlassDoor (вакансии средних и крупных компаний), Workable (недорогой новый сервис — агрегатор вакансий).
Многие компании пользуются профессиональной соцсетью LinkedIn. Мы размещали вакансии на всех ресурсах, кроме этого, поскольку для Нью-Йорка (именно там базируется наш американский офис) корпоративная версия сервиса стоит $499 за размещение одной вакансии — это неоправданно дорого.
Многие используют для поиска сотрудников ресурс бесплатных объявлений Craigslist, но специалистов в сфере ИТ найти на нём сложно — чаще там публикуют вакансии представители мелкого традиционного бизнеса. Поэтому мы им тоже не пользовались.
Оказалось, что самый эффективный инструмент поиска сильных сотрудников в Америке — нетворкинг. Первым сотрудником нашей команды в США стал директор по продажам, которого мы наняли по рекомендации от акселератора. Затем он посоветовал взять ещё одного человека на должность менеджера. Нанятые по рекомендации сотрудники быстрее адаптируются к работе, поскольку их рекомендуют люди, знакомые с нашей индустрией.
Если знакомых, которые могут рекомендовать работников в США, нет, я рекомендую посещать тематические митапы. В Америке постоянно проходят встречи специалистов из разных сфер, так что легко найти подходящее. Для поиска событий можно использовать ресурс Meetup. Правда, там довольно много слабых мероприятий для любителей просто потусоваться. Так что придётся потратить время, чтобы найти что-то стоящее.
Помните, что американцы — настоящие профессионалы самопрезентации. К сожалению, нередко этим способности кандидата и ограничиваются. Поэтому, если у вас есть в стране более опытные коллеги, стоит попросить их прийти на встречу с кандидатом — возможно, они смогут увидеть тревожные признаки, которые вы сами пропустили, так как потенциальный сотрудник качественно себя подал. Я уже научился распознавать некоторые тревожные звоночки. Например, если кандидат на менеджера по продажам соглашается с любыми поставленными планами и даже не думает усомниться в их реалистичности, то это первый сигнал о том, что кандидат может быть не так уж хорош.
Сколько нужно будет тратить на зарплаты
Прежде чем подписать контракт, надо представлять, во сколько вам обойдётся новый сотрудник. Средняя зарплата в США — около $44 000 в год. В сфере ИТ зарплаты выше, и специалиста меньше чем на $70 000 в год вы вряд ли найдёте.
На размер зарплаты влияет не только отрасль, но и город, в котором нужно нанять сотрудника. В Нью-Йорке или Сан-Франциско зарплаты профессионалов, связанных с технологиями, ещё выше — в среднем это $85 000 в год для первого города и почти $100 000 для второго.
Мы строили в США отдел продаж, поэтому нам не нужно было нанимать программистов. Но это ничего нам не сэкономило — нормальный продажник с опытом работы в Нью-Йорке не может стоить меньше $100 000 в год. Также сотрудники хотят получать бонусы, опционы и другие привилегии вроде дорогих медицинских страховок, покрывающих расходы членов семьи. Такая страховка обойдётся в $10 000 — 15 000 в год. Правда, полисы с базовым набором услуг стоят не так дорого — всего несколько сотен долларов на человека в год (и базовую страховку должны предоставлять все американские компании).
Из приятных для бизнеса плюсов — почти все основные налоги (пенсионные отчисления, федеральный налог на зарплату и налог штата) в США платят сами сотрудники. Зарплатные сборы с работодателя составляют 10–15% в зависимости от штата. Для специалиста с зарплатой в $75 000 в год за налоги и страховку в среднем вы будете платить ещё примерно $10 000.
Если сотрудник работает по контракту, он вообще оплачивает все налоги самостоятельно. Сейчас у нас один менеджер по продажам на зарплате (payroll), а ещё один — на контракте. За последнего мы платим только стоимость контракта. Однако это не значит, что команду можно сформировать целиком из «контракторов».
Если все сотрудники будут работать в таком режиме долгое время, у властей могут появиться вопросы. Далеко не все талантливые специалисты согласны на контракт, ведь права контрактника защищены хуже. К примеру, в случае травмы на рабочем месте ответственность будет нести работодатель, только если сотрудник в штате.
Для оформления сотрудника на зарплату стоит нанять профессионального бухгалтера с лицензией CPA (certified public accountant). Это стоит недорого — в районе $100 в месяц за ведение одного сотрудника — и позволяет избежать ошибок в расчётах. Найти бухгалтера можно довольно быстро на Craigslist, Upwork или с помощью объявлений в местных бумажных газетах.
Другой вариант — использовать специализированные сервисы типа ADP или SquareUp Payroll Service, которые будут вести подсчёты и сдавать отчёты за вас (российский аналог — сервис «Кнопка»). Обычно это немного дешевле бухгалтера — $35–50 в месяц.
Как искать офис
Нет смысла сразу арендовать серьёзный офис. В США очень многие успешные фирмы сидят в коворкинге, а у их сотрудников нет собственных рабочих мест. Даже гиганты вроде Microsoft переводят часть сотрудников в коворкинги, чтобы те перенимали подход молодых развивающихся компаний, которые арендуют там рабочие места.
Самые известные коворкинги — это сети Regus и WeWork. Мы арендовали офис в Нью-Йорке в Alley Coworking. Он расположен рядом со станцией метро Union Square — это самый центр города, где сосредоточено большое количество наших потенциальных клиентов, мелких и средних компаний.
В среднем место на одного человека в нью-йоркском коворкинге стоит примерно $600–800 в месяц. За эти деньги можно использовать офисную технику и переговорки (обычно не больше 10 часов в месяц), получать чай, кофе и снеки. Нередко по пятницам и праздникам дают бесплатное пиво.
В коворкинге мы избавлены от необходимости заключать длинный контракт, можем платить помесячно и быстро наращивать или уменьшать арендуемую площадь. Мы снимаем микроофис на два-шесть человек, поэтому у нас контракт на три месяца. Потом мы в любой момент можем отказаться от него, предупредив коворкинг за 30 дней. А если бы мы арендовали традиционный офис в бизнес-центре, он обошёлся бы минимум в $3000 в месяц, причём контракт пришлось бы заключить на год.
В Кремниевой долине расценки похожи на нью-йоркские, так как большинство коворкингов сетевые. Однако мы решили не ехать в Калифорнию — оттуда сложнее общаться с удалённой командой в России из-за слишком большой разницы во времени. Разрекламированные плюсы Долины вроде развитой венчурной экосистемы для нас не очень актуальны, так как инвестиций мы не ищем. Для нас важнее доступ к малому и среднему бизнесу, а также скорость принятия решений компаниями — и Нью-Йорк тут вне конкуренции.
Легко ли уволить сотрудника
Что делать, если вы всё-таки ошиблись с наймом? В США расстаться с сотрудником просто. Компания может уволить любого работника в любой момент — человек получает последний чек (обычно это зарплата за две недели) и может быть свободен. Конечно, есть и обратная сторона медали: сотрудник на зарплате может так же легко сменить работодателя, предупредив его за минимальный срок. Хорошо, что страховку вы оплачиваете помесячно.
Когда американские коллеги слышат о том, как процесс увольнения устроен в России — с выплатами множества окладов и прочими бюрократическими процедурами, — это их шокирует. В Америке есть только правила хорошего тона, когда увольняемому сотруднику предоставляют дополнительный чек с жалованьем за одну-две недели. Но никакие законы не обязывают так делать.
Это очень удобно в нашем случае — мы нанимаем менеджеров по продажам, так что оценивать работников и принимать решение о дальнейшем сотрудничестве просто. Если менеджер не приносит выручки и в будущем вряд ли заключит новые контракты, мы прекращаем работу с ним. С одним из не подошедших сотрудников мы расстались именно так — сообщили ему об этом за две недели, и никаких вопросов не возникло.
При найме первых сотрудников есть смысл не платить им зарплату сразу, а сначала нанять на контракт длиной в два-три месяца — конечно, если удастся уговорить специалиста. Это позволит сэкономить. Однако у этого подхода есть и минусы: если сотрудник не понравится и в контракте не будет прописана возможность расстаться с ним в любой момент без обязательств, то придётся терпеть его до конца срока действия договора. Парадокс — избавиться от такого сотрудника сложнее, чем от того, кто работает у вас в штате. Но уж точно легче, чем в России.
Фотография на обложке: Michel Setboun / Flickr