secretmag.ru
Опубликовано 02 мая 2018, 10:37

Как улучшить любую презентацию

— разбирается преподаватель риторики Александр Кукушкин

Презентация завоевала мир. Все делают презентации и обо всём делаются презентации. Скоро даже признание в любви не сможет обойтись без этого формата, особенно если рассматривать браки по расчёту, которые являются ничем иным как бизнес-проектом. В конце концов, бизнес-презентации — абсолютная норма.

Как улучшить любую презентацию

Презентации делают все и обо всём. Скоро даже признаться в любви нельзя будет без слайдов. Особенно если рассматривать браки по расчёту, которые являются ничем иным как бизнес-проектом. В бизнесе презентации — абсолютная норма.

Но тут есть нюанс: люди начинают делать презентации не потому, что это отличный способ донесения мыслей, а потому что так принято, так положено, так надо. Но когда люди делают что-то, только потому что так надо, качество обычно страдает.

Между тем, есть шесть простых шагов, которые помогут сделать успешной любую презентацию. Ознакомившись с ними, вы поймёте, почему именно этот способ донесения информации стал настолько популярным.

Шаг 1: уберите со слайдов весь текст

Вообще весь — все буквы до единой, словно ваш шрифт заблокировал Роскомнадзор. Должны остаться только картинки, графики, линии, цвета, должны остаться только изображения. И попытайтесь с этим материалом рассказать презентацию. Получилось? Всё ли понятно? А интересно ли? Как сильно вам пришлось изменять устную часть презентации?

О чём этот шаг: люди очень быстро читают. Гораздо быстрее, чем вы говорите. Поэтому не надо писать на слайдах то, что вы и так произнесёте, ведь вашим слушателям будет неприятно два раза воспринимать одно и то же. Текста на слайдах должно быть как можно меньше — верните только то, что действительно надо вернуть, а потом подумайте, нельзя ли и это убрать. И сделайте так, чтобы устная часть доклада не повторяла письменную.

Шаг 2: уберите докладчика

Пусть будут одни слайды и ничего больше. Как вы понимаете, мы пытаемся довести до ума каждую составляющую презентации — теперь визуальную. Она должна быть самодостаточной, интересной, понятной и последовательной. Даже без докладчика.

О чём этот шаг: люди хотят шоу. Если вы используете самый широкий канал донесения информации, то странно не использовать его во всю мощь. Ваши картинки и графики могут не быть произведением искусства, но к этому следует стремиться. Они должны быть хороши и уместны настолько, чтобы отпечатываться в памяти зрителей одним только своим визуальным совершенством. Грустно демонстрировать людям то, что они уже видели. Не следует воспринимать слайды как дополнительный иллюстративный материал — нет, он вполне основной.

Шаг 3: уберите слайды

Да, сделайте устную презентацию. По старинке, как во времена Аристотеля. Всё внимание будет на вас, людям будет нечем любоваться на экране, они будут только слушать оратора и разглядывать его. Осталось ли что-нибудь от вашей презентации после этого?

О чём этот шаг: людям хочется общаться с людьми. Информация, тем более визуализированная — это прекрасно, но аудитории важен человек, который эту информацию предоставляет. То есть вы. Продемонстрируйте людям себя, не прячьтесь за слайды, они всего лишь отражают ваш опыт и знания, так что можно и без них. Устная часть презентации должна быть достаточно хорошей, чтобы обойтись без чего бы то ни было ещё.

Шаг 4: уберите 85% презентации

Оставьте только начало и конец. Всё ли нормально? Понятно ли, о чём речь? Ясно ли, что вы хотите сказать, к чему призываете, почему это важно для слушателей? Должно быть ясно и понятно.

О чём этот шаг: люди слушают начало и конец. Нет-нет, в середине они тоже могут слушать, но вот начало и конец они слушают обязательно. Это психология, с ней ничего не поделать. Поэтому начало и конец так важны, поэтому они должны быть очерченными и выделенными. И их одних должно быть достаточно для понимания и принятия всей презентации.

Шаг 5: уберите вообще всё

Всю презентацию, полностью. Пусть останется лишь описание вашего выступления, например, в программке конференции. Обидно ли вам, что в это описание не влезло всё богатство фактуры, вся интеллектуальная мощь и фантастическая полезность выступления? Если обидно, то надо переделывать — и не только описание.

О чём этот шаг: люди запоминают одну главную мысль. Мы так устроены — любое выступление мы пытаемся превратить в одно предложение, чтобы было легче держать в голове. При необходимости эта мысль развёртывается, и мы вспоминаем всю презентацию, но это при необходимости. Будьте уверены, ваше выступление тоже останется в головах в виде одного предложения. Если вам хочется, чтобы это предложение было правильным (то есть полезным для вас) составьте его, проговорите и подчините ему всю презентацию.

Шаг 6: теперь уберите даже слушателей

Поставьте на их место других. Можете взять совсем других людей. Например, пенсионеров или космонавтов. Но лучше — чуть-чуть других, очень похожих на ваших слушателей, но всё-таки не их. Презентация потеряла смысл? Нет? Должна была потерять.

О чём этот шаг: люди хотят, чтобы обращались конкретно к ним. Не вообще, а конкретно. Легко говорить всем обо всём. Но это бесполезное занятие. Мы хотим, чтобы оратор пришёл к нам, ради нас и решил нашу проблему. Не ориентируйтесь на Стива Джобса — в мире очень мало людей, которые способны обращаться ко всему миру сразу. Говорите с узкой группой людей — они это почувствуют и будут признательны.

Заключение

Если идти по этим шести шагам в обратном порядке, получится правильная последовательность работы над выступлением: сначала разбираемся с аудиторией и её запросами, потом одним предложением формируем смысл всей презентации, затем к этому предложению добавляем вступление и заключение, после чего превращаем всё в устную речь и наконец добавляем визуальный ряд, откуда убираем почти весь текст.

В отличие от классического выступления презентация более активно задействует зрительный канал передачи информации. И этим нужно правильно пользоваться, иначе плюсы превратятся в минусы — картинки будут лишь отвлекать от сути, захламлять повествование. Но в остальном презентация мало чем отличается от обычной речи, поэтому её нужно ориентировать на решение проблемы аудитории и узко затачивать под одну главную мысль.

В этом и только в этом случае презентация из повинности превратится в мощный инструмент воздействия на слушателей.

Главные новости и лучшие лонгриды «Секрета» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Фотография на обложке: Image Source / Getty Images