Павел Двуреченский. Как вас обманывает ваша служба безопасности
Они воруют больше, чем экономятДаже в самом отлаженном бизнесе, который ежеквартально аудирует «большая четвёрка», воруют регулярно и много. По моему опыту 95% случаев воровства приходится на сотрудников, 75% из них — на службу безопасности (СБ). Я расскажу об их излюбленных методах хищений, о которых узнал на собственном опыте.
Даже в самом отлаженном бизнесе, который ежеквартально аудирует «большая четвёрка», воруют регулярно и много. По моему опыту 95% случаев воровства приходится на сотрудников, 75% из них — на службу безопасности (СБ). Я расскажу об их излюбленных методах хищений, о которых узнал на собственном опыте.
Неучтённый нал
Почти в каждой компании есть оборот наличных денег. Их используют для выплаты «серой зарплаты», откатов, взяток, подарков. Хранение, перевозку и выдачу таких денег чаще всего курирует СБ. Она сопровождает инкассаторские броневики, обустраивает сейфовые комнаты, арендует банковские ячейки. За такими операциями следят гораздо жёстче, чем за обычными, поэтому СБ действует по следующей схеме.
Заранее проинструктированный своим руководством сотрудник — назовём его Егор — отвозит в банковскую ячейку определённую сумму денег. Он проходит туда с сумкой, через пять минут выходит с ней и уезжает. На следующий день или спустя несколько часов Егор возвращается в ячейку. Спустя 30 секунд выбегает оттуда взволнованный, звонит кому-то, зовёт руководителя банка. Оказывается, денег в ячейке нет. Сотрудники СБ пишут заявление в полицию, докладывают руководству фирмы о поисках, выдвигают гипотезы о вине банкиров. Работа кипит, СБ выделяют дополнительные деньги, а толку никакого.
Что произошло на самом деле? Руководство СБ заранее спланировало операцию по хищению. Егор ничего в ячейку не закладывал, а спокойно забрал деньги с собой и «распилил» с руководителями. СБ рапортует о теории большого заговора и пудрит собственнику мозги.
Игра в обезьянку
Егор, зная слабые места компании (контрагенты-однодневки, серая зарплата, работа мигрантов без документов), договаривается со своим другом или знакомым из подразделений МВД УЭБ (управление экономической безопасности) или ПК (противодействие коррупции) о том, что последний отправит запрос о предоставлении документов по слабому месту в их контору и вызовет к себе гендиректора.
Собственник в шоке, срочно вызывает Егора. Егор смотрит на запрос, хмурит брови, говорит, что знает этого оперативника, характеризует его как сотрудника, который копает как крот, просто так не отстанет, договориться с ним не получится, так как денег он не берёт в принципе. Подумав, Егор вспоминает, что знаком с его руководителем и через него вопрос можно попробовать «закрыть».
Собственник, конечно, передаёт Егору названную им сумму, а тот делится с оперативником. Ситуация может регулярно повторяться с запросами от разных оперов из разных подразделений.
Абонентская плата
Когда бизнес арендует производственную базу или заходит на стройку, местные госорганы чувствуют запах денег и насылают проверки из разных ведомств. Опять появляется Егор и обещает со всеми договориться за определённую ежемесячную «абонентскую плату». Обычно он действительно с кем-нибудь договаривается — чаще всего с местным отделом полиции или участковым, а плату за отсутствие проблем с другими органами кладёт себе в карман. Если кто-то из них действительно приходит, Егор объясняет это форс-мажором и немедленно едет к кому-то всё выяснять. Он даже может сказать, что выписанный штраф будет оплачен из будущей абонентской платы. Потом действительно сам платит штраф — и через месяц ежемесячные доходы возобновляются.
Мифические откаты
Откаты — это, увы, российская действительность. Но иногда эсбэшники сами их придумывают. Например, вам предстоит участие в тендере на право стать поставщиком по крупному контракту. Чтобы выиграть его, можно предложить откат. Ваш эсбэшник Егор утверждает, что знает важного человека в компании, которая проводит тендер, и он убедил того получить откат после совершения сделки. Если сделка выгорает, Егор прибегает к хозяину за деньгами. Если нет — разводит руками и объясняет, что что-то сорвалось, поэтому он и не брал деньги вперёд.
Присвоение текущих расходов
Это самое небольшое по размеру хищение. Но оно неприятно тем, что даже из-за таких небольших сумм безопасники готовы на обман. Суть в следующем. В компании приняты компенсации, которые не требуют детальных отчётов — например, оплата топлива для личных авто, пробивка сотрудников по базам МВД, аренда банковских ячеек на физическое лицо, подарки друзьям из госорганов. Основания для компенсаций периодически меняются — старые ячейки закрываются, продаётся личный автомобиль, через базу МВД бесплатно проверяют друзья-оперативники, а денег Егор берёт столько же, сколько в прошлом месяце.
Что делать?
Во-первых, собственник обязан иметь в ближайшем окружении хорошего юриста, который может диагностировать признаки мошенничества со стороны СБ. Во-вторых, нужно дружить с коллегами по бизнесу и регулярно в неформальной обстановке обсуждать с ними проблемы, которые возникают с безопасниками, и советоваться, как свести к минимуму воровство в компании. Я, к примеру, хожу в дорогой фитнес-клуб и беседую с бизнесменами своего и более высокого ранга. В-третьих, сообщайте вашей СБ дезинформацию о каких-либо проблемах и смотрите, как они будут их решать и что именно докладывать.
Фотография на обложке: Win-Initiative / Getty Images